СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы учителя физкультуры родителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

   Если ребенок будет с радостью ходить школу, взахлёб рассказывать о своих новых товарищах и учителях, с интересом выполнять домашние задания - все нормально, он адаптировался к новой жизни. Но бывает, что первоклассник становится безразличным ко всему или, наоборот, слишком нервозным и одно упоминание о школе вызывает у него раздражение. По утрам мама с трудом поднимает его с постели, а он хватается за любой предлог, лишь бы остаться дома. Может быть, ему не по силам новые нагрузки, которые с первых дней ложатся на первоклассников? А может быть, ребенок понял, что он не самый лучший и не самый умный, как ему постоянно внушалось дома. Это «открытие» делает его пребывание в школе очень некомфортным. Начинаются конфликты и с учителями, и с одноклассниками. Здесь уже родителям надо принимать меры, возможно, понадобится даже помощь психолога.

Но нередко трудности возникают по другой причине. Когда ребенка принимают в школу, никто не обращает внимания на его физическое развитие. А ведь от него в немалой степени зависит, как школьник будет выдерживать возросшие нагрузки.

К сожалению, современные дети приходят в школу слабенькими физически. Мне, учителю физкультуры, приходится немало времени тратить на то, чтобы научить первоклассников элементарным физическим упражнениям. Более 70% из них не умеют даже прыгать через короткую скакалку. А когда дело доходит до бега, просто плакать хочется — малыши стараются изо всех сил, но бег больше чем на 300 метров для них становится пыткой: у них появляются боли в области печени, мышечная усталость, затрудненное дыхание. Подтягивание на высокой перекладине для мальчишек часто остается недостижимой мечтой, а ведь именно в этом возрасте, когда вес тела еще небольшой, такое упражнение легче всего освоить.

А простейший прыжок в длину с места! Практически у всех детей слабый торс и атрофированные мышцы спины, что не позволяет им элементарно оттолкнуться двумя ногами от пола.

Если родители не занимаются физической подготовкой детей до школы, то у маленьких школьников почти неизбежно возникнут проблемы со здоровьем. Ведь теперь они вынуждены подолгу сидеть за партой, а гиподинамия для неокрепших организмов особенно опасна. Есть и еще один важный аспект - психологический: ребенок, не умеющий делать простые упражнения, может вызвать насмешки одноклассников на уроках физкультуры. А это негативно скажется на становлении личности: он вырастет неуверенным в себе, закомплексованным, может потерять друзей.

Пока не поздно, найдите время, чтобы наверстать упущенное. Дети любят двигаться. Проводите с ними «уроки физкультуры» в виде игры - ребенок охотно пойдет на это. Для нормального развития дошкольника надо отводить на такие занятия по два часа в день, не меньше. Можно предложить ребенку проверить, готов ли он к школе, - это наверняка станет хорошим стимулом для занятий.

Итак, что же должен уметь потенциальный первоклассник?

  • Осанка. Прежде всего надо научить его принимать так называемую основную стойку - пятки вместе, плечи расправлены, подбородок приподнят, живот слегка втянут, руки по швам. Для начала пусть ребенок встанет спиной к стене (без плинтуса) или к двери. Он должен касаться ее затылком, лопатками, ягодицами, икроножными мышцами, пятками. Постояв немного, пусть пройдется по комнате, а затем опять встанет к стене. Проверьте, изменилось ли положение его тела. Если да, то стоит повторять это упражнение почаще, пока не выработается хорошая осанка.
  • Повороты. Надо освоить повороты направо, налево, кругом. Замечу, что поворот кругом выполняется только через левое плечо.
  • Бег. Ребенок должен пробегать дистанцию 30 метров за 5,5 секунды. Обучить высокому и низкому старту - дело учителей физкультуры, но ребенок должен знать, что скорость ходьбы или бега зависит от двух параметров - длины шага и частоты движений. Например, если наперегонки побегут длинноногий пятиклассник и крохотный дошкольник, то еще не факт, что выиграет первый. Просто надо работать руками как можно чаще, тогда ноги начнут синхронно двигаться сами по себе. А для увеличения длины шага следует поднимать бедро как можно выше и ставить ногу на носок, словно бежишь по раскаленному песку. Если ребенок летом побегает по песчаному берегу или мелководью, преодолевая сопротивление воды и рыхлого песка, то осенью его результаты заметно улучшатся.
  • Упражнение для пресса. Исходное положение: лечь на спину с согнутыми ногами, пальцы рук переплетены за затылком, локти касаются пола. Вдохнуть, приподнять туловище, ноги вытянуть на полу -выдохнуть через рот. Это упражнение улучшает координацию и осанку. Первые 20 секунд темп медленный, затем его надо ускорить. За 30 секунд мальчики должны выполнять 18, а девочки 13 подъемов туловища. Для малышей это упражнение особенно важно: нельзя рассчитывать на то, что ребенок приобретет правильную осанку при слабо развитом мышечном корсете.
  • Прыжки в длину с места. Сделав глубокий вдох, отвести руки назад, резко оттолкнуться и прыгнуть. Результат определяется по задней точке касания поверхности в момент приземления. Норматив для первого класса: мальчики - 140, девочки - 130 см. Это тест на «взрывную силу» пояса нижних конечностей. Кроме того, по нему можно контролировать степень слаженности работы рефлекторной дуги - насколько точно срабатывают мышцы по сигналу мозга. Если ребенок интенсивно растет, результаты могут несколько снизиться - нервные окончания иногда  не успевают» за мышцами, но это легко исправить тренировками.
  • Отжимания из упора лежа, руки шире плеч. Сгибание рук выполняется до выхода плечевых костей «в горизонталь» со спиной. Норма для мальчиков - 18, а для девочек -  15 отжиманий.
  • Подтягивание на высокой перекладине. Норма для мальчиков - 5 раз. Девочкам можно подтягиваться на низкой перекладине, когда носки касаются пола. Для них норма - 12 раз.
  • Упражнение на гибкость позвоночника. Отметить на полу прямую линию, посадить ребенка на пол так, чтобы его пятки касались этой линии (расстояние между пятками -   30 см). Ребенок наклоняется вперед, не сгибая ног в коленях, пальцами рук касается пола как можно дальше. Нужно продержаться в таком положении не менее 2 секунд. Если мальчик «зашел» за линию на 10 см, а девочка - на 12 см, то это прекрасный результат. Но если ребенок даже не дотянулся до линии, родители должны насторожиться. Гибкость обязательно нужно развивать. Пожалуй, это единственный норматив, в котором у девочек результат должен быть выше, чем у мальчиков. Девочки - будущие мамы, а при вынашивании плода нагрузка на позвоночник увеличивается, поэтому его надо укреплять с детства.

Я привел минимальный перечень физических нагрузок, с которыми придется столкнуться первокласснику на уроках физкультуры. А есть еще упражнения на равновесие, опорные прыжки, лазание по канату, прыжки в высоту, спринтерский и стайерский бег, спортивные игры, лыжи.    

Оставшееся до школы время нужно провести с максимальной пользой для ребенка. Дети набирают физическую силу быстро, причем с особым удовольствием они это делают вместе со взрослыми. Покажите им пример, научите тому, что можете делать сами.

 

 

 

31.12.2014 18:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!