СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СОДЕРЖАНИЕ
Современная педагогика массовой школы все чаще представляет ученика как субъекта образовательного процесса, участвующего в формировании если не целей, то способов достижения целей образования. Личность ученика как субъекта учебной деятельности является в наше время главным методологическим основанием для проектирования методов, приемов, технологий обучение и воспитания. Представление о ребенке как о субъекте образовательной деятельности востребовало пересмотра целей, средств и способов учительской деятельности общеобразовательных школ.
Теория личностно-ориентированного обучения исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в личностно ориентированной учебно-познавательной деятельности происходит не просто присвоение ребенком заданных педагогических воздействий, а “встреча” субъектного опыта ребенка с опытом человечества.
Следует отметить, что традиционная педагогика в качестве своей приоритетной задачи всегда выдвигала как цель развитие личности и в этом смысле была личностно-ориентированной. И с этой позиции разрабатывала свои подходы к организации обучения.
Социально-педагогическая модель школы реализовала требования общества, которое формулировало социальный заказ образованию: воспитать личность с заранее заданными свойствами. Общество через все имеющиеся образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Задача школы заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый ученик по мере взросления соответствовал этой модели, был ее конкретным носителем. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление, “усредненный” вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов общественным интересам, конформизм, послушание, коллективизм и т.п.
Образовательный процесс был ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при которых каждый достигал планируемых результатов (всеобщее десятилетнее образование, “борьба” с второгодничеством, детьми с отклоняющимися формами поведения, изоляция детей с различными нарушениями психического развития и т.п.). Образно говоря, направленность такого педагогического воздействия на ученика можно обозначить так: “мне не интересно, каков ты сейчас, но я знаю, каким ты должен стать, и я этого добьюсь”. Отсюда известный педагогический оптимизм, авторитарность, единообразие программ, методов, форм обучения, глобальные цели и задачи общего среднего образования (воспитание гармоничной всесторонне развитой личности).
Технология образовательного процесса в социально-педагогической модели школы основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности «извне», без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного развития (самообразования, самовоспитания).
В недрах традиционной педагогики зародилась еще одна модель, использующая для обозначения своих целей термин «личность». Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики. Данные педагогические технологии в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития, превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологи сотрудничества, технология свободного воспитания.
В основе дидактики личностно-ориентированного подхода в образовании лежит предметная дифференциация, направленная на выявление:
1) предпочтений ученика к работе с материалом разного предметного содержания;
2) интереса к его углубленному изучению;
3) ориентации ученика к занятиям разными видами предметной (профессиональной) деятельности.
Очевидно, что и первая и вторая модели, описанные выше, не учитывали самого ребенка как заказчика средств и содержания образовательного процесса. Социально-педагогическая модель воспринимала ученика только в сравнении с «моделью выпускника», заданной обществом, а предметно дидактическая модель хоть и обозначала ученика как заказчика предмета и глубины его усвоения, но при этом выпускала из целей создание условий для развития и саморазвития ученика как целостной личности, а не только носителя предметного знания.
Рассмотрим некоторые направления личностно-ориентированных образовательных технологий.
Педагогика сотрудничества была вызвана к жизни многочисленными инновационными процессами в российском образовании 80-х гг. По классификационным характеристикам — гуманистической философской основе, комплексному фактору развития, всесторонне гармоничной ориентации на личностные структуры, разнообразию организационных форм педагогической работы, преобладанию творческого, проблемно-поискового, диалогического метода педагогика сотрудничества может рассматриваться как создающая все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Сама концепция сотрудничества, реализация гуманно-личностного подхода, ставящего в центр образовательной системы развитие всей совокупности качеств личности, создает предпосылки для такого психологического климата в классах, во всей школе, при котором снижается вероятность конфликтов, повышается интерес учащихся ко всему происходящему в школе.
Цель школы, реализующей педагогику сотрудничества — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путем наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики — приоритет воспитания над обучением — позволяет в рамках формирования и коррекции общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с использованием коррекционно-развивающих технологий предоставляет право ребенку на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения — оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствует формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Технологии развивающего обучения строятся на плодотворных идеях Л.С. Выготского, в частности — его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. В понимании В.В. Давыдова под развивающим обучением понимается активнодеятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, в определенной части отвечают принципам коррекционно-развивающего обучения и здоровьесберегающей педагогики: антропоцентрическая философская основа, признание основным фактором развития психогенного, развивающая концепция усвоения и т.д. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его дефекты, способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике — и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности. Выполненная учеником работа оценивается не на основе субъективного представления учителя об успешности ее выполнения, а с точки зрения оценки субъективных возможностей ученика, что позволяет успешно решать задачу выведения каждого учащегося в режим развития, пробуждения у школьников мотивации к самосовершенствованию и тем самым реализовать принцип индивидуального подхода и дифференцированного обучения.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В.В. Фирсовым как один из вариантов развития технологий уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологий потенциальная положительная: связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне ого индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся активнее реализуют свое стремление побыстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые — меньше ощущают свое отставание от сильных.
