СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание обучающей среды для повышения качества образования через нетрадиционные уроки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Создание обучающей среды для повышения качества образования через нетрадиционные уроки»

Ориентация современной гуманизации процесса образования и разностороннее развитие личности обучающегося предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности. Нетрадиционные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на ребят, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

По определению И.П. Подвласова, нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Современный преподаватель должен не только сформировать у обучающихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Для обучающегося нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит новые обязанности и ответственность).

Возможности нетрадиционного урока

Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Сама организация такого урока подводит обучающегося к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т. е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе.

В процессе проведения нетрадиционных уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету, дисциплине.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки обучающихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

Анализ педагогической литературы позволил выделить более двадцати типов нестандартных уроков.

В качестве примера нетрадиционных уроков можно привести следующие:

Типы уроков

Формы уроков

Уроки формирования новых знаний

Уроки обучения умениям

и навыкам

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Уроки проверки и учета знаний и умений

Уроки-экспедиции (путешествия);

уроки-исследования;

уроки-инсценировки;

учебные конференции ("пресс-конференции");

интегрированные уроки.

Практикумы;

творческие практические работы;

уроки-диалоги и семинары;

уроки с ролевой, деловой игрой.

Семинары;

повторительно-обобщающие диспуты;

игровые: КВН,

"Что? Где? Когда?",

"Поле чудес", "Счастливый случай"; интегрированные; театрализованные;

уроки-консультации;

уроки-конкурсы;

уроки-соревнования.

Зачетные викторины,

конкурсы,

смотр знаний,

защита творческих работ, проектов,

творческие

отчёты.

Игровые формы уроков:

- деловая игра, время которой может занимать весь урок или несколько занятий;

- дидактическая игра;

- логическая игра;

- ролевые игры на уроке (инсценирование);

- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий(урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);

- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди ошибку, задай правильно вопрос, что "в коробочке лежит" и т.д.);

- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); игровой момент урока: ребусы, кроссворды, шарады, и т.д.

- различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между группами обучающихся.

Рекомендации

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он обычно выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу, следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного урока и его проведения преподаватель должен обладать рядом личностных качеств, соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:

  • хорошие знания дисциплины и методики,
  • творческий подход к работе, изобретательность,
  • осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе,
  • учет собственного характера и темперамента.

Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся. Как правило, они посвящены какой-то теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы. Отметим, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у обучающихся интереса к дисциплине и учебе.

Категория: Прочее
23.09.2015 09:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!