СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы к организации профилактики суицидальных настроений в детско-подростковой среде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоубийство – слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

Универсальный способ помочь ребенку – это поговорить с ним и постараться выяснить, что случилось. Однако если он избегает общения, продолжительное время замыкается в себе и не идет на контакт с вами и своими друзьями, то не стесняйтесь обратиться к специалисту. Детям порой сложно открываться перед близкими, а профессионал не только сможет разговорить их, но и выявит причину проблемы. Согласно закону «О защите детей от информации» материалы с пропагандой суицида, а также вредная для здоровья детей информация являются противозаконными. Выявлением подобной информации занимается Роспотребнадзор, который проводит экспертизу материалов и в случае подтверждения направляет в Роскомнадзор (является оператором реестра запрещенной информации) представление на блокировку страницы. Кроме того, на сайте Роскомнадзора создана горячая линия, где пользователи могут писать жалобы на любые виды контента, а надзорное ведомство перенаправляет жалобу ответственному министерству (материалы по наркотикам и их пропаганде отслеживает МВД, азартные игры в сети курирует Федеральная налоговая служба, выявлением порнографических материалов с участием несовершеннолетних в интернете занимается сам Роскомнадзор).

Система мер по предотвращению и профилактике суицида среди детей и подростков включает:

1. Изучение современной ситуации развития детей и подростков, составление содержательной характеристики социальнопсихологических проблем детства, определение комплекса задач профилактической работы. Профилактика суицида среди детей и подростков – это целостный процесс по разрешению выделенной проблемы, который предполагает реализацию комплекса мер как организационно-методического, так и научноисследовательского характера: - объединение усилий специалистов разного профиля по созданию единой программы помощи детям; - разработка и внедрение форм и методов работы по преодолению выявленных проблем в организациях разных типов и видов; 37 - выработка рекомендаций по психолого-педагогической поддержке ребенка и оказанию помощи педагогам и родителям в решении социальнопсихологических проблем детства; - обобщение деятельности различных организаций и ведомств по обучению основным приемам общения, развитию эмпатии, рефлексии, работе по преодолению страхов и барьеров, развитию умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других людей в рамках различных обучающих программ; - привлечение специалистов для организации помощи ребенку через соответствующие Центры и органы образования; - широкое использование средств массовой информации и др.

2. Создание и реализация в учреждениях Программы профилактики суицида среди детей и подростков с обоснованием и следующими разделами: Развитие нормативно-правовой базы: - анализ и приведение в соответствие с современными нормативноправовыми требованиями организации. Кадровое обеспечение: - обеспечение кадрами, осуществляющими профилактическую работу; - повышение квалификации кадров по проблеме. - включение в повестку советов, совещаний, семинаров вопросов совершенствования технологий сопровождения развития учащихся различных категорий на разных возрастных этапах, организации работы с семьей; - разработка и реализация обучающих семинаров по вопросам психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних, формирования у них навыков здорового образа жизни и адаптивных качеств личности, взаимодействия с семьей, организации работы с детьми и подростками по месту жительства, взаимодействия с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и детьми с ограниченными возможностями здоровья и т.д.; - разработка памяток и методических рекомендаций. Информационное обеспечение: - создание в учреждении единого культурно-образовательного и профилактического пространства; оформление информационных стендов с адресами и телефонами наркологической службы; центров медицинской профилактики; центров социально-психологической помощи и др.; телефоном доверия; выпуск печатной продукции, освещающей вопросы семейного воспитания, содержащей советы для детей и родителей, формирующей основы правовой культуры и здорового образа жизни. Создание системы межведомственного взаимодействия: - осуществление сотрудничества с учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений, правоохранительных органов, РОСТО, ГИБДД, УГПС, ГОЧС, службами спасения и т.д. в решении проблем воспитания подрастающего поколения; 38 - проведение конкурсов, фестивалей, направленных на развитие, поддержку способных и одаренных детей, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, детей «группы риска», детей-сирот. Совершенствование содержания и форм профилактики: - совершенствование системы взаимодействия педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников по выявлению, психологической реабилитации, социальной адаптации детей, имеющих личностные проблемы, нарушения физического, психического здоровья, отклонения в поведении; - диагностика суицидального риска с целью выявления несовершеннолетних, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите; - внедрение в практику работы с несовершеннолетними современных групповых (в т.ч. тренинговых) и индивидуальных профилактических технологий; проведение систематических занятий, направленных на формирование позитивного образа Я, принятие уникальности и неповторимости собственной личности и личности других людей, повышение стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте существующих, усвоение и принятие социально одобряемых норм поведения ценностных ориентаций, развитие милосердия и т.д.; - вовлечение учащихся в деятельность кружков, клубов, секций, объединений системы дополнительного образования и по месту жительства; - организация взаимодействия с семьей: изучение запросов и потребностей родителей, формирование родительского актива, привлечение родителей к организации воспитательных и профилактических мероприятий и др.; - организация работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Развитие детского движения, ученического самоуправления: - привлечение кадрового потенциала (психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги) к организации детского движения, развитию самоуправления; - разработка и использование различных моделей организации детского движения, ученического самоуправления; - реализация лидерского и творческого потенциала детей и подростков в организации социально-значимой и досуговой деятельности; - разработка комплекса мер по созданию системы личностного роста и стимулированию лидеров детского движения. Обеспечение организации работы по месту жительства: - улучшение качества организации досуга детей и подростков по месту жительства; - организация социально значимой деятельности; - интеграция семейного, общественного и государственного воспитания.

3. Организация помощи детям «группы риска» Организация педагогической помощи: создание благоприятных условий для развития личности ребенка; - постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках, определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования; - создание положительной Я-концепции. Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результата деятельности учеников, их достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы; - оказание педагогической помощи родителям. Организация медицинской помощи: - проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, психофизиологического, неврогенного характера; - половое просвещение подростков, решение проблем половой идентификации. Организация психологической помощи: - изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, отношения к учению, профессиональной направленности, особенностей эмоционального развития; - выявление проблем семейного воспитания, психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в проблемах; - сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств, реализация индивидуальной и групповой психологической коррекции; - анализ эффективности выбранных средств профилактики и психокоррекции. Организация занятости и творческого досуга: - изучение интересов и способностей детей, вовлечение в общественно полезную деятельность, секции, кружки; - организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля со стороны семьи, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.

Профилактика самоубийств среди учащихся является для работников

школы огромной стратегически важной задачей, для решения которой необходимо:

• своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и

обеспечение их психологической поддержкой;

• формирование с детьми и подростками более близких отношений путем

доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать им

помощь;

• проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания

индикаторов суицидального риска;

• оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;

• контроль посещаемости занятий и прогулов;

• дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим

стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;

• своевременное направление учащихся к специалистам на лечение в

связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или

наркотиками;

• осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным

средствам самоубийства;

• оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении

стресса на рабочих местах.

ВНИМАНИЕ!

Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с несовершеннолетними суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ссылка на видео для просмотра (детям)

https://youtu.be/S4zP9ywrkvk

14.01.2019 06:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП