СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание условий для развития высокой мотивации исследовательской деятельности обучающихся в рамках патриотического и гражданского воспитания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность в рамках патриотического и гражданского воспитания одна из самых приоритетных, занимает особое место среди применяемых педагогических технологий в условиях реализации ФГОС, лежит в основе развития познавательных навыков учащихся, дает возможность реализовать деятельностный подход в обучении, кроме того реализуется историко-культурный стандарт, направленный на формирование у учащихся российской идентичности.

В современном мире исследование рассматривается как неотъемлемая черта успешной личности, стиль современного человека. Исследование предоставляет личности развиваться, совершенствоваться. Благодаря процессу исследования человек познает мир, обнаруживает закономерности, обогащается новой информацией. Не случайно подготовка ученика к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования, которое создает необходимые условия для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности; развивает правовую и политическую культуры обучающихся, общественно значимую деятельность.

В подтверждении примеры нашего систематического участия в таких мероприятиях, как: 3 Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» (Говоров И. 3 место 2020г), V Региональная научно –практическая конференция «Перспективы развития научной мысли» (Онучина В. -3 место 2019г.), где мои ученики стали победителями и призерами.

Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным, простым. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию – это важнейшие черты детского поведения, естественное состояние ребенка, его поисковая, исследовательская активность. Значит, любой наш ученик наделен способностью к исследованию и эта способность у него нуждается в поддержке для развития.

Поэтому главная задача педагогасоздать условия для развития высокой мотивации исследовательской деятельности обучающихся.

  1. Первое о чем я буду говорить, это условие, связанное с активизацией познавательной потребности. Исследовательская деятельность начинается с мотивации, имеющей глубоко личностный характер, которая стимулируется в течение всей работы. Открытие, как известно, начинается с удивления. А у многих учащихся это любопытство иногда «долго спит», и его нужно уметь пробудить. Чтобы вовлечь учеников в процесс поиска можно предложить ему различные источники информации, как печатные, так и видео, ауди, архивы, общение с людьми. Для лучшего «запуска» поисковой деятельности будет обсуждение понравившейся информации в виде дискуссии, сопоставления точек зрения. И не забывать, что способы мотивации зависят от возрастных особенностей обучающихся.

Чаще всего, как и многие педагоги, в мотивации обучающихся использую такой прием как «Зацепляющий крючок».

Это могут быть:

информационные образы, острая проблематика, общественная значимость темы, интересный пример, артефакт –и многое другое может стать стимулом выбора направления и темы исследования.

Ярким примером служит деятельность Молодежного клуба РГО в Россошанском районе на базе МБОУ «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова». Викторины, тесты, которые предлагает клуб привлекают учеников, способствуют развитию познавательной, исследовательской деятельности. Например: неделю назад, ко дню нашего города Росошь, клуб проводил онлайн-викторину «Люблю тебя, мой город Россошь». Из 450 работ, пятеро моих учеников разной возрастной категории стали призерами и лауреатами, а почти 30 участниками.

  1. Эмоциональное заражение.

Исследователь — это всегда особое сознание, особая жизненная позиция. Поиск не будет продвигаться вперед без эмоциональной подпитки.

Следующее условие «Эмоциональное заражение».

То есть начинать работу с учениками не просто с обычного обсуждения темы, но обсуждения заинтересованного, чтобы они почувствовали профессиональную подготовленность учителя, заинтересованность его в своей работе, любовь к своей Родине. Начать с простых вещей, с «коварных» вопросов. И если на первых этапах совместного поиска еще нет, так как чаще всего ученики не включаются так быстро, поиск нужно начинать самому учителю.

