СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы повышения орфографической грамотности учащихся 5х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков – это одно из важнейших программных требований средней школы. Задача повышения уровня практической грамотности школьников требует от учителя немалых усилий. Однако именно на этом участке работы наблюдаются сегодня наиболее заметные и ощутимые просчёты. Об этом свидетельствуют результаты письменных экзаменов, диагностических работ и разного рода мониторинговых исследований. Недостаточно высокий уровень орфографической грамотности учащихся вызван в определённой мере тем, что, выдвинув на первый план задачу развития речи школьников, мы неправомерно ослабили внимание к проблеме формирования навыков правописания. Между тем, это сложный, многогранный и длительный процесс, тесно связанный с решением других учебных задач. Возьмём, к примеру, усвоение учащимися правописания безударных гласных корня. С первого класса изучается это правило, в течение всех последующих лет обучения детей в школе мы неустанно обращаем их внимание на условия выбора безударной гласной в корне, однако именно эта орфограмма вызывает немало затруднений даже во время сдачи учащимися выпускных экзаменов по русскому языку. Одна из главных причин – сложность самого орфографического навыка. За внешней лёгкостью, понятностью, краткостью правила и алгоритма выбора правильного написания скрывается целый комплекс учебных задач, которые нужно решать совместно учителю и ученику в процессе обучения. Необходимы длительные и целенаправленные упражнения, основанные на более простых знаниях, умениях и навыках. К таким ключевым знаниям, умениям и навыкам, помогающим делать правильный выбор при написании слов, относятся следующие: на слух определять сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем; ставить ударение в словах; производить фонетический разбор слов; обозначать звуки буквами в соответствии с фонематическим принципом русской орфографии; определять лексическое значение слова; проводить словообразовательный, морфемный анализы; «слышать» в слове орфограмму; уметь определять условия выбора орфограммы; знать правила орфографии; уметь соотносить орфограмму с соответствующим правилом; знать алгоритм применения правила. Если ученик не умеет на слух определять сильные и слабые позиции фонем, то он не заметит орфограмму. Не выяснив лексического значения слова, не имея достаточного словарного запаса, ученик не сможет подобрать проверочное слово. Особенно это касается слов, где выбор гласных в корне связан с лексическим значением (промышленность развивается – флаг развевается). Таким образом, при обучении орфографии немаловажную роль играют знания, умения и навыки, получаемые при изучении всех разделов курса русского языка в средней школе. Кроме системных связей внутри раздела, необходимо учитывать связи орфограмм со всеми уровнями языковой системы и опираться на них при выборе условий написания того или иного слова. Орфографические ошибки чаще всего возникают не потому, что школьник не знает правила, а потому, что не замечает «слабых мест» в словах. Это происходит, в частности, из-за отсутствия у него навыка различать сильные и слабые позиции фонем. У ученика не срабатывает «сигнал внимания» на орфограмму. Если учащимся предложить при написании слов под диктовку пропустить те буквы, в написании которых они сомневаются, то большинство будет уверено в правильности написания, сомнений не возникнет. Хотя ошибок будет в работах достаточно. Как показывает практика, орфограммы «слышит» только третья часть от общего количества учащихся. Даже овладев понятием «орфограмма», школьники не становятся орфографически зоркими. Мы часто объясняем это невнимательностью. А природа невнимательности заключается в том, что у части учащихся не развит речевой слух. В школьных курсах русского языка такие разделы, как фонетика и орфография, на практическом уровне недостаточно связаны друг с другом. Эта связь заявлена, но подбор упражнений оставляет желать лучшего. В учебниках мало тренировочных упражнений по совершенствованию фонетического слуха. На уроках русского языка мы часто используем разнообразные виды письменных упражнений: от простого списывания до различного рода диктантов и творческих работ. Однако умение находить орфограммы на слух у учащихся развивается медленно и недостаточно эффективно. Такой «неуспех» запрограммирован всей системой обучения, сложившейся в последнее время. Боясь прослыть консервативными и несовременными, мы оправданно и неоправданно включаем в уроки тестовые задания, упражнения по аналогии с заданиями ОГЭ и ЕГЭ, объёмные презентации. А это занимает много времени. Приходится отказываться от части устных упражнений по изучаемой теме. При подготовке к написанию контрольного диктанта детям чаще всего предлагается вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов с пропущенными буквами, то есть по существу им подсказываются те позиции, где нужно применить правила. В то же время мало упражнений, развивающих орфографическую зоркость, умение на слух распознать орфограмму. Именно устные упражнения способствуют вырабатыванию у школьников навыков самоконтроля, формируют речевой слух как основу орфографического навыка. Таким образом, опора на фонетику позволяет сделать обучение орфографии осознанным процессом, улучшает практическую орфографическую грамотность школьников, способствует повышению познавательного интереса учащихся, развитию их речевой и коммуникативной компетенций. Огромную роль в процессе совершенствования орфографической грамотности учащихся играют обучающие диктанты: комментированный, объяснительный, предупредительный, «самодиктант». Эти диктанты помогают учителю определить трудности, с которыми столкнулись учащиеся, скорректировать планы уроков, индивидуальные маршруты изучения русского языка, правильно организовать сопутствующее повторение, предложить помощь детям, показывающим низкие или пограничные результаты. Рассмотрим характерные особенности и преимущества названной группы диктантов. Комментированный диктант чаще всего используется на этапе первичного закрепления правил правописания и формирования умений адекватного выбора условий грамотного написания слов. В процессе диктанта происходит многократное проговаривание изучаемого правила и его применение во время записи слов, словосочетаний или предложений, предложенных учителем. Одновременно с записью материала отрабатывается алгоритм объяснения изучаемых или повторяемых орфограмм. Рекомендуется предварительно дать учащимся образец рассуждения. Чтобы задействовать как можно больше детей в процессе комментирования, его проводят «по цепочке».

20.10.2022 16:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!