СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на конференции

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Автор: Казакова И.В.

ГБПОУ «НСХК»

Тема затронутая мной на сегодня является одной из важнейших на современном этапе развития общества. Говоря о качестве образования, имею в виду оценку того, каких результатов добиваются преподаватели при обучении обучающихся. А мне хочется выделить, что при этом нужно иметь в виду и качество самого образовательного процесса и условий, в которых он реализуется. Ведь управление качеством образования в учебном заведении есть процесс проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей их достижения; организации образовательного процесса и мотивации его участников на качественный труд; контроля как процесса выявления отклонений от целей и мониторинга – системы отслеживания изменений в развитии; регулирования и анализа результатов. Именно на повышение качества образовательного процесса направлены все усилия педагогических коллективов, однако существует противоречие: подобные усилия во многих случаях не приводят к ожидаемым результатам, и качество образования остается невысоким.

Закон РФ «Об образовании» ставит перед учебным заведением конечные цели, регламентирует ее деятельность, но способы достижения этих целей учебное заведение выбирает самостоятельно на основании всестороннего анализа государственного и социального заказа на образовательные услуги, готовности педагогического коллектива решать эти задачи, способности администрации управлять саморазвитием в современных условиях, наличием материальной и технической базы. . На сегодняшний день существуют различные направления повышения эффективности управления качеством образования. К ним относятся: аккредитация, система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса, и др. В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий.

Во многих словарях, концепциях образованию отводится роль формирования интеллекта. Например, своей концепции Э. Гусинский дает следующее определение понятию образование: « Образование — процесс приобщения личности к культуре, приобретение грамотности в ее языках и ориентированности в ее текстах». Другое его определение: «Образование — процесс и результат становления, формирования и развития системы понятий, представлений о мире, дающий возможность в нем ориентироваться» [4]

В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг. Среди возможных подходов к понятию качества необходимо отметить подход, сформулированный в работах А.И. Субетто, поскольку он позволяет раскрыть связи данного понятия с другими, важными в исследовании, — свойство, система, оценка, управление. Согласно данному пониманию, качество обладает следующими признаками:

− системности и целостности (качество как система совокупности свойств объектов и процессов, качество частей не определяют общее качество); − структурности и иерархичности (система свойств имеет иерархическую структуру); − динамичности (качество процесса отражается в качестве результата);

−количественности (камеры качества); − соответствия требованиям, потребностям и нормам. [3]

- установленные и предполагаемые потребности.

Проблема управления качеством образования — одна из самых актуальных для любого учебного заведения. Рассматривая проблемы качества образования, мы опираемся на ряд базовых понятий: качество, обеспечение качества, образование, управление качеством образования, улучшение качества. Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. [2] Обеспечение качества — все планируемые и осуществляемые виды деятельности, доступные постоянному контролю и необходимые для создания уверенности в выполнении требований к качеству.

Образование — целенаправленная социализация личности, обеспечивающая освоение учащимися культурных образцов и ценностей, формирование образа собственного «Я» на основе систематизированных знаний и умений, а также опыта эмоционального отношения к миру.

Управление качеством образования — планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.

Улучшение качества — процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным политикой в области качества образования. Для анализа состояния и развития системы образования в конкретном учебном заведении важное значение имеет понятие “скользящее улучшение качества”, которое описывает позитивные изменения объекта качества в ходе его непрерывного развития, не обязательно предполагающие достижение конечного результата.

Исходя из представленных понятий, можно определить качество образования как социальную категорию, характеризующую состояние и результативность процесса развития открытых образовательных систем, его соответствие, с одной стороны, нормативным целям образования, с другой стороны, потребностям, ожиданиям, запросам личности и различных социальных групп в достижении высокого образовательного результата.

Важнейшим смыслом образования является самораскрытие студента, узнавание им подлинного самого себя, творение во взаимодействии преподавателя и студента собственного образа. Это принципиально отличается от задачи подражания образцу. Усвоение знаний, умений и навыков или сведений и правил не может быть самоцелью. Это необходимые, но не достаточные условия становления, самореализации личности, поскольку в современном обществе адресатом образования является именно целостная личность, а не те или иные ее социальные функции и способы их использования. Не сами по себе знания являются целью учебного заведения, а студент, считающий эти знания ценностью, его интеллект и духовное развитие. То есть качественным образованием будет являться такое образование, итогом которого является студент с развитым интеллектом, способностью к самостоятельному и ответственному мышлению, высказыванию и поступку.

А мне кажется, качественное образование – это образование всех качеств личности, потому что количество «отличников» и « хорошистов» в учебном заведении мало говорит о качестве обучения каждого студента в отдельности, более того, оно не говорит о проблемах студента.

Управление качеством образования это система управленческих действий, направленных на достижение и поддержание определенных свойств образовательного процесса и результата, соответствующих потребностям субъектов и требованиям образовательных стандартов.

Управление – многогранное явление, трактуемое, во- первых – как один из видов социальной деятельности, во-вторых –как целенаправленное воздействие управляющего субъекта на управляемый объект, с целью изменения последнего. В нашей ситуации эти трактовки не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга. Деятельность педагогического коллектива по управлению качеством образования с одной стороны выступает как один из видов педагогического управления, с другой стороны- как часть педагогической деятельности. Для оценки эффективности деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования необходимо выделить следующие элементы системы управления качеством образования в учебном заведении:

- анализ внешней среды и социальное партнерство;

- организация образовательного процесса в учебном заведении;

- анализ здоровья обучающихся;

- новые способы оценивания образовательных результатов;

- научно-методические и кадровые условия;

- совершенствование педагогического мастерства;

- новые методы обучения;

- сотрудничество с родителями;

- организационно-управленческие условия;

-материально-технические условия.

Объем знаний, которыми обладает человечество, растет как снежный ком, и современным студентам все тяжелее усваивать их.

Библиографический список:

  1. Бордовский,Г. Л., Нестеров,А. А., Трапицын,С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2001.359 с.
  2. Поташник,М. М. Управление качеством образования. — М.: Педагогическое общество России, 2001

3.Болотов,В.А. Система оценки качества российского образования/ В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. — 2006.- 1. — С.22-31

4.Гусинский,Э.Н.,Турчанинова,Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие. — М.: Логос, 2000. — 223 с.

5. Зайцев,В. Мониторинг как способ управления качеством образования // Народноеобразование, №9.2002. С.83-92.

29.11.2015 18:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!