СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актуализация опорных знаний учеников — это не просто освежение в памяти ранее изученных материалов. Это приведение информации, так сказать, в боевую готовность. Хорошо, если школьники не просто припомнили («Ой, мы же вчера об этом говорили! Вы еще про какого-то царя рассказывали!») разрозненные факты, а готовы связать их с новой информацией. Тем более важно это в том случае, если необходимый опорный материал изучался достаточно давно.
То есть время этапа актуализации — в начале урока или в начале изучения темы. Обычно это второй или третий этап, то есть до или после
Где взять время для актуализации знаний?
Но на эти два этапа может уйти минут 15-20, почти не остается времени на познание нового — вот проблема, с которой нередко сталкиваются учителя (например, автор этой статьи, работающая с детьми с ОВЗ). Как можно ее решить?
Актуализация знаний в ходе проверки домашнего задания
Удачный способ совместить два этапа в один. Тем более что на устных предметах это обычно получается само собой: отвечая на вопросы, ребята как раз и актуализируют знания. Труднее с письменными предметами и с теми случаями, когда надо актуализировать давно изученный материал.
Приемы актуализации при проверке домашнего задания
Викторина
На дом учащиеся получают задание составить викторину по какому-либо разделу. Очень удобно таким способом актуализировать знания по давно изученной теме. Но давать подобное задание есть смысл в классе постарше или в «умном». Ребятам еще трудно бывает сообразить, что в теме важно и интересно и годится для вопроса, а о чем спрашивать скучно или бессмысленно, так как это не очень ценная частность. Если окажется много вопросов в таком стиле, вместо веселой, азартной игры получится занудное«вылавливание блох», ребята не смогут ответить на вопросы, заскучают и расстроятся; ни о каком положительном настрое в таком случае не может идти речи.
Можно
В начале урока проводится викторина, командная или нет — решать учителю
Но викторина есть викторина. Нужны призы. Что это будет: забавный ластик или «индульгенция» на одну ошибку в проверочной работе?
Опорный конспект
Можно предложить ребятам составить по теме конспект в той или иной форме. Смысл задания в том, чтобы они не просто вспомнили, «о чем там шла речь», а вычленили наиболее важную информацию, а в идеале — наметили связи и оценили важность материала. Для этой цели используются различные приемы. Например,
Такое задание обязательно надо проверить на доске или экране и проговорить все нюансы, иначе информация может остаться непроработанной значительной частью учащихся!
Логическая цепочка
Можно предложить
Проблема
В этом случае мы можем удачно включить в этап актуализации также и
Школьникам предлагается дома обдумать проблемный вопрос и ответить на него исходя из полученных знаний. Естественно, вопрос предлагается такой, что имеющихся знаний недостаточно — именно это должен осознать ребенок, придя к выводу о необходимости получения новых знаний.
Например, учитель дает список слов: «прикоснись, прикасаюсь, касательная, коснуться». По условию,все слова написаны правильно. Почему же в одних корень «кас», а в других — «кос»? Предполагается, что ребята, выполняя задание, вспомнят о чередованиях -лаг-/-лож-, -раст (-ращ-)/-рос-, -бир-/-бер- и т.п., изученных в прошлом году, и догадаются, что это что-то подобное. Самые сообразительные могут предположить даже, что правописание зависит от суффикса -а- по аналогии с -бир-/-бер- и т.п.
Разумеется, будут хитрецы, которые заглянут в следующий параграф учебника. Ну и пусть, ведь заглянут они по собственной инициативе, сами будут стремиться запомнить правило, чтобы блеснуть на уроке. А если кто-то загуглит— тоже хорошо. Интернет предоставляет много справочной информации — почему бы ею не воспользоваться?
В качестве домашних заданий, направленных на актуализацию знаний, можно назвать еще приемы:
В сильных и более взрослых классах школьники сами составляют таблицу или схему; класса до 7 обычно целесообразно предложить ребятам заполнить готовую.
