СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Старинные задачи и функциональная грамотность, да или нет?
Народная мудрость гласит, что, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего.
Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности, проявляется в способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
В современном мире ученик должен быть креативным, инициативным, мыслить критически, уметь пользоваться информацией и коммуникацией, а что, если не старинные задачи по элементарной математике могут вызывать интерес к предмету, желание через творчество проявлять инициативу и смекалку.
Старинные задачи могут дать возможность окунуться в эпоху того или иного времени, узнать какие-то интересные исторические факты о математике, ученых, научных трудах.
Некоторые старинные задачи могут включать в себя сразу несколько направлений функциональной грамотности: читательская, математическая, глобальные компетенции, креативное мышление.
Некоторые старинные задачи встречаются в стихотворной форме, что показывает математику совсем с другой стороны.
Давайте рассмотрим одну их них.
Задача Архимеда о быках.
«Задачу о быках» обнаружил Готхольд Эфраим Лессинг в греческой рукописи, состоящей из стихотворения в 44 строки, в библиотеке герцога Августа в Вольфенбюттеле в Германии. Текст задачи был опубликован в издании «Beiträge zur Geschichte und Litteratur» в
Эту задачу Архимед специально приготовил решить своему критику Аполлонию. Он послал письмо с этой задачей александрийским математикам на адрес Эратосфена Юренского. Задача была написана в стихах.
Задача:
Сколько у Солнца быков, найди для меня, чужестранец.
(Ты их, подумав, считай, мудрости если не чужд.)
Как на полях Тринакрийский Сицилии острова тучных
Их в четырех стадах много, когда – то паслось.
Цветом стада различались: блистало одно млечно – белым,
Темной морской волны другого был цвет,
Рыжим третие было, последенее пестрым.
И в каждом стаде была самцов множество тяжкая мощь,
Все же, храня соразмерность такую: представь, чужестранец,
Белых число быков в точности было равно
Темных быков в точности было равно и трети и полностью рыжим;
Темных число быков четверти было равно
Пестрых с прибавлением пятой и также полностью рыжим;
Пестрой же шерсти быков так созерцай число:
Части шестой и седьмой от стада быков серебристых
Также и рыжим всем ты их число поравняй.
В тех же стадах коров было столько: число белошерстных
В точности было равно темного стада всего
Части четвертой и третьей, коль сложишь ты обе их вместе;
Темных число же коров части четвертой опять
Пестрого стада равнялось, коль пятую долю добавишь
И туда же быков в общее стадо причтешь.
Те же, чья пестрая шерсть, равночисленным множеством были
Рыжего стада частям пятой и с нею шестой.
Рыжих коров же считалось количество равных полтрети
Белого стада всего с частию взятой седьмой.
Сколько у Солнца быков, чужестранец, коль точно ты скажешь,
Нам раздельно назвав тучных быков число,
Также раздельно коров, сколько каждого цвета их было,
Не назовет хоть никто в числах невеждой тебя,
Все ж к мудрецам причислен не будешь.
Учти же, пожалуй
Свойства какие еще Солнца быков числа.
Если быков среброшерстных ты с темными вместе смешаешь
Так, чтобы тесно они стали бы в ширь и в длину
Мерою равной, тогда на обширных полях Сицилийских
Плотным квадратом они площадь большую займут.
Если же рыжих и пестрых в одно ты смешаешь стадо,
Лесенкой станут они, счет с единицы начав,
Так что фигуру они треугольную нам образуют;
Цвета иного быков нам нет нужды добавлять.
Если ты это найдешь, чужестранец, умом пораскинув,
И сможешь точно назвать каждого стада число,
То уходи, возгордившись победой, и будет считаться,
Что в этой мудрости ты все до конца превзошел.
Разберемся есть ли в данной задаче функциональная грамотность. Мы знаем что одними из составляющих функциональной грамотности является: читательская, атематическая, естественнонаучная, компьютерная и информационная (цифровая), финансовая, глобальные компетенции, креативность мышления.
Читательская грамотность.
Опора на текст:
Опора на нетекстовое знание:
Математическая грамотность:
Математическая проблема (в начале задачи Архимед предлагает найти количество быков бога солнца, а в конце найти количесвокоров и быков разного цвета, таким образом задача содержит два вопроса).
Задача о быках простая даже для неподготовленного читателя, но масштабность её решения выходит за рамки любого воображения, да так далеко.
Естественно, что математики в Александрии в то время эту задачу не решили, полное решение было найдено лишь в XX веке с использованием компьютерной техники.
И тут нам как видите помогает владение информационно-коммуникационными технологиями – одна из основополагающих компетенций ХХI века.
На мой взгляд при решении старинных задач на уроках и внеклассных занятиях можно развивать функциональную грамотность учащихся.
© 2023, Аширкина Елена Витальевна 161