СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На что в России ни взгляни, все его началом имеем, и что бы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут. И.И. Неплюев, современник Петра
О нем можно сказать, что он сам вполне солдат и знает, что требуется от барабанщика, равно как и от генерала. Кроме того, он инженер, пушкарь, делатель потешных огней, кораблестроитель, токарь, боцман, оружейный мастер, кузнец и прочее; при всем этом он часто сам работает собственноручно и сам наблюдает, чтобы в самых мелких вещах, как и в более важных распоряжениях, все было исполнено согласно его мысли. Джон Перрн, английский капитан на русской службе
Необходимость движения на новый путь была создана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился. С.М. Соловьев, русский историк
Петр - самодержавный царь, выразитель интересов своего класса, насаждавший новое и убиравший старое варварскими средствами. Он был сыном своего века. Но он был подлинно велик, ибо заботился о судьбах страны, росте её могущества. То, что сделал Петр вместе с народом и против народа, оказало огромное влияние не только на последующие исторические судьбы России, но и отчасти Европы. Н.И. Павленко, советский и российский историк
Приемы Петра были совершенно большевистские. Н.А. Бердяев, русский философ
Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Н.М. Карамзин, русский историограф, писатель
Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года - Петр Великий велел считать месяцы от января.
Пора одеваться - наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он; шерсть настрижена с овец, которых развел он.
Попадается на глаза книга - Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее - этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным. Вытеснив прежний, церковный.
Приносят газеты - Петр Первый их начал.
Вам нужно искупить разные вещи - все они, от шелкового платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабль, в его гавань, по его каналу, по его дороге.
За обедом от соленых сельдей и картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом.
После обеда вы едете в гости - это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам - допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого.
Пойдем в университет - первое светское училище учреждено Петром Великим.
Вы получаете чин - по Табели о рангах Петра Великого.
Чин доставляет мне дворянство - так учредил Петр Великий.
Мне надо подать жалобу - Петр Великий определил ей форму. Рассудят - по Генеральному регламенту.
Вы вздумаете путешествовать - по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо - Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение, и проч., и проч., и проч. М.П. Погодин, русский историк
Применив чрезвычайные меры, Петр сумел в короткий срок достичь значительных и впечатляющих результатов.
Насилие, составляющее суть экстраординарных мер, было зафиксировано в законах, заложено в устройстве государственного аппарата административно-репрессивного типа, отражено во всей системе иерархической власти. Именно в разнообразных формах насилия, ставшего регулятором созданной Петром системы, проявился ее тоталитаризм. Е.В. Анисимов, современный историк
Не много найдется в русской истории фигур, сопоставимых с Петром Великим как по грандиозности содеянного, так и по числу легенд и мифов, которыми окружено его имя. Шлейф разноголосых мнений и оценок тянется еще из 18 столетия, от современников: одни провозглашали его подобным Богу, другие называли антихристом. Причиной тому - противоречивость самой эпохи Петра Великого, последствий его преобразований для дальнейшей истории России, масштабность и неоднозначность фигуры царя-реформатора. Сторонники государственности видели в Петре сильную личность, которая проводила прогрессивные реформы, укрепившие российскую державу. Нет, возражали другие, разрушив традиции и насильственно изменив образ жизни русского народа, Петр навязал стране чуждый и губительный для нее путь развития. Этот спор, не закончившийся и поныне, всегда имел выраженную политическую окраску. Петра воспринимали как живого человека, как политика, все еще находящегося на вершине власти. Его любили и ненавидели, превозносили и осуждали, пытаясь приписать влиянию царя успехи и беды своего времени. Причем с одинаковой силой эти чувства владели учеными и общественными деятелями. Л.Н. Вдовина, современный исследователь
© 2020, Барзенкова Ольга Николаевна 1949