СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Создание обучающей среды для повышения качества образования через нетрадиционные уроки»
Ориентация современной гуманизации процесса образования и разностороннее развитие личности обучающегося предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности. Нетрадиционные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на ребят, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
По определению И.П. Подвласова, нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Современный преподаватель должен не только сформировать у обучающихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности.
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Для обучающегося нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит новые обязанности и ответственность).
Возможности нетрадиционного урока
Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Сама организация такого урока подводит обучающегося к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т. е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе.
В процессе проведения нетрадиционных уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету, дисциплине.
Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки обучающихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.
Анализ педагогической литературы позволил выделить более двадцати типов нестандартных уроков.
В качестве примера нетрадиционных уроков можно привести следующие:
Типы уроков |
||||
Формы уроков |
Уроки формирования новых знаний |
Уроки обучения умениям и навыкам |
Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений |
Уроки проверки и учета знаний и умений |
Уроки-экспедиции (путешествия); уроки-исследования; уроки-инсценировки; учебные конференции ("пресс-конференции"); интегрированные уроки. |
Практикумы; творческие практические работы; уроки-диалоги и семинары; уроки с ролевой, деловой игрой. |
Семинары; повторительно-обобщающие диспуты; игровые: КВН, "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Счастливый случай"; интегрированные; театрализованные; уроки-консультации; уроки-конкурсы; уроки-соревнования. |
Зачетные викторины, конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчёты. |
Игровые формы уроков:
- деловая игра, время которой может занимать весь урок или несколько занятий;
- дидактическая игра;
- логическая игра;
- ролевые игры на уроке (инсценирование);
- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий(урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди ошибку, задай правильно вопрос, что "в коробочке лежит" и т.д.);
- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); игровой момент урока: ребусы, кроссворды, шарады, и т.д.
- различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между группами обучающихся.
Рекомендации
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он обычно выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу, следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного урока и его проведения преподаватель должен обладать рядом личностных качеств, соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:
Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся. Как правило, они посвящены какой-то теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы. Отметим, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у обучающихся интереса к дисциплине и учебе.
© 2015, Овчарова Татьяна Васильевна 1232