СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенности оценки достижения планируемых результатов на уроках музыки
Оценка достижения планируемых результатов образования по музыке имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценивания достижений требований стандарта и специфики самого предмета. Специфика оценки определяется тем, что музыка изучается как живое искусство в его неразрывной связи с жизнью. Поэтому оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др., и соответствующие планируемым результатам знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Полнота оценки планируемых результатов по музыке обеспечивается тем, что она складывается из накопленной оценки различных учебных достижений и результатов выполнения итоговой работы.
Оценивание результатов образования по музыке каждого ученика носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного года. При этом учитывается степень активности учащегося не только в коллективно-творческой
Накопленная оценка отражает динамику индивидуальных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, позволяет наглядно увидеть нарастающую успешность музыкально-творческой деятельности, объём и глубину знания музыки и сведений о музыке. Накопленная оценка базируется на основе приведённого ниже списка планируемых результатов, в котором выделены основные умения, характеризующие достижение учащимися данного результата, и приведены примеры, иллюстрирующие особенности формата рекомендуемых заданий и оценки правильного их выполнения.
Впервые проводится оценивание подготовки учащихся по новым блокам - «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира» обобщённо представляющим содержание курса начальной школы. Предполагается, что при итоговой оценке достижения планируемых результатов по музыке все три содержательных блока учитываются практически в равной мере. Данный подход обеспечивает целостность охвата различных разделов курса, позволяет выявить темы, вызывающие трудности в усвоении младшими школьниками, а также установить методические проблемы при изучении того или иного материала. Это позволит учителям и методистам вносить коррективы в методику обучения музыке.
Особое внимание уделяется оценке сформированности умения выполнять учебные и художественно-практические задачи, самостоятельно действовать при разрешении творческих ситуаций в повседневной жизни (например, выбор песни или музыкального произведения для поздравления членов семьи, сверстников в СМИ; «Музыкальное поздравление»), т. е. самостоятельное исполнение вокального или инструментального произведения для друзей, в кругу семьи. Достижение целого ряда планируемых результатов комплексными заданиями, которые в зависимости от сформированности музыкально-слухового опыта и способностей выпускника могут быть выполнены как на базовом, так и на повышенном уровне. Задания сформулированы таким образом, чтобы любое знание, умение непосредственно проявлялось в каком-либо виде музыкально-творческой деятельности.
В связи с этим большинство предложенных заданий предполагает эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней, воплощение образного содержания в исполнительской деятельности и предназначено для совместного выполнения учащимися в устной форме, в ходе беседы о музыке или в процессе коллективно-творческой деятельности. Это отвечает целевым установкам формирования обобщенных способов действий с учебным материалом, что позволяет выпускникам успешно решать учебные задачи, открыто выражать своё отношение к искусству, реализовывать собственный творческий потенциал в процессе коллективной и индивидуальной музыкально-художественной деятельности. Многие из заданий могут быть предложены в письменной или устной форме либо для индивидуального или коллективного выполнения. Предлагаемые музыкальные произведения являются лишь примерами и могут быть заменены с учётом особенностей программы на равноценные.
Разнообразные вопросы и задания базового и повышенною уровня дают учащимся возможность проявить артистизм в исполнении музыки разных форм и жанров, импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом, создавать композиции с применением современных средств выразительности (ИКТ).
Например, предлагается придумать, сочинить музыкальные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния человека (восторг, радость, гнев, печаль и др.) или изображающие какие-либо явления жизни (весенняя капель и шум ветра и др.), и показать их графически (в виде линии штрихов). Выполнение этого задания потребует умения воплощать различные по содержанию музыкальные образы, импровизировать на основе собственного музыкального замысла, оценивать свою музыкально-творческую деятельность.
Подобные задания позволяют оценить не только результативность освоения курса музыки, но и эффективность решения учителем ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и
Использование комплексных заданий различного уровня сложности даёт возможность содержательно интерпретировать уровень развития музыкальной культуры учащихся. Это позволяет учителю сделать обоснованное заключение о развитии интереса ученика к музыке и музыкальной деятельности, о проявлении эмоционально-ценностного отношения к искусству, о степени владения практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пении, слушании музыки, игре на элементарных детских инструментах, музыкально-пластическом движении, импровизации и др.). При этом успешность выполнения заданий свидетельствует о способности ученика переносить полученные знания и умения в решение нестандартных музыкально-творческих ситуаций и задач. В целом анализ характера выполненных заданий при проверке достижения планируемых результатов позволит учителю музыки сделать заключение о перспективах музыкального развития каждого ученика и целесообразности углубления содержания музыкального образования на следующей ступени обучения.
Ниже приводятся примеры заданий и вопросов базового и повышенного уровня сложности, предлагаемые для текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов по всем разделам курса музыки (при условии их адаптации применительно к этапу обучения и особенностям реализуемой учебной программы).
4 класс I полугодие
1. Диктант. Пронумеровать слова:
сюита, баркарола, контраст, орган, гимн, симфония, ария, опера.
2. Дописать название произведений:
1.«Испанский … .»
2.«Арагонская … .»
3.«Санта … .»
3. Родина танцев:
1.Хота - …
2.Лезгинка - …
3. Хоровод - …
4. Чардаш - …
5. Вальс - …
6. Полонез - …
4. Соединить фамилии с именами:
1. Глинка 1.Иоганн
2. Римский – Корсаков 2.Михаил
3. Чайковский 3.Фридерик
4. Шопен 4.Николай
5.Штраус 5. Пётр
5. Продолжить ряд:
мелодия, тембр, …
6. Родина композиторов:
1. Бах - …
2. Моцарт - …
3. Бетховен - …
4. Шопен - …
5. Григ - …
6. Глинка -
7. Развернуть: симфонический оркестр:
1. деревянные духовые:…
2. медные духовые:.
3. струнно – смычковые:…
4. ударные:…
8. Установить связи:
1. дирижёр 1.ария
2. соло 2. Италия
3. оркестр 3. хор
4. баркарола 4.скрипка
5. скрипач 5. опера
9. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:
1. Опера: …
2. Балет: …
3. Симфония: …
© 2016, Чехова Татьяна Анатольевна 368