© 2024 30
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Совместная Программа
Центра внешкольной работы с детьми и подростками по месту жительства г. Луганск.
На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду».
БЫТЬ В ДВИЖЕНИИ — ЗНАЧИТ УКРЕПЛЯТЬ ЗДОРОВЬЕ
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжке с разбега рассчитать так, чтобы в нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препятствие.
Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость и др. Особенно важно поддерживать в детях желания и умения преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.), самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент. Например, неширокую канавку можно перепрыгнуть с места или с разбега, а вот в широкую надо спуститься с одной стороны и вылезти с другой, или обежать, если она короткая; над речкой по доске легко пройти, ставя ступни обычно, по двум параллельным жердочкам придется ноги расставить пошире, а по круглому бревну безопаснее пройти боком, делая приставные шаги.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий — прошли ровной колонной, согласованно выполнили подскоки. Богатая разнообразными движениями деятельность детей делает их пребывание на воздухе интересным и длительным.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений. Прыжки и метание, совершенствуя координацию движений, в то же время относительно мало влияют на развитие выносливости. Вместе с тем упражнения в ходьбе и беге, способствующие, при определенных условиях, формированию важного для жизни качества — выносливости, мало содействуют образованию координации, связанных со сложными движениями рук. Свобода применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает большие возможности для проявления детьми активности, инициативы и творчества.
Младших детей интересует сам процесс движения, действия в игре, поэтому они, например, и не убегают от ловушки, а бегут ему навстречу. Пример взрослого лучше всего воспринимается ими в совместной деятельности, например при катании и бросании мяча старшему, пролезании в обруч, который держит мама. Важным для малышей оказывается мотив эмоциональной привлекательности — красивый яркий обруч, звучащая погремушка.
Старшие интересуются результатами своих действий: научился долго отбивать мяч, прыгать через скакалку, попадать битой в городки. Здесь важен и наглядный результат — попал в корзину, подпрыгнул и достал до ленточки, влез до верха лестницы.
Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны стремиться их закрепить. Своим положительным отношением, справедливой оценкой возбудить у ребенка желание физического совершенствования. Поддерживаемый взрослыми интерес, их внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможности попробовать свои силы в новых движениях.
Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности. Увеличивается умение детей самостоятельно организовывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соответствии со своими желаниями и возможностями.
Имеет значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы здесь разные — туристские походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях «Всей семьей — на старт». У некоторых детей рано проявляются определенные способности к координации движений, умение быстро овладевать новыми движениями, чувство ритма, прыгучесть. Нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями. Роль взрослого — не дать ребенку ограничиться каким-то одним движением, например ездой на самокате, игрой с мячом, прыжками со скакалкой.
Особое внимание следует уделять малоактивным детям, стимулировать их двигательную деятельность, предлагать им интересные упражнения, чаще включать в веселые игры сверстников, словом, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него способности.
Другого подхода требуют дети, двигательная деятельность которых ограничивается после перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из веселых упражнений и игр, сажать на скамейку, запрещать всякие движения, что может привести к снижению у них потребности в активной деятельности. Следует посоветоваться с врачом и найти доступную форму участия, например раздать и собрать мелкие физкультурные пособия (платочки, флажки), выполнять упражнения в невысоком темпе, выбрать считалочкой водящего в игре. Постепенно включать их в те движения, которые не вызывают большой нагрузки: ходьба, перешагивание, метание, передача мяча и др.
Родители и другие взрослые, принимающие участие в воспитании, должны знать примерный объем тех умений и особенностей их выполнения, которыми может и должен владеть их ребенок.
Большое разнообразие движений и их вариантов, доступных школьнику, создает условия для развития и совершенствования двигательных качеств — быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Бег, прыжки, метание, лазание, умение уверенно и ловко действовать в сложных и часто меняющихся условиях среды — все это необходимо детям в игровых и жизненных ситуациях, приносит успех в спортивных движениях, подвижных игрax, позволяет ребенку полнее проявить свои двигательные способности.
