СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы мотивации учеников, формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся при дистанционном обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционное обучение вошло в нашу жизнь не эволюционным путем, а по методу «шоковой терапии». Школе пришлось искать пути решения задач в режиме цейтнота. Но именно в этих условиях родился уникальный опыт организации обучения с применением дистанционных (электронных) технологий.

В рамках нашей дистанционной работы такими ресурсами выступали электронный дневник, группы в социальных сетях (вконтакте – это была и беседа класса, и общение через личные сообщения\в индивидуальном порядке), а так же мобильные приложения: вайбер и вотсап.

Несмотря на то, что технические устройства удобны для взаимодействия, дистанционное обучение стало некой неожиданностью не только для учителей, но и для родителей. Дети, которые большую часть дня проводили в школе, теперь постоянно находились дома. Родители были вынуждены контролировать их обучение, параллельно с этим работать удаленно. В силу своих возможностей, умений, навыков учителя помогали родителям пережить дистанционное обучение, старались замотивировать учащихся на то самое дистанционное обучение. Не всё давалось нам легко и просто, но тем не менее, есть моменты, на которые хотелось бы обратить внимание.

В первую очередь, хотелось бы привести список факторов, которые обсуждались с родителями, чтобы избавить их от тревоги и сделать своими союзниками во время дистанта:

1. Технические вопросы

При переходе на дистанционное обучение некоторые дети могут растеряться, поэтому для многих из них было важно, чтобы родители были рядом и помогли. Чем лучше они обучат ребенка на начальной ступени, тем меньше потребуется их участие в будущем (на этапе организации учебного процесса).

Подробно обсуждали, какие инструменты и сервисы будем использовать. Для полноценной учебы может хватить 1-2 инструментов. В моём случае это были платформы Zoom и прилагающаяся к нашему сервису Электроного журнала платформа SkySmart: Электронная рабочая тетрадь. Для каждого сервиса была дана подробная инструкция. Родители получали представление о том, как именно будут проходить онлайн-занятия, в каком формате и некий уровень их тревожности снижался. А некоторые активные родители брали на себя функцию общения с другими родителями по техническим вопросам (если возникала такая необходимость).

2. Зоны ответственности

Теперь, когда дети находились постоянно дома, у родителей появилось больше возможностей участвовать в их образовании. Разделили зоны контроля. На старте родители выступают в роли организатора: помогают ребенку со всеми средствами, устанавливают программы, настраивают интернет. Затем контролируют, чтобы дети не пропускали занятия, и помогают в трудных ситуациях. Содержательную сторону обучения полностью контролирует учитель.

3. Рабочее пространство

Организация рабочего места ребёнка. Хорошо, если это будет отдельный стол, чтобы ребенок мог записывать нужную информацию во время трансляции. Рабочий стол должен находиться в хорошо освещенном месте. Рядом с ребенком не должно быть еды, чтобы не отвлекался во время видеоурока. Если у ребенка нет отдельной комнаты, необходимо было попросить родителей не шуметь во время онлайн-урока, выключить телевизор и создать рабочую обстановку.

4. Правила работы за компьютером

Дистанционное обучение неизбежно увеличивает время, проведенное с компьютером или планшетом. Здесь должен был включаться уже непосредственно родительский контроль по сокращению других цифровых активностей: игры, видео, соцсети.

5. Формат работы

Необходимо было объяснить родителям, что дистанционное обучение — такое же обучение, только немного в другом формате. Не надо думать, что ребенок ничего не делает, раз сидит за компьютером.

6. Обратная связь

Обратная связь — отличный способ снизить тревожность родителей. Договариваемся с родителями проводить либо видеоконференции раз в неделю, либо как альтернатива – индивидуальное общение с родителями по мере необходимости. Рассказываем, как проходит обучение, какие есть трудности, отвечаем на вопросы.

7. Правила общения и переписки

Чтобы избежать напряжения между учителями и родителями, устанавливаем правила общения. Мы с вами всегда должны помнить, что переписки в чатах — это часть нашей работы. Заранее сообщаем родителям время, когда будем отвечать на сообщения. Например, с 8 до 18. Помним о том, что родители, так же как и мы, оказались в ситуации тревоги и стресса и всем необходимо постараться сохранять спокойствие.

Эти несложные, но конструктивные принципы и способы взаимодействия учителя с родителями делают их более продуктивными, приводили к гармонии сторон в рамках «педагогического треугольника». Для нас с вами они кажутся само собой разумеющимися, но для некоторых родителей многие из вышеперечисленных пунктов являлись проблемной зоной.

