СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика организации учебно-воспитательного процесса в условиях сельской малокомплектной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Малокомплектная школа – это школа с небольшой наполняемостью классов, расположены они в основном в сельской местности. Этот термин применим к малочисленным школам начального общего образования, если в них до 15 человек.

Малокомплектную школу отличает от остальных то, что:

- нет параллельных классов;

- малая наполняемость;

- классы-комплекты или вообще отсутствие отдельных классов;

- одновременно обучаются под руководством одного учителя два, три, а иногда и четыре класса;

- обучение носит индивидуальный или личностно-ориентированный характер;

- увеличение затрат на одного ученика.

Специфическая особенность урока в малокомплектной начальной школе состоит в том, что при одновременных занятиях с двумя-тремя классами учитель непосредственно уделяет ученикам вполовину или втрое меньше времени, чем в обычных условиях, а остальную часть учебного времени в силу необходимости отводит самостоятельной работе учащихся. Учителю ежедневно приходится готовить и проводить не менее восьми уроков по разным предметам, а на каждом уроке так распределять время, чтобы успеть объяснить новый материал, дать задание для самостоятельной работы, проверить её результаты, оценить знания учащихся. Планируя работу в классе комплекте…, необходимо выделять больше времени на работу учителя с детьми, изучающими новый материал, а также с классом, где выше трудность изучаемого или повторяемого материала. В том случае, если учитель работает однокомплектной школе, целесообразно увеличить количество переходов от класса к классу внутри комплекта. В противном случае учащиеся выпускного класса почти весь урок будут заниматься самостоятельно, что недопустимо.

В связи с этим в сельской малокомплектной школе наиболее востребованными подходами к организации образовательного процесса становятся:

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- самостоятельная деятельность учащихся за счёт развития их универсальных умений и навыков;

- развивающие технологии обучения.

Малокомплектная школа сталкивается с множеством трудностей, которые связаны в первую очередь с небольшим количеством учеников. Мотивация учеников сельских школ не так высока; познавательные интересы развиты слабо; невысокий образовательный и культурный уровень сельской семьи; не всегда есть возможность добраться до районных дополнительных образовательных центров из-за отдалённости. Это ставит учителям задачу находить более эффективные методы организации учебного процесса.

Однако малая наполняемость классов имеет и положительные моменты, педагогу нужно их правильно использовать в своей работе. Таким образом, в такой школе легче осуществлять индивидуальный подход к обучающемуся; личностно-ориентированный подход в обучении; учебная деятельность может носить практический характер.

Ряд условий для более эффективной организации учебного процесса:

- удобно соединять классы в комплект (основываться надо на умении учеников работать самостоятельно);

- правильно составлять расписание уроков (существует два подхода – разнопредметный и однопредметный; педагогическая практика показывает, что второй вариант рациональней: учителю нет необходимости перехода от одного предмета к другому, он применяет близкие понятия, есть возможность объединить младших и старших учеников для совместной работы, преемственность в обучении);

- формировать у детей положительную учебную мотивацию;

- выбор методов обучения и правильное их применение;

- взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения (учитель должен видеть и быть готовым помочь и тому классу, с которым работает и тому который в этот момент занимается самостоятельно;

- правильная организация самостоятельной работы учащихся;

- структура урока имеет два чётко выделенных звена: работа под руководством учителя и самостоятельная деятельность учащихся;

- учить детей самоконтролю.

Хочется добавить, что неотъемлемой частью успешности образовательного процесса является:

- сложность программы (сейчас учитель вправе сам выбирать УМК, по которому он будет работать);

- уровень подготовленности учеников;

- уровень квалификации педагога.

Таким образом, начальная малокомплектная школа имеет свою специфику, которая оказывает влияние на учебно-воспитательный процесс. Главная задача учителя начальных классов умело использовать в своей деятельности эти специфические особенности для того, чтобы каждый ученик мог получить возможность приобрести универсальные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта начального общего образования.

21.02.2020 15:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!