© 2016 9153
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Средства выразительности Вид Характеристика приёма Примеры
Аллегория лекс. Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ Прекрасен царскосельский сад, Где льва сразив, почил орел России мощной На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)
Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках - богини Фемиды - аллегория правосудия, изображение змеи и чаши - аллегория медицины. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи
АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн… К. Бальмонт
Анафора (единоначатие). Одинаковое начало нескольких соседних предложений. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. (О.Высотская).
Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором. Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом. Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…
Антитеза резко выраженное противопоставление понятий или явлений. "Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского. «Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт…» (А.С. Пушкин).
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная… Н. Некрасов. И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви
Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; в делах безразличных — горячишься; в страстных вопросах — холоден; если надо молчать — ты кричишь; когда следует говорить— ты молчишь; если ты здесь— хочешь уйти; если тебя нет — мечтаешь возвратиться, среди мира требуешь войны; в походе вздыхаешь о мире.
АПОКОПА (греч.apokope – отсечение) - искусственное укорачивание слова без потери его значения.
…Как вдруг из лесу шасть На них медведь разинул пасть … А.Н. Крылов. Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ! А.С. Пушкин
Ассонанс Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. О весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта! А. Блок
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) - Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет. А. Блок.
Швед, русский, колет, рубит, режет. Волков бояться – в лес не ходить.
Гипербола Художественное преувеличение Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) море слез; океан любви, реки крови, море смеха.
Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны
Градация Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер. (Н.Заболоцкий) Тёмные, душные, скучные комнаты. Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют.” Первое предложение построено на основе “восходящей” градации. Со второго предложения и до конца отрывка действует градация по нисходящей.
ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.
Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, Дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? В. Маяковский
Инверсия Обратный порядок слов Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле. (А.Пушкин) Преданья старины глубокой. А.С. Пушкин
Ирония Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки. Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
Слуга влиятельных господ, С какой отвагой благородной Громите речью вы свободной Всех тех, кому зажали рот. Ф.И. Тютчев.
Лексический повтор. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)
Литота Художественное преуменьшение "мальчик с пальчик", "избушка на курьих ножках", "мужичок с ноготок".
«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» Н. Гоголь. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить
Метафора Переносное значение слова, основанное на сходстве Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина) Этот троп похож на сравнение, но слова «словно», «как будто», «как» опускаются, но каждый понимает, что они подразумеваются : подмоченная репутация; светящиеся глаза; бурлящие эмоции. «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», "стальные нервы", "поле деятельности", «каменное сердце»…. Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой. Горит восток зарею новой. Ножка стола. Заря жизни. Льется речь. Золотая осень
"(.) Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия".
(М.Булгаков. "Белая гвардия")
Со снопом волос своих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. С. Есенин
Ах, увял головы моей куст, Засосал меня песенный плен. Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин. )
Метонимия замена одного слова или выражения другим на основе близости значений. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. А.С.Пушкин ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.). не то на серебре – на золоте едал; ну, скушай же тарелочку, мой друг; читал Пушкина. Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит. А.С. Пушкин
В. Маяковский говорит о "стальном ораторе, дремлющем в кобуре" – имеется ввиду револьвер.
Многосоюзие синт. Намеренное использование повторяющегося союза. Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. (В.Инбер)
И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют. ; И скучно и грустно, и некому руку подать… М.Ю. Лермонтов Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев. Перед глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Окказионализмы Индивидуальные авторские словообразования .В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)
Оксюморон Сочетание противоположных по значению слов Туристы в родном городе. (Тэффи) живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ, убогая роскошь, горькая радость, красноречивое молчание, громкая тишина.
Олицетворение Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость. (А.С.Пушкин) (И лес ожил – заговорили деревья, запел ветер в верхушках елей), (душа поёт, река играет…). Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. "Мама и убитый немцами вечер" В.Маяковского. Щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. А. С. Пушкин Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. В. Брюсов. Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза
Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором. Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом. Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…
Парцелляция Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных. «И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов. «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился». Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.) Флеров—все умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
Перифраза Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты "люди в белых халатах" (врачи), "рыжая плутовка" (лиса) («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» - вместо «лев») Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»)
Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, северная Венеция.
Риторический вопрос Вопрос, не требующий ответа О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов) Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно? Что день грядущий нам готовит?
Риторическое обращение Обращение к неодушевлённому предмету Ах ты, степь моя, привольная! О времена! О нравы! Русь! Русь! Куда стремишься ты? Образующийся при нуле градусов лед не тонет в воде. Поистине сказочное свойство!
Синекдоха Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин) Защита требует оправдания подсудимого. Пуще всего береги копейку. Мы все глядим в Наполеоны. Взыскательный покупатель. И было слышно до рассвета, как ликовал француз. 1) Часть явления называется в значении целого: А в двери - бушлаты, шинели, тулупы. В. Маяковский 2) Единственное число в значении общего и даже всеобщего: Там стонет человек от рабства и цепей. М. Лермонтов. И гордый внук славян, и финн. А. Пушкин 3) Замена числа множеством: Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. А. Блок
Синтаксический параллелизм. Сходное, параллельное построение фраз, строк Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Сравнение Да, есть слова, что жгут, как пламя. На город опустилась ночь и в считанные секунды все стихло, как будто и не было той оживленности на площадях и улицах всего час назад. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…" (В.Шукшин)
Умолчание - невысказанность, недоговоренность. Намеренный обрыв высказывания, предполагающий, что читатель догадается о высказанном.
Хотя страшился он сказать, Нетрудно было б отгадать, Когда б… но сердце, чем моложе, Тем боязливее, тем строже… М. Ю. Лермонтов
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть. Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.
Эллипсис Сокращение, "пропуск" слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи. Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)
День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь – в смерть… А ты?. Ты в меня! Г. Гейне Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.
Эпитет Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум. (Н.Некрасов), лето золотое; струящиеся волосы; волнистый туман, парус одинокий, роща золотая, "живая вода" или "мертвая вода", "добрый молодец", "борзый конь". Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным. Кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок); край заброшенный (С.Есенин); удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, сияющие глаза, глаза-бриллианты; хмурое утро;
ВАЖНО. Не каждое прилагательное является эпитетом. Если прилагательное указывает на четкие характеристики существительного и не несет никакой художественной нагрузки, то оно не является эпитетом: зеленая трава; мокрый асфальт; яркое солнце.
Мы набирали огромные (определение) охапки палой (определение) листвы и несли домой прекрасные, печальные (2 эпитета) букеты.
Эпифора Одинаковая концовка нескольких предложений Весну заклинати, зиму провожати. Рано, рано зиму провожати. Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Фразеологизмы – средство лексической выразительности речи, которое, в отличие от других, не может быть использовано автором индивидуально, так как это, прежде всего, устойчивое словосочетание или оборот, свойственный только русскому языку (ни рыба, ни мясо; дурака валять; как кот наплакал).