СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование познавательных УУД по средством сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При формировании познавательных универсальных учебных действий необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей младшего школьного возраста: ребенок не может сосредоточиться на одном материале, часто отвлекается, теряет нить объяснения; слабо развита связная речь; обучающийся не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой; быстро утомляются и отвлекаются на другой вид деятельности; восприятие еще не очень совершенно; преобладает непроизвольный вид памяти; обладает наглядно-образное мышление, с опорой на зрительные представления, образы. Поэтому для формирования познавательных универсальных учебных действий необходимо использовать сказку [4].

Формирование УУД, как правило, происходит в комплексе, хотя в разные периоды обучения в центре внимания оказываются разные действия. Сначала формируются более простые УУД, например, УУД анализа, сравнения (на элементарном материале), позднее на этой основе могут быть сформированы более сложные действия, например, доказательство, установление причинно-следственных отношений [14, c.426].

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминание учебной информации, а на глубокое ее понимание, сознательное и активное усвоение, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно. Использование сочинения сказок при обучении математике повышает учебную мотивацию и качество знаний, уровень «творческости» (по Гилфорду), формирует умение самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию. Самостоятельно придуманная дидактическая сказка с применением в сюжетной линии математических понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия. Обучающиеся осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию; осуществляют логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; учатся понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, используют знаково-символичные средства для решения различных учебных задач [8, c.7].

Сочинение математических сказок - занятие, которое увлекает учащихся различного возраста, однако в средних классах возрастают не только возможности, но и трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушить целостности сказки и не прийти в противоречие с известными математическими понятиями и их свойствами [8, с.9].

Для формирования математических представлений и развития познавательного интереса у младших школьников очень важно использовать сказки [8, c.10]. Сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Слушая сказки, ребенок часто становится ее действующим лицом, стремится вмешаться в ситуации и изменить их, выполнив определенные задания. При чтении сказки обучающиеся:

учатся основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; учатся выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществляют анализ объектов с выделением существенных и не-существенных признаков, синтез как составление целого из частей;

осознанно выделяют общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные свойства предмета;

выполняют моделирование; используют знаково-символические записи математических понятий;

используют индуктивные умозаключения; выведения следствий из определения понятия [19].

Младший школьный возраст – возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному. При обучении детей элементарным математическим представлениям, используем такую форму совместной деятельности, как занятия-путешествия. Учитель вместе с обучающимися отправляются в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где их ждут интересные задания [7, c.512].

В ходе уроков по любой сказке можно изучать математику. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий», сказка «Три медведя» помогает усвоить понятие о размере, через сказку «Про козленка, который умел считать до десяти» - идет закрепление количества и счета и т. д. Используя сказки, можно учить детей составлять интересные задачки, выдумывать считалки, загадки и, самое главное, идет закрепление счета, усвоение арифметических операций сложения и вычитания [10].

Познакомившись с геометрическими фигурами, дети с их помощью учатся шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки (заместители), которые можно легко угадать по форме, величине и цвету. С помощью заместителей можно моделировать не только названия сказок, но и различные сказочные ситуации. Тем самым, метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а также закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур [15].

При закреплении пространственных и временных представлений также можно использовать сказку. Так, можно прочитать сказку «Репка», а потом ответить на вопросы: Кто стоит за бабкой? Кто стоит между Жучкой и бабкой? Кто стоит сзади Жучки, но впереди мышки и т. д. [15].

Использование сказки как средства формирования математических представлений младших школьников, развивает у детей наблюдательность, память, интерес к математике. У детей развивается мыслительная активность, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, снижении утомляемости. Что способствует формированию:

умения устанавливать причинно-следственную связь последовательности действий героев и событий в произведении;

смыслообразованию через прослеживание судьбы разных героев;

основ гражданской идентичности при знакомстве с героическим историческим прошлым своего народа;

нравственно – этического оценивания при выявлении морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

умения понимать связную речь на основе воспроизведения картины событий и действий персонажей;

умения свободно и выразительно строить связную речь, используя аудиовизуальные средства;

умения строить план с выделением значимой и дополнительной информации [19].

Для развития интереса к математике, для приобщения к созидательной деятельности и творческого развития ребенка в процессе обучения целесообразно использование сказок. Они с помощью образных средств делают математический материал для детей более понятным и доступным, открывают и объясняют ребёнку особенности различных свойств и отношений. Дети быстрее приобретают навыки счёта, усваивают геометрические понятия, представления о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках. Организация обучения через сказку, драматизацию по мотивам русских народных сказок поддерживает интерес ребенка к математике. Важно отметить, что возрастает активность в освоении предметной области, демонстрации собственных достижений обучения, что позволяет детям обрести субъектную позицию [23].

Сказочный сюжет, используемый в процессе вычислений, измерений, поиска решения задач, формирует у обучающихся основные мыслительные операции, т.е. умения осуществлять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливление причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы [15].

А также умения обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации, используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности обучающегося, т. к. являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место [13].

Например, уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Любая задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности УУД предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание — применение – анализ – синтез – оценка [12, c.43].

В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому [24].

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Ответить на некоторые вопросы помогает использование сказки [11].

Можно заметить, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений. Что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые зачатки критического мышления, обдумывать предложенную ситуацию, которая требует воображения и умения, выявлять необходимую информацию для принятия решения. И использовать необходимую информацию для решения. В процессе работы со сказкой развиваются следующие УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. А также, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера [22].

18.06.2019 19:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!