СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Грани Единства Жизни. Леви И.А. учитель химии, школьный психолог.
Что может объединить науку химию и науку психологию?
Только человек, которому это интересно сделать.
Химия – наука о веществах, а слово «психология» переводится как наука о душе, наука о возможности человека к самопознанию, о способах самосовершенствования всех сфер жизни человека, и о самопомощи в случаях критических жизненных состояний.
Уроки химии начинаются в 8-х классах, когда учащиеся уже проявили интерес к определённым гуманитарным знаниям, или к точным наукам, когда у каждого есть свои увлечения и интересы, на которые школьнику хочется использовать свободное от уроков время.
И вдруг появляется новый предмет, с совершенно новыми понятиями, которые непросто встроить в привычную картину мира, но нужно понимать и постоянно использовать при изучении химии. Как школьнику познать законы невидимого мира атомов и молекул, что такое валентность, электроотрицательность, вид и прочность связи, механизм реакции? Очень непросто, даже с хорошо развитой математической логикой и образным мышлением.
Множество пытливых умов со времён алхимиков произвольно исследовали вещества (предмет изучения химии), оставляя после себя язык химии – знаки элементов, составляя формулы и описывая превращения веществ уравнениями реакций. Современная наука создала множество моделей и теорий, пытаясь описать невидимый мир превращений миллионов веществ на атомно-молекулярном уровне. И всё это предлагается школьникам на уроках химии, и каждый год в каждом классе появляются ученики, понимающие, любящие этот предмет, и наоборот, - те, кто не смог сориентироваться во множестве новых понятий, и соединить их воедино для успешного изучения предмета с 8 по 11 класс.
Приступая к новому предмету, урок за уроком, постепенно, дети начинают понимать взаимосвязь химии и математики, химии и физики, химии с биологией и географией, с историей и литературой, с экологией и медициной, со множеством сфер жизни человека в современном обществе. И главное в обучении химии – чтобы школьник мог усвоить учебный материал, опираясь на особенности своего внимания, на все виды памяти, каналы восприятия и особенности сформированности всех уровней мышления - от предметно-действенного к абстрактно-логическому.
Получив диплом психолога в 1991 году, и имея возможность вести уроки химии, наблюдая за детьми, за их взаимоотношениями, я увидела возможность с помощью знаний по психологии помочь детям увидеть Единство многогранной Жизни от уровня микромира, уровни взаимоотношений людей до космического уровня, ибо на квантовом уровне вся Жизнь едина.
С первых уроков, в беседах о физических свойствах разных видов материи, дети сами приходят к выводу, что в основе особенностей каждого из миллионов веществ лежит невидимая индивидуальная матрица, информационная программа, по которой так или иначе проявляют себя свойства веществ. А позднее, при изучении строения атома и характеристик элементарных частиц появляется понимание, что каждый атом из 118 элементов Периодической системы также имеет свою структуру на основе невидимой матрицы, как и каждая молекула из миллиардов в бескрайнем Космосе, а также каждая группа молекул, связанная общей функцией в живом организме, или минералах.
На уроках, касающихся строения атома, самую простую аналогию дети находят в строении планеты – ядра и оболочек от литосферы до ионосферы, аналогию с Солнечной системой, а потом, предполагая, что в строении Галактики, Вселенной, также есть Центральное Солнце, вокруг которого по определённым законам располагаются и существуют остальные космические тела.
А на вопрос, что является центром, обеспечивающим жизнь человека, сразу дают ответы – сердце, душа. И далее у самых пытливых возникает вопрос - если вокруг атомного ядра со скоростью света вращаются электроны, если сердце питает кровью органы тела, а что существует вокруг души человека?
И здесь не сразу, и немногие, находят аналогию с невидимыми энергиями эмоций, чувств, слов и мыслей, которые дают начало проявления качествам, особенностям личности человека через речь, поступки, характер.
И обсуждаются понятия «железные нервы», «золотой характер», «подвижный, как ртуть», «стальная воля», «совесть чиста, как алмаз» и т.п.
Все знают к 8-му классу, что атомы соединяются в молекулы, и в теме «Химические связи» мы находим аналогию в отношениях между людьми: есть товарищество и творческое сотрудничество, крепкая дружба, и не очень крепкая, есть успешные спортивные команды, крепкие семейные связи Родового Древа и т.п.
И далее, при изучении классов веществ, дети осознают, что оказывается, в микромире есть атомы и молекулы, похожие на людей, то есть те, кто не любит дружить ни с кем (например, инертные газы, благородные металлы, многие нерастворимые вещества), и, наоборот, есть очень активные, как, например, знакомый всем кислород, или вода, вступающие в реакции со множеством веществ, как и жизнерадостные открытые люди. И здесь важно понимать, что это ни хорошо, и не плохо, это просто особенность такой частицы Единого Мира, будь это микрочастица, человек, семья, или даже государство, предпочитающее не устанавливать связи с другими сообществами.