Нивелировать отрицательные стороны дифференциации в определенной степени позволяет реализация разработанных В.В. Фирсовым концептуальных положений, таких как:
- базовый уровень обучения — это не «сумма знаний, а достижение планируемых результатов обучения, доступных и посильных абсолютному большинству учащихся с ОВЗ;
- базовый уровень должен обеспечить гибкость и адаптивность технологий обучения, возможности для эволюционного развития и компенсации дефекта;
- не наказывать незнание, а предупреждать его возникновение;
- значимость учебного успеха и достижений в развитии мотивации учебной деятельности.
Интересна здесь система оценок, напоминающая вузовскую: зачет-незачет. Ученики включаются в процесс постоянно действующего контроля, который не является стрессовым для учеников с проблемами в развитии.
Таким образом, дать однозначную оценку влияния на здоровье учащихся всех технологий уровневой дифференциации невозможно. Но можно утверждать, что если существующая («традиционная, пятибалльная») система оценивания знаний учащихся оказывает негативное воздействие на психологическое здоровье школьников, то предлагаемая В.В. Фирсовым система оценивания и другие подобные «поощрительно-накопительные» системы обладают очевидным здоровьесберегающим потенциалом. В этой связи отметим, что в начальной школе, с точки зрения интересов сохранения здоровья, балльная система оценивания вообще должна быть единственной фиксацией положительных результатов, что во многих коррекционных школах уже практикуется.
К числу личностно-ориентированных технологий следует отнести и «технологию раскрепощенного развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным.
Отличительные особенности этой технологии состоят в следующем:
1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Организм ребенка сам тянется к тому, что для него желательно: на первых уроках с использованием конторок ученики первого класса поначалу могут выстоять за ними не более 5 минут за урок. Затем постепенно это время увеличивается до половины урока, а к концу учебного года дети активно меняют положение тела в ходе урока. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие вниманий и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траектории, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета).
3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно- образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), расположенный на одной из стен класса. Это дает возможность практически «безкнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.
Важной особенностью уроков является то, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует карточки с возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утонченное художественное чувство и развивающее психомоторную систему «глаз-рука». Только освоив эти прописи, дети переходят к освоению письма.
6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. Оно рассматривается не только как художественно-эстетическое воспитание, но и как реализация некоего биогенетического механизма, формирующего в человеке его природную сущность, сознание, и как фундамент особого феномена русской жизни — соборности, о которой так много сказано русскими философами.
7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду, поскольку именно такой труд и возвышает человека.
8. Технологией предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках. По мнению автора технологии, совместное обучение нарушает принцип природосообразности в педагогике. Мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир, по-разному перерабатывают информацию. У них все разное: интересы, эмоциональные доминанты, реакции на одни и те же ситуации, образный строй мышления — у них попросту «разный мозг». Совместное же обучение не позволяет в полной мере учесть эти различия.
Подытоживая оценку технологии В.Ф. Базарного, отметим, что автора отличает излишняя категоричность в утверждении ряда положений своей технологии, не находящих подтверждения у многих физиологов. Кроме того, предлагаемые преобразования плохо интегрируются в работу современной школы (если она не ставит своей основной задачей подтверждение правоты его идей). Вместе с тем использование данной технологии может служить примером реализации приоритета здоровья в образовательном учреждении. Ее результативность проявилась, в частности, в логопедических школах и в школах для детей с ярко выраженной задержкой психического развития. Так называемые «умственно отсталые» дети после нескольких лет воспитания и обучения по этим технологиям догоняют в своем развитии «нормальных» сверстников (При описании технологии использованы материалы В. Горячева.)
Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М.Ю. Громовым и Н.К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии (Н.К. Смирнов, 1999). В ее основе — активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращении школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.
Причин выдвижения школьных психологов на передовой край работы в школе немало. Напомним, что именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространенными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний — как нервно-психического, так и психосоматического характера. Неразрешенные психологические проблемы и внутриличностные конфликты толкают подростков к суицидам, число которых растет во всем мире, и к эксцессам на сексуальной почве, приводящим к незапланированной беременности, венерическим заболеваниям, правонарушениям, употреблению психоактивных веществ. Они же лежат в основе трудных взаимоотношений с родителями, негативно влияющими на обучение подростков.
Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче, и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. А ведь только свободный, раскрепощенный, творческий учитель может воспитать таких же учеников. Отношения между детьми, родителями и педагогами обретают черты взаимодействия союзников, делающих одно общее благое дело.
Таким образом, личностно ориентированным образованием в современной педагогике называют образование, обеспечивающее развитие прежде всего тех качеств личности, которые помогут человеку стать хозяином своей жизни, занять в ней активную, ответственную, “авторскую” позицию на основе осознанного целенаправленного саморазвития.
Можно рассматривать личностно ориентированное образование как одну из разновидностей развивающего образования. Согласно утверждениям В.В. Давыдова, В.В. Репкина, развивающим может считаться такое образование, которое построено на основе ведущей деятельности конкретного возрастного периода, определяющей возникновение и развитие соответствующих психических новообразований. Специфика личностно ориентированного образования в отличие от других концепций развивающего образования заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития, тогда как остальные концепции ставят во главу угла интеллектуальное развитие, а субъективность является своего рода побочным продуктом и условием развивающего обучения.
Итак, личностно ориентированное образование ставит перед собой и педагогами следующие задачи: обеспечить 1) личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащегося; 2) его интеллектуальное развитие; 3) формирование в его сознании целостной картины мира.
© 2015, Красильникова Элла Эдуардовна 2092