Нужно ли учить детей движениям или они сами ими овладеют в играх и упражнениях? Несомненно, нужно! При обучении движениям дети осваивают их быстрее. Реже допускают те ошибки, которые возникают при первых самостоятельных попытках овладеть движением. Из-за первоначальной скованности, напряженности ребята выполняют ходьбу и бег шаркая ногами, опустив голову, не помогая движениями рук. В прыжках они не могут оттолкнуться одновременно двумя ногами, в лазаньи не получается ритмичное чередование рук и ног. При систематическом обучении дети овладевают довольно быстрым легким бегом, далеким прыжком, четкой координацией в лазаньи.
Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровнем их подготовки, не слишком усложняя, но и не занижая содержание упражнений и требований к качеству их выполне-ния; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигатель-ных умений, но и предусматривать повышение к ним требований Так, увидев, что дети легко прыгают в длину на 50 см, надо увеличить расстояние, ввести дополнительное задание; например, во время прыжка хлопнуть в ладоши, активно взмахнуть руками при отталкивании. Постепенное повышение требований позволяет сохранять интерес детей к двигательным заданиям, стремление улучшать свои показатели, не останавливаясь на достигнутом. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним движения, но более простого. Например, после освоения подскоков на месте дети могут переходить к прыжкам с продвижением вперед, овладев метанием в неподвижную цель, учиться попадать в движущуюся.
Начальное разучивание движений надо вести в несколько замедленном темпе, чтобы проследить, какие ошибки допускают дети, и своевременно попытаться их устранить.
Для прочного закрепления движений их необходимо повторять, но стараться обязательно сохранить к ним интерес детей. Для этого следует разнообразить задания, вводить усложнения при обучении одному и тому же движению. Например, предлагать бег с чередованием ведущего, прыжок через линии или палочки, ползание на доске и скамейке. Детей чаще подбадривать, положительно оценивая действия, особенно если ребенок приложил усилие, проявил упорство в достижении результата. При оценке действий школьников предъявлять выше требования к качеству движений, проявлению активности, инициативы, выдержки.
Недостаточно освоенные детьми движения не спешить включать в подвижные игры, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты. Эмоциональное напряжение в игре, стремление выполнить правила и добиться успеха (поймать бегущего, попасть в цель, перепрыгнуть ров) вынуждают ребят спешить и поэтому они нередко преодолевают ров перешагиванием, тяжело приземляясь на одну ногу; убегают от ловушки согнувшись, метают в движущуюся цель только правой рукой и т. п. Иногда ребенку необходима непосредственная помощь взрослого. Для этого взрослый помогает принять требуемое исходное положение при лазаньи, поправляет положение руки при замахе. Однако помощь должна быть кратковременной, чтобы ребенок не привык к такой стимуляции, а действовал самостоятельно.
При усвоении движений следует опираться на сознательность и активность дошкольников. Воспитывать у них стремление действовать самостоятельно, целеустремленно, проявлять все большие физические усилия для достижения поставленной цели, чтобы дети учились помогать товарищу правильно выполнить движение.
Полезно объединять в играх и упражнениях активных и пассивных детей. Делать это надо тактично. Сильному предложить научить слабого, а ребенок сам может выбрать, с кем ему позаниматься. Объединять ребят целесообразно как с одинаковым, так и с различным уровнем развития движений. В первом случае, когда двигательные умения сходные — они могут быть как низкого, так и высокого уровня — играющие имеют равные возможности добиться успеха. Робкие и нерешительные дети, не умеющие быстро и ловко бегать, среди таких же сверстников осваиваются скорее, а с приобретением уверенности у них появляется и желание научиться действовать активно, быстро.
При объединении детей с разным уровнем развития двигательных умений возможны взаимное влияние, подтягивание отстающего до уровня сильного. Дети перенимают удачные приемы действий, многократно наблюдая образец. Особенно целесообразны такие группировки при разучивании бега с преодолением препятствий, бега змейкой, бега за обручем или мячом, при метании в цель, прыжках со скакалкой.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.
Перспективный план занятий познавательно-физкультурного цикла
для детей и подростков
Одной из приоритетных задач является сохранение и укрепление психофизического здоровья у детей и подростков и воспитания у них потребности в здоровом образе жизни.
За последнее десятилетие наблюдается тенденция резкого снижения показателей здоровья детей, обусловленная следующими причинами:
Исходя из вышеперечисленных причин, возникла потребность в создании комплекса методических разработок физкультурно-познавательного направления, объединенных единой целью: содействовать становлению культуры здоровья воспитанников.
Работа с детьми и подростками в данном направлении включает в себя три этапа:
I этап - Формирование культурно-гигиенических и этических норм.
II этап - Знакомство детей с внешним строением тела. Осознание бережливого отношения к своему телу.
III этап - Привитие детям культуры здорового образа жизни посредством занятий айкидо.
Предлагаемый перспективный план включает:
Задачи: ознакомление детей с элементарными знаниями о строении своего тела, уходом за ним.
Задачи: развитие двигательных навыков и физических качеств.
Задачи: привлечь родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом в работе по сохранению и укреплению психофизического здоровья дошкольников и создания условий комфортного пребывания детей.
План занятий на 2019-2020 учебный год
Сентябрь
Начало года: Формирование групп, Медицинское обследование занимающихся,
занятия по общей физической подготовке,
тесты по физ подготовке
Октябрь
Занятия и беседы по тематическому плану
Клубный турнир по борьбе
Ноябрь
Занятия и беседы по тематическому плану
Подготовка к экзаменам
Экзамены на знание пройденного материала
Декабрь
Занятия и беседы по тематическому плану
Празднование наступления нового года
Январь
Занятия и беседы по тематическому плану
тесты по физ подготовке
клубный турнир по борьбе
Февраль
Занятия и беседы по тематическому плану
Подготовка к экзаменам
Экзамены на знание пройденного материала
Март
Занятия и беседы по тематическому плану
Апрель
Занятия и беседы по тематическому плану
Областной турнир по борьбе
Май
Занятия и беседы по тематическому плану
Участие в ежегодном международном фестивале Айкидо Есинкан
Подготовка к экзаменам
Экзамены на знание пройденного материала
Тэсты по физ подготовке
Июнь
Занятия и беседы по тематическому плану
Июль, Август
Летний оздоровительно-тренировочный лагерь
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И ТЕСТЫ
Должнобыть несколько главных тестов (тест-критерий), которые проходят через всю жизнь спортсмена и отражают состояние его подготовки в данный момент. Такими тестами могут быть:
1. Прыжок в дину с места
2. Подтягивание на количество раз
3. Время 10-и подтягивваний
4. Личный рекорд в жиме штанги лежа (только после 14 лет)
5. Челночный бег (3 раза по 10 метров)
6. Количество раз и метров пролезания поканату на одних руках
с учетом длины каната (2 раза по 5 метров = 10 метров)
7. Отжимание на брусьях
8. Из виса на гимнастической стенке поднимание прямых ног
до касания ими верхней перекладины.
9. Бег: а) 30 м с хода; б) 100 м; в) 1000 м; г) 3000 м; д) в течение 5 минут по
стадиону на дальность (в мерах).
10.Плавание 100 м
11.Из положения лежа на спине, руки за головой, сесть и коснуться лбом
колен выпрямленных ног. Сделать 10 раз на время.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ БОРЦОВСКИЕ ТЕСТЫ
1. Броски двух партнеров, стоящих лицом друг к другу на расстоянии 5 м
поочередно "коронным" броском на время (10 бросков).
2. Приседание с партнером своего веса на плечах.
3. Наклоны вперед с партнером своего веса на плечах.
4. Забегание на "мосту" по три раза в каждую сторону на время.
Тестирование нужно проводить приблизительно 2 раза в год и, конечно, не в один день. Результаты заносить в таблицу. Необходимо отражать прибавление или уменьшение результата и на сколько.
© 2024 30