Примером может послужить моя работа на протяжении многих лет по руководству исследовательской деятельности учащихся по патриотическому и гражданскому воспитанию. За это время накоплен достаточный опыт, особенно в области историко –краеведческих исследований. Научно –исследовательские работы в этой области не только приводят к переосмыслению исторических событий, но и решают необходимость исследования исторического, культурного, природного наследия родного края, своего народа. И мне и учащимся эта тема близка и интересна. Воронежский край - благодатное пространство для краеведческих исследований, он имеет богатейшую историю, связанную с разными периодами истории Российского и Советского государства, поэтому мы выбирают в своем исследовании это направление. В ходе этой работы ребята реально переживают чувства привязанности к своей земле.

Пример: - победители Межмуниципальная конференция «Наше наследие» – «Ойконимы Россошанского района» Кайкова Екатерина –победитель 2018г

- Областная краеведческая конференция обучающихся «Культурное наследие Воронежского края» «Топонимика Россошанского края » Молчанова Лилия -1 место, 2019г. исследовала географические названия населенных пунктов Россошанского района. Работа была направлена в город Воронеж для прохождения в следующем туре.

  1. Индивидуальная траектория.

Когда есть потребность узнать, изучение становится осмысленным и пристрастным. В этот момент надо помочь ребенку правильно выстроить индивидуальную траекторию познания, тогда его знания будут иметь более целостный характер, в этой системе у ребенка будут легче формироваться аналогии, связи, смыслы.

  1. Проблема, гипотеза

Исследовать –значит изучить проблему. Именно проблема будет влиять на выбор темы исследовательской работы. Ученику нужно помочь определиться, что ему интересно вообще в жизни, на что чаще всего обращает внимание, замечал ли что-то необычное в окружающем мире. В постановке проблемы исследования разумно особое внимание уделять ее актуальности для возраста учащихся. Важно, чтобы толчок к исследованию шел "изнутри" ученика, иначе творческий процесс сведется к формальному проделыванию необходимых действий.

В микрорайоне, где находится наша школа № 24 началось строительство Духовно –просветительского центра с храмом Всемилостивого Спаса. Ученица 9 класса изъявила желание создать макет этого центра. В помощь я предложила ей посетить наш краеведческий музей, где изготовлен макет исчезнувшей святыни «Пророко –Ильинская церковь». В результате чего мы вышли на гипотезу: знают ли ученики нашей школы о существовании на территории нашего города исчезнувших храмов.

Результат - Районный этап областной краеведческой конференции «История населенных пунктов Воронежской области в номинации «Исчезнувшие памятники моей малой Родины» (Злобина Е. -1 место, октябрь 2019г)

  1. Формула сотрудничества. Принцип равноправия, где учитель не должен вести ученика "за руку" к ответу, а как человек более опытный в поиске, совместно с учеником искать решение.
  2. Разнообразие приемов, методов.

Использование различных исследовательских методов – это экскурсии, зарисовки, фотографирование, видеосъемка. Сюда можно отнести походы по памятным местам родного края, встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, беседа с краеведами, сторожилами, интересными людьми города, учителями и сверстниками, проводят анкетирование. Эти методы помогают знакомиться с достопримечательностями края, наблюдать и выявлять особенности его развития, постигать окружающую действительность.

В школе существует ансамбль «Бабушкины песни», где руководитель и участники при подборе репертуара изучают историю костюмов эпохи, традиции, обычаи, нередко обращаясь за информацией к участникам народных ансамблей нашего района, встречаются с пожилыми людьми сельской местности, которые по воспоминаниям помогают воссоздать картины прошлого.

  1. Поощрение.

Вано воздерживаться от негативных оценок, постараться сделать так, чтобы ученик ощутил свои силы, поверил в себя, почувствовал поддержку окружающих и уважение к своей работе.

  1. Положительный, эмоционально - Результат.

Подвести к результату, создать условия для публичной защиты личного творчества каждого ученика, помочь ощутить важность собственных достижений.

Какие формы мы используем и где реализуем защиту?

Подготовка творческих проектов, написание исследовательских работ, оформление альбомов, газет, публикации статей.

Категория: Всем учителям
27.02.2022 01:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!