«Загадочная тетрадь»
Это форма творческого задания, любимая многими учителями литературы и, особенно, истории. Но на самом деле она может с успехом применяться на любом предмете.
Ученик загадывает исторического деятеля (писателя, литературного героя, ученого, понятие, явление, географический объект и т.д.) и описывает его, не называя. Тетрадь передается напарнику, который должен разгадать загаданное.
Амфитеатр — античная постройка для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши, где вокруг арены возвышаются ряды сидений
В том же стиле можно проводить и игры минут на 5:
Игры-пятиминутки на уроке
Разумеется, можно использовать и многочисленные приемы, уже снискавшие любовь и педагогов, и школьников:
Актуализация совместно с фазой вызова
В соответствии с
Чаще всего именно ее совмещают с
Какие приемы можно использовать в этом случае?
Коллективная запись
Суть этой формы работы в том, что несколько групп учащихся (способ деления на группы непринципиален) в течение ограниченного времени (допустим, 5 минут) придумывают варианты решения проблемы и записывают на листочке фломастером того или иного цвета.
Затем все листочки вывешиваются на доску, от каждой группы один человек рассказывает, что они придумали, после чего происходит общее обсуждение путей решения проблемы.
Проблема подбирается учителем с таким прицелом, чтобы ученикам необходимо было вспомнить изученное и в то же время понять, что не помешало бы знать кое-что еще.
Например, на истории Отечества можно предложить тему «Выход из революционной ситуации» и т.п. Ребятам надо будет вспомнить, что за ситуация сложилась в этот момент, и попытаться спрогнозировать «виртуальное» будущее.
Ассоциации
Учитель называет ассоциации с каким-либо явлением или понятием, а школьники должны угадать, что он задумал. Или все предлагают ассоциации к предложенному понятию. Всегда именно учитель должен назвать новый термин, связанный с понятием, к которому придумываются ассоциации. Эта игра поможет сформировать еще одно важнейшее качество: привычку задавать вопросы. Ведь нередко у любого из нас бывает ситуация, когда учитель что-то объясняет, дети с умным видом кивают, а потом выясняется, что они не понимают какой-то важный термин. Или прочли текст, якобы все поняли, а несколько слов, оказывается, неизвестны и трактуются самым неожиданным и нелепым образом. «Почему вы не спросили, если не знаете, о чем речь?» Ответ очевиден: каждый боялся, что только он один не знает, спросит — и все будут смеяться. Игра в ассоциации, когда учитель умышленно называет незнакомый термин, поможет приучить ребят спрашивать о том, чего не знаешь.
Вот это незнакомое слово (неизвестный термин, неизученное понятие или явление) и есть то, что должно изучаться на новом уроке. Причем как это связано со всем остальным, становится очевидным по ходу игры или сразу же объясняется.
"Угадай, кто я"
В этой игре учитель или заранее подготовившийся ученик изображает человека или явление (например, инерцию). Остальные ребята должны угадать, кто (или что) это. Приведем пример: «Я помогаю вам насадить молоток на рукоятку». «Это из-за меня вы падаете, когда автобус резко останавливается». И т.п.
Неплохо, если у исполнителя роли есть какие-то элементы костюма, атрибуты его роли. А в младших классах это просто необходимо.
Интервью
Эта игра начинается так же, как предыдущая. Но роль играет обязательно учитель. После того как дети разгадали загадку, учитель предлагает задавать ему вопросы. Естественно, это требует от него блестящих и широких знаний по предмету и тщательнейшей подготовки. Если учитель — Солнце, то он должен ответить на любой вопрос о Солнце, ведь это он и есть!
В процессе ответов учитель сообщает и ту информацию, о которой ученики не спросили, но все же должны знать.
Этап актуализации очень важен, и он обязательно должен присутствовать на современном уроке. А вот форма может быть выбрана любая: в
© 2019, Кривошта Галина Алексеевна 4860