В теме «Кислород» есть понятие «катализатор - вещество, ускоряющее химическую реакцию», то есть ускоряющее разрыв связи в исходных веществах, и образование новых связей. И когда на доске появляются рисунки, поясняющие суть действия катализатора, понятие усваивается прочно. Рисунок на доске такой: идёт пара девушек, и навстречу незнакомая им пара юношей, а мимо бежит их общий знакомый, знающий тех и других, и говорит: «Всем привет, давайте я вас познакомлю!», и дальше – рисунок, где уже две пары, девушка с юношей дальше идут рядом, а «катализатор» убежал по своим делам.
В этой же теме даются понятия о тепловых эффектах реакций, эндотермическом ( с поглощением энергии) и экзотермическом ( с выделением энергии).
И опять, пример из жизни помогает понять невидимый процесс разрыва и образования связей между атомами в молекулах.
Людей, которые становятся друзьями, связывают общие интересы, жизненные ценности, взаимопонимание и взаимопомощь. Но если кто-то из друзей вдруг бездумно нарушил этические законы дружбы, затратив свою энергию жизни на недобрые слова, грубые эмоции, предательство идеалов, безнравственный поступок, - дружеские связи рвутся. Вот и аналогия с затратой энергии – эндотермический процесс.
И наоборот, обретение новых друзей, увлечение, влюблённость заставляют человека светиться от радости ( экзотермическая реакция), ибо возникли новые добрые связи и отношения между людьми, и у каждого рождаются новые возможности проявить свои способности в этой дружбе, (как и между атомами и молекулами с образованием новых свойств материи). Вот такие чудеса проявления единства можно обнаружить в мире людей и в квантовом мире.
При изучении темы «Вода» привлекаются все знания, имеющиеся в памяти детей, и это не только физика, биология, география, но и стихи, пословицы, сказки, удивительные факты о воде, как колыбели зарождения и сохранения жизни.
И всегда есть учащиеся, которые делятся своими знаниями о научных исследованиях во многих странах, доказывающих, что молекулы воды имеют определённые программы объединения, и соединяясь по этим программам в различные пространственные структуры, кластеры, они хранят информацию, которую вода получила, «слушая» музыку, слова, определённый текст, или когда вода «читала» написанные на бумаге слова. И эта память кластеров зафиксирована в виде снежинок различной формы и строения, отражающих созидательную или разрушительную энергию, полученную через слово, мысль, музыкальное произведение.
В курсе органической химии при изучении строения и функций белков и ДНК, тема о памяти молекул вещества получает дальнейшее развитие, и те, кто серьёзно интересуется биологией, делают сообщения о теории волнового генома, об институте квантовой генетики, о работах доктора биологических наук, академика РАЕН и РАМТМ Петра Петровича Гаряева, доказывающих память ДНК, суть вреда от ГМО, вред УЗИ.
Есть очень простой пример о взаимосвязи энергии, информации и формы материи. Листы бумаги в тетради и учебнике сделаны из древесины, это знают, практически все. Дерево растёт и развивается из семечка, ибо каждая клеточка любого растения, любой лист принимает Свет и Тепло Солнца, углекислый газ из воздуха, и воду из почвы, ( идёт процесс фотосинтеза, который не повторён ни в одной лаборатории мира). Так можно принять аксиому, что солнечные лучи, световые информационные коды дают сигналы ДНК в клетках растения, и проявляется энергетически процесс размножения клеток, обмена веществ и реализуется программа развития вида и формы растения. Животные и люди используют растения в пищу, атомы и молекулы которой, квантовая структура - есть концентрированный Свет, то есть любое существо – светоносно, и это много лет назад подтверждено фотографиями ауры (Эффект Кирлиан), а сейчас и каждый атом имеет свой световой (спектральный) паспорт, а молекулы имеют энергетические фотопортреты, которые в школьные учебники попадают в виде шаростержневых моделей.
И можно сказать, что эти формы молекул и их модели - линейные, плоские, объёмные, многоуровневые, отражают и особенности человеческого мышления, так как именно на этой основе все люди отличаются друг от друга возможностями творения своей реальности. И, как следствие, именно мышление определяет вклад каждого человека в общее сознание человечества и в эволюцию цивилизации.
Всё выше изложенное – небольшая часть возможностей создания единой картины мира в сознании учеников на уроках химии.
Психология – наука о самопомощи, и как психолог, я вижу необходимость и важность знаний об особенностях квантовой, световой структуры вещества, чтобы учащиеся знали и понимали, что вся их жизнь, все события, здоровье и судьба зависят только от их мыслей и слов, на которые всегда откликаются молекулы вещества в клетках физического тела, и знания об этом – наиважнейшие, ибо невидимый мир информации и океана энергий строит любую материю, видимую в различных формах в физическом мире, и нет границ между этими мирами. Всё едино на уровнях микрочастиц и квантов света, и только несовершенство человеческого мозга и разума разделяет это единство.
© 2019, Леви Инна Аркадьевна 140