СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сплоченность коллектива это идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, которое развивается, основываясь на организационное единство [16].
В начальных классах происходит развитие собственных эмоций у детей, сменятся вид деятельности, с игрового на учебный, ребенок старается самоутвердиться в обществе, развивается процесс общения со сверстниками и педагогом и следует заметить, формирование личности напрямую зависит от окружения человека.
Влияние общества способствует формированию характера и личности ребенка, умение адаптироваться и найти общий язык со сверстниками влияет на ребенка, как положительно, так и отрицательно и задача педагога – это поиск наиболее эффективных, безопасных способов формирования целостного коллектива.
В школьном возрасте взаимоотношения в коллективе, формирование сплоченности и коммуникативные навыки – всё это компетенции педагога начального образования.
Педагог должен предъявить определенные требования, что поможет ему организовать дисциплину в школе, эти требования инструмент учителя в управлении учащимися. Эти требования должны поддерживаться если не всем классом, то большинством, его активом.
Взаимодействуя с детьми, педагог должен знать особенности каждого ребенка, уметь наладить с ним контакт, научиться понимать и уважать ребенка, а также уметь определить основные условия по формированию групповой сплоченности. [2, 11]
Общество способствует формированию личности. Ребенок учиться, познает окружающий мир, перенимает опыт формирования отношений.
Формирование школьного коллектива происходит при взаимодействии урочной и внеурочной деятельности.
Стоит отметить, что игра является одним из наиболее главных видов деятельности у детей. Важность игры заключается в том, что благодаря ей ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, справляться с агрессией, развивает самостоятельность и инициативу, она является организацией коллективной деятельности как в школе, так и за ее пределами.
Совместная деятельность не просто разговоры и беседы о важности сплочения в группе или классе, и за ее пределами, это вовлеченность, участие в разнообразной, содержательной коллективной деятельности.
Включенность в групповую работу дает возможность преодолевать определенные трудности, такие как страх, неуверенность в себе, зажатость, таким образом мы делаем вывод, что работа в группе должна образовывать благоприятный психологический климат, а также крепкие доброжелательные отношения между детьми, что помогает таким детям чувствовать поддержку и уверенность в себе.
Основными признаками благоприятного психологического климата в коллективе можно назвать:
1) доверительное отношение между детьми;
2) присутствие уместной и неагрессивной критики;
3) наличие адекватной настойчивости и требовательности друг к другу;
4) возможность выразить собственное мнение в процессе обсуждения;
5) способность быть толерантными к чужому мнению;
6) проявление взаимопомощи.
При отсутствии каких-либо признаков благоприятного психологического климата, ученик будет чувствовать себя незащищенным, подавленным, агрессивным и зажатым.
Умение управлять коллективом и формировать психологический климат приводит педагога к тому, что он начинает формировать сплоченный детский коллектив. [3]
Ребенок самовыражается, развивается и проявляет свои навыки и умения в различных видах деятельности уверенно в полноценном сплоченном коллективе.
Класс – это коллектив учащихся, постоянный в пределах учебного года, работающий по единой учебной программе.
Каждый класс – потенциальный коллектив, при этом не каждый класс – реальный коллектив [12].
В первом и во втором классе детский коллектив еще не сформирован. Здесь начинают завязываться отношения на основе учебной деятельности и переходят в воспитательные дела и общую работу. Здесь необходимо четко указывать границы обязанностей. Коллектив в первом классе находится на стации зарождения. Дети только начинают узнавать друг друга, у их нет сформированных групповых связей. Здесь задача учителя подготовить мероприятия и игры, направленные на знакомство и сближение.
Во втором классе начинает появляться основа становления коллектива. Здесь часто появляются трудности и межличностные конфликты. В поведении детей проявляются такие черты как замкнутость, изолированность, истеричность. Педагог должен разработать мероприятия, направленные на преодоление сложившихся проблем, научить детей навыкам взаимодействия и помочь им выходить из конфликтных ситуаций.
К третьему году обучения у учеников налаживаются взаимоотношения друг с другом, совершенствуется групповая деятельность и опыт совместной работы, определяется актив класса и его лидеры, образуются традиционные нормы поведения и правила ученики осознают свою индивидуальность.
Здесь уже начинает происходить сплочение коллектива, ученики проявляют активность, заинтересованность в совместной работе.
В четвертом классе ученики становятся более самостоятельными и активными. Каждый из учеников в этом возрасте начинает понимать свое положение в коллективе, его успехи определяют его положение в личных отношениях со сверстниками. Здесь уже мы можем наблюдать сформированный коллектив. Ученики несут ответственность не только за себя, но и за весь класс. [25, 29]
Для сплочения и формирования школьного коллектива необходимо профессиональное вмешательство со стороны педагога, его организационные способности и умение организовывать совместную коллективную деятельность. Коллективная общественная деятельность способствует формированию сплоченности, сближает между собой учеников. [10, 14]
Таким образом проанализировав и изучив особенности детского коллектива, данных разделов выпускной квалификационной работы, мы можем сделать вывод что, сплоченность коллектива – это единство всех его членов, которая дает поддержку и защиту, это признание наших успехов и достижений.
© 2023, Пятина Александра Николаевна 344