СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проблема повышения интереса к обучению у глухих учащихся со сложной структурой дефекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В обучении детей с ССД можно выделить специфические проблемы: отставание в развитии психической деятельности, функциональная незрелость центральной нервной системы, быстрая утомляемость, рассогласованность содержательно-операционного, мотивационного, волевого компонентов учебной деятельности. Поэтому повышение интереса к обучению у таких учащихся является актуальной проблемой, решение которой способствует развитию личности каждого ученика.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа–интернат I-II вида Краснодарского края

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ

У ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА.

Филоненко Анна Владиславовна

учитель начальных классов отделения I вида

г. Краснодар

2012

Введение.

Опыт работы над темой накоплен в результате непосредственной работы в должности учитель с 2006 года с учащимися класса ССД, где обучаются дети со следующими психофизическими нарушениями: нарушения слуха, интеллектуальная недостаточность, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, синдром раннего детского аутизма, эписиндром, хронический гипотериоз, церебральные дисфункции, расстройства поведения

Известно, что каждый вид нарушений психофизического здоровья ребенка имеет свои последствия, из которых складывается индивидуальная картина личности ученика класса ССД. В обучении детей моего класса можно выделить специфические проблемы, трудности, связанные с особенностями психофизического здоровья учеников: отставание в развитии психической деятельности, функциональная незрелость центральной нервной системы, которая проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, быстрая утомляемость, рассогласованность содержательно-операционного, мотивационного, волевого компонентов учебной деятельности. Поэтому повышение интереса к обучению у таких учащихся является актуальной проблемой, решение которой способствует развитию личности каждого ученика.

3

СИСТЕМА РАБОТЫ И СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С ГЛУХИМИ УЧАЩИМИСЯ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА.

С классом, где учатся дети с ССД, я работала с 2006 по 2015 год. Когда я стала проводить уроки с детьми – стало понятно, что обучение таких детей должно строиться особым специфическим образом. Методом проб и ошибок я стала накапливать опыт работы с детьми, через опыт приходили более глубокие знания о детях, их особенностях, способностях.

Стало понятно, что глухому школьнику с ССД, у которого снижены показатели психической деятельности и ослаблена деятельность центральной нервной системы должно быть обязательно интересно на учебных занятиях. Необходимо заинтересовать ребенка, вовлечь его чувства, ум, волю, ощущения в процесс обучения для того, чтобы способствовать появлению новообразований в его психике и в конечном итоге способствовать развитию личности ребенка. Какие факторы способствуют повышению интереса к обучению у глухого школьника с ССД?

Их много. Они взаимозависимы и эффективны только тогда, когда действуют в совокупности. Это целая система, которая складывается из

1) технологий, взятых за основу обучения,

2) методов, приемов и форм обучения,

3) средств обучения,

4) средств контроля и оценки знаний.

ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ С ССД.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения. Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется в трех иерархических соподчиненных уровнях.

  1. Общедидактическая технология: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
  2. Частнопредметная технология, то есть совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя…).
  3. Локальная технология представляет собой технологию частей учебного процесса (технологию отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала.

В российском образовании сегодня провозглашён принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В классе, где обучаются глухие школьники с ССД для оптимизации учебного процесса большое внимание должно уделяться поиску адекватных педагогических технологий. В этой связи оказалась востребованной модель обучения глухих детей со сложной структурой дефекта с применением технологий дифференцированного

обучения, технологий личностно-ориентированного развивающего обучения, технологий индивидуализации обучения, игровых технологий.

Обычно учебный процесс в моем классе строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий. Учащиеся класса по уровню умственного развития разделены на 2 группы и обучаются по разным программам (для детей с задержкой психического развития и для детей с нарушением интеллекта). Дальнейшая дифференциация образовательного процесса включает в себя разработку индивидуальных траекторий обучения для каждого из учащихся подгруппы, то есть в классе осуществляется индивидуальное обучение, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся. Индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальная образовательная программа составляется с учетом особенностей каждого ученика как личности со всеми присущими ей характеристиками, гибко приспособлена к возможностям ученика. Программа приспособлена и к динамике развития ученика под влиянием его обучения, так как составляется только на четверть, в течение которой достижения и успехи каждого ученика отслеживаются, а в конце четверти анализируются и служат платформой для определения новой зоны ближайшего развития ученика. При разработке программ в связи с заниженным уровнем развития учащихся объем программного материала сокращен, отбирается наиболее необходимый для развития общения и удовлетворения бытовых нужд ребенка речевой материал.

При разработке программы стараюсь соблюдать тематическую взаимосвязь между разделами работы. Учитывая особенности памяти учащихся с ССД в программе имеет место, предусматривается частая повторяемость материала и постепенное его усложнение. Технология личностно-ориентированного процесса на примере моего класса предполагает специальное конструирование учебного текста, наличие

дидактического материала, реализующего принцип субъективного образования. В процессе работы такой материал был мною собран и систематизирован. Игровые технологии часто применяются мною на уроках и во внеурочное время с целью активизации и интенсификации процесса обучения.

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ С ССД.

