СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Малокомплектная школа – это школа с небольшой наполняемостью классов, расположены они в основном в сельской местности. Этот термин применим к малочисленным школам начального общего образования, если в них до 15 человек.
Малокомплектную школу отличает от остальных то, что:
- нет параллельных классов;
- малая наполняемость;
- классы-комплекты или вообще отсутствие отдельных классов;
- одновременно обучаются под руководством одного учителя два, три, а иногда и четыре класса;
- обучение носит индивидуальный или личностно-ориентированный характер;
- увеличение затрат на одного ученика.
Специфическая особенность урока в малокомплектной начальной школе состоит в том, что при одновременных занятиях с двумя-тремя классами учитель непосредственно уделяет ученикам вполовину или втрое меньше времени, чем в обычных условиях, а остальную часть учебного времени в силу необходимости отводит самостоятельной работе учащихся. Учителю ежедневно приходится готовить и проводить не менее восьми уроков по разным предметам, а на каждом уроке так распределять время, чтобы успеть объяснить новый материал, дать задание для самостоятельной работы, проверить её результаты, оценить знания учащихся. Планируя работу в классе комплекте…, необходимо выделять больше времени на работу учителя с детьми, изучающими новый материал, а также с классом, где выше трудность изучаемого или повторяемого материала. В том случае, если учитель работает однокомплектной школе, целесообразно увеличить количество переходов от класса к классу внутри комплекта. В противном случае учащиеся выпускного класса почти весь урок будут заниматься самостоятельно, что недопустимо.
В связи с этим в сельской малокомплектной школе наиболее востребованными подходами к организации образовательного процесса становятся:
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- самостоятельная деятельность учащихся за счёт развития их универсальных умений и навыков;
- развивающие технологии обучения.
Малокомплектная школа сталкивается с множеством трудностей, которые связаны в первую очередь с небольшим количеством учеников. Мотивация учеников сельских школ не так высока; познавательные интересы развиты слабо; невысокий образовательный и культурный уровень сельской семьи; не всегда есть возможность добраться до районных дополнительных образовательных центров из-за отдалённости. Это ставит учителям задачу находить более эффективные методы организации учебного процесса.
Однако малая наполняемость классов имеет и положительные моменты, педагогу нужно их правильно использовать в своей работе. Таким образом, в такой школе легче осуществлять индивидуальный подход к обучающемуся; личностно-ориентированный подход в обучении; учебная деятельность может носить практический характер.
Ряд условий для более эффективной организации учебного процесса:
- удобно соединять классы в комплект (основываться надо на умении учеников работать самостоятельно);
- правильно составлять расписание уроков (существует два подхода – разнопредметный и однопредметный; педагогическая практика показывает, что второй вариант рациональней: учителю нет необходимости перехода от одного предмета к другому, он применяет близкие понятия, есть возможность объединить младших и старших учеников для совместной работы, преемственность в обучении);
- формировать у детей положительную учебную мотивацию;
- выбор методов обучения и правильное их применение;
- взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения (учитель должен видеть и быть готовым помочь и тому классу, с которым работает и тому который в этот момент занимается самостоятельно;
- правильная организация самостоятельной работы учащихся;
- структура урока имеет два чётко выделенных звена: работа под руководством учителя и самостоятельная деятельность учащихся;
- учить детей самоконтролю.
Хочется добавить, что неотъемлемой частью успешности образовательного процесса является:
- сложность программы (сейчас учитель вправе сам выбирать УМК, по которому он будет работать);
- уровень подготовленности учеников;
- уровень квалификации педагога.
Таким образом, начальная малокомплектная школа имеет свою специфику, которая оказывает влияние на учебно-воспитательный процесс. Главная задача учителя начальных классов умело использовать в своей деятельности эти специфические особенности для того, чтобы каждый ученик мог получить возможность приобрести универсальные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта начального общего образования.
© 2020, Кишкина Ирина Николаевна 632