СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Создание мультимедийных презентаций
и их использование на уроках.
« Быть с веком наравне»- это требование ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, в том числе - и образованию. Мультимедийные учебники, Интернет – технологии - это еще один инструмент, еще одна среда для диалога с учеником, самой древней и самой благодарной формы образования. Это мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно - урочной системы.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Я попытаюсь проанализировать возможности использования электронных презентаций на уроке и выделить некоторые правила их создания. Такова цель данной работы.
В функции учителя электронная презентация представляет:
Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:
- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
- иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
- обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
- применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.
При проектировании будущего мультимедийного урока учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:
Дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн интерфейса обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Существует мнение, что наглядный материал не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна.
В мультимедиа презентации существует огромный набор различных средств. Это могут бытьтекстовые материалы и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеофрагменты). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). Различные виды заголовков, анимация, смена слайдов и т.д. Следует ли использовать все это в одной презентации? Главное-презентация должна нести образовательные, обучающие, воспитывающие функции, а не демонстрацию учителем средств и возможностей данного продукта.
При создании мультимедийной презентации я рекомендую придерживаться следующих критериев:
Оформление слайдов.
Стиль. Соблюдайте единый стиль оформления.
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
Фон стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия):
дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке):
нейтральные цвета:
Сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);
любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;
фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
Использование цвета. На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для тона, один для заголовка, один
для текста. Текст должен располагаться на контрастном фоне так, чтобы он читался легко, без напряжения.
Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.
Содержание информации Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Используйте короткие слова и предложения, которые в ходе выступления вы должны раскрыть иНужно избегать сплошного текста. Лучше использовать нумерованные и маркированные списки, но не нужно использовать уровень вложения в списках глубже двух. Не нужно переносить. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины.
Расположение Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на экране располагается картинка, то надпись должна располагаться под ней.
Шрифты Для заголовков – не менее 24.
Для информации – не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона:
Способы выделения информации.
Следует использовать: рамки, границы, заливку;
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче для включения ассоциативной зрительной памяти.
Объём информации. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: ученики могут единовременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее;
Любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.
Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.
В приложении предлагаю Вам ознакомиться с одной из презентаций, созданных мною к уроку ИЗО. Данная презентация выполнена к уроку ИЗО в 7 классе по программе Кузина В.С. Тема урока «Мы охраняем памятники нашей Родины». Презентация направлена на изучение нового материала.
Для первой страницы я выбрала фоновый рисунок, который является иллюстрацией урока, а потому в начале презентации выглядит уместно. Фон для презентации я выбрала светло-бежевый, спокойный, напоминающий по фактуре холст. На нейтральном фоне заголовки красно- бордового цвета, выделяются довольно контрастно, но не раздражают глаз. Шрифт заголовков № 40-44. Иллюстрации довольно крупные. Смена слайдов производится по мере объяснения материала «по щелчку». С другими моими презентациями можно ознакомиться на сайте http://krasikov-svetla.ucoz.ru/
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Приложение.
ЛИТЕРАТУРА:
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». – www.it-n.ru
Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. - www.it-n.ru
Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru
Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru
© 2015, Красикова Светлана Анатольевна 2756