Метод в самой широкой трактовке – это способ достижения цели, то есть совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели. Выбор метода предполагает учет уровня развития, особенностей характера, темперамента детей, их склонностей и интересов. Методы обладают компенсаторными возможностями: одной и той же дидактической цели можно достичь различными сочетаниями методов обучения. Чтобы осознанно избирать наиболее рациональные для урока методы обучения, надо знать какие учебные задачи особенно успешно решаются теми или иными методами. В своей работе я чаще использую наглядные, практические, игровые методы, методы самостоятельной работы, хотя репродуктивные, индуктивные и дедуктивные методы тоже имеют место в ней.

Важной составляющей образовательного процесса для учащихся моего класса является создание комфортных условий развития, образования. Под комфортностью обучения здесь имеется ввиду создание в нашем образовательном учреждении таких условий пребывания воспитанника, при которых его охранный режим соотносится с посильными интеллектуальными и физическими нагрузками, где в течение всего времени пребывания в интернате разумно сочетаются труд и отдых. Для учащихся моего класса в спальном корпусе выделен отдельный кабинет. Ученики, испытывающие усталость, переутомление могут немного отдохнуть, восстановить свои силы. Дозированность учебной нагрузки в соответствии с индивидуальной траекторией развития глухого школьника и создание комфортной социокультурной среды – это те условия, благодаря которым ребенок может реализовать свои потенциальные способности.

В обучении учеников класса преобладает индивидуальная форма, которая сочетается с групповой и фронтальной организацией учебно-воспитательного процесса.

В моей практике обучения глухих учащихся класса ССД большое место отводится проведению уроков в нетрадиционной форме. Это уроки-практикумы, уроки-праздники, уроки-экскурсии, целевые прогулки, уроки-викторины, уроки-игры, уроки-инсценировки, интегрированные уроки. Нетрадиционные формы проведения уроков учат детей наблюдать, сравнивать, осмысливать и обобщать, делать выводы, переносить знания из одной ситуации в другую, активно использовать свои знания, полученные ранее. Ребенок учится думать и чувствовать, а главное, учится получать радость от узнавания нового.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

За время работы с глухими учащимися с ССД для решения задач индивидуального образовательного маршрута учащихся накоплен опыт обучения посредством:

дидактических игр,

дидактических заданий и упражнений,

коррекционных заданий и упражнений.

В обучении глухих детей с ССД особенно большое значение придается использованию дидактических игр. Ценность их заключается в том, что в игре глухие дети легче усваивают сложный материал, так как запоминание в данном случае носит непреднамеренный характер. Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Именно в процессе дидактических игр возможно целенаправленно формировать у глухих учащихся с ССД основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию). При широком использовании дидактических игр, в том числе логических, непосредственный интерес к игровому действию постепенно переходит к мыслительным операциям и логическим задачам, что способствует развитию у учащихся элементов творческой деятельности.

Дидактические задания и упражнения, направлены на решение конкретных задач, обусловленных темой урока. Коррекционные задания и упражнения подобраны с целью коррекции и развития психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), адаптированы с учетом структуры психофизических нарушений и уровня сенсорного и интеллектуального развития.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

В обучении глухих учащихся с ССД очень важен и необходим контроль за усвоением содержания материала учащимися для определения темпов продвижения в учебе, уровня развития. В классе автора осуществляется текущий (повседневный), четвертной и итоговый (годовой) контроль. Для оценивания достижений учащихся выбран критериально- ориентировочный подход.

При оценивании разговорной речи отдельное внимание уделяется накоплению речевого материала. В начале работы с детьми я столкнулась с проблемой низкого уровня развития активного речевого словаря.Учитывая особенности детей с ЗПР, с интеллектуальной недостаточностью и синдромом раннего детского аутизма ( нарушения всей психической деятельности, особенно в сфере познавательных процессов, трудности в установлении эмоционального, коммуникативного контакта с аутичными детьми), умение называть предметы, действия, признаки уже является огромным достижением для ребенка. Сами по себе слова-названия предметов, действий, признаков несут большую информацию и могут служить для общения таких детей с внешним миром,

для социокультурной адаптации ребенка.

Разработаны следующие критерии оценки уровня усвоения речевого материала:

  1. осознанно самостоятельно воспроизводит слово без ошибок;
  2. осознанно, самостоятельно воспроизводит слово с ошибкой в 1-2 буквы.
  3. осознанно, самостоятельно воспроизводит половину слова.
  4. не воспроизводит.

Успех ученика в этом случае связывается с умением самостоятельно выполнять программное требование. В отчетах об усвоении программного материала за каждую четверть содержится итоговая информация об усвоении речевого материала в процентном соотношении относительно объема запланированного на четверть или год.

При оценивании других видов работ, предусмотренных программой по развитию разговорной и монологической речи и возможных для выполнения на данном уровне личностного развития ребенка используется критерий выполнения, невыполнения или частичного выполнения данного вида работы, также учитывается степень самостоятельности при выполнении данного вида работы. Все это описывается в отчетах об усвоении учебного материала за каждую четверть.

Отслеживание уровня сформированности знаний умений и навыков в конце каждой учебной четверти позволяет решать несколько задач:

  1. выявлять степень личностного развития каждого ученика,
  2. определять новую зону ближайшего развития учащегося с учетом имеющихся достижений.

Таким образом, развитие интереса к обучению у глухих школьников со сложной структурой дефекта зависит от применения педагогом комплексной педагогической системы мероприятий по организации образовательного процесса, в которой важно оптимальное сочетание всех ее частей.

19.08.2017 23:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!