Как уже было сказано, Дистанционное обучение - это новая форма организации образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения. Погружение в образовательный процесс для ученика становится настоящей проблемой из-за отсутствия живого и конкурентного общения со сверстниками и недостатка опыта в самостоятельном планировании режима дня

Одна из актуальных проблем в дистанционном обучении - это правильная мотивация.

Как же работать с детской мотивацией на дистанте? Именно мотивация поддерживает у ученика желание преодолевать различные трудности, возникающие по ходу учебы, чувство утомления и скуки, и испытывать в итоге чувство успеха.

Как родитель может помочь в мотивации ребенка?

1. Отмена оборонительной стратегии поведения. Желание родителя защитить ребенка от любых внешних угроз естественно и вполне понятно. Особенно это желание было обострено в период неопределенности дистанта. Были родители, с пониманием относящиеся к временным неудобствам из-за введения дистанционного обучения, но было много и таких, кто не желал всерьез относиться к дистанту и ждал возвращения процесса обучения в нормальное русло. Задача учителя сводилась к тому, чтобы донести до родителя мысль, что школа в этой ситуации не является внешней угрозой для учащегося и не выступает карательным органом. То есть дать понять, что даже в такой сложной ситуации процесс образования прерываться ни в коем случае не должен. Учитель должен был донести родителю мысль, что они союзники, а не противники в деле обучения и воспитания ребенка, что они оба заинтересованы в его успехах.

2. Выяснение позиции и запросов родителя. Не всегда запросы родителей по отношению к ребенку или к школе совпадают с общепринятыми. К примеру, родители могут не заострять внимание учащегося на оценках или на важности изучения тех или иных предметов. Жесткое навязывание идей, не разделяемых родителями, к положительному результату привести не может. Поэтому в основе любых контактов учителя с родителем лежат переговоры. Стоит помнить, что компромисс с родителем в большинстве случаев означает компромисс с ребенком. К тому же у родителя в руках есть мощные способы мотивации, недоступные работникам школы. К примеру, материальная стимуляция (покупка гаджетов, сладостей, игр и т.д.). Это могут быть достаточно сильные стимулы, но они временные. Когда ребенок достигнет покупки планшета, велосипеда, скутера и т. Ин., он перестанет учиться. То есть для того, чтобы он продолжал учебу, отцу придется находить новую приманку. Материальный стимул мотивирует на достижение ситуативного результата. А нам нужно добиться того, чтобы мотивация была устойчивой, внутренней и не зависела от наличия велосипеда и других интересных гаджетов.

3. Контроль процесса обучения. Как бы кому не хотелось иного, но в условиях дистанционного обучения именно родитель является единственным непосредственным источником очного внешнего контроля за учебной деятельностью ребенка. От уровня контактов учителя с родителем зависит, сможет ли в полной мере ребенок адаптироваться к новым условиям или нет. Нужно четко понимать, в каких вопросах родитель может наилучшим образом помочь своему ребенку. Иногда это совместное выполнение домашнего задания, а иногда – просто разговор по душам. Необходимо, чтобы родитель ощущал, что в это непростое время он не один. Ему всегда помогут специалисты школы. Но в то же самое время он должен понимать, что без обратной связи с его стороны школа не в состоянии полноценно отслеживать каждый шаг ребенка. От скорости реагирования родителя на ту или иную ситуацию напрямую зависит оперативность и эффективность предоставляемой со стороны образовательной организации помощи как администрации, учителей-предметников, так и классного руководителя. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие моменты: • Проявление интереса (интересоваться делами, учебой ребенка); • Помощь (помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность); • Поддержка (объяснять ребенку, что его неудачи в учебе - это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, не доработал)); • Похвала (чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше).

Главное в любом учебном процессе поддержание интереса к изучаемому предмету. Учителю важно делать материал максимально доступным, при этом, интересным, наглядным и стимулирующим к расширению знаний, то есть побудить ребенка к сотворчеству, к поиску, к исследованию. И, конечно же, необходимо отмечать любую положительную динамику, пусть и минимальную, поскольку именно это способствует росту уверенности обучающегося в своих силах, как со стороны учителя, так и со стороны родителей, ведь фиксация на внутреннем удовлетворении школьника от успешно выполненного задания является фундаментом для повышения мотивации.

28.03.2022 18:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!