СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Культура безопасности жизнедеятельности в школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура безопасности жизнедеятельности - это составная часть общей культуры, характеризующая уровень подготовки в области безопасности жизнедеятельности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения.

Формирование культуры безопасности строится на основе:

- программ интегрированного обучения основам безопасности;

- учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ);

- личности педагога, владеющего культурой безопасности.

Существует выражение: «человек — царь природы». Сегодня стало очевидным: «царствование» привело к тому, что человек оказался на грани самоуничтожения по причине достижений собственного разума. Поэтому закономерным является возникновение в современном обществе мысли о необходимости организации жизнедеятельности человека таким образом, чтобы обеспечить безопасность, как окружающей среды, так и его самого. До настоящего времени эта проблема была недостаточно осознанна, но сейчас намечаются пути перехода к системной работе по подготовке населения и обучающихся, в первую очередь, не на основе движения за ситуацией, а на основе прогностической работы на перспективу.

Безопасность жизнедеятельности в школе - это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала школы, осуществляемых под руководством директора, органов управления образованием, во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения безопасного функционирования учебного заведения, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Безопасность школы включает:

1. Обучение учащихся всем видам безопасности (уроки ОБЖ)

2. Пожарная безопасность

3. Профилактика правонарушений и ПДД

4. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

5. Антитеррористическая безопасность

Обучение учащихся всем видам безопасности (ОБЖ)

Обучающимся прививаются основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебные занятия: 8, 9, 10, 11 классы - тематический план.

Пожарная безопасность.

Обеспечение пожарной безопасности в школе полностью подчинено требованиям пожарной безопасности, установленными нормативными документами.

В школе создана добровольная пожарная дружина. Образовательное учреждение оснащено всеми средствами пожаротушения.

Необходимо помнить, что самым опасным врагом при пожаре является паника, поэтому существенной составляющей является разъяснение учащимся правил их действия при возникновении пожара и порядка эвакуации из школы. С этой целью ежегодно несколько раз в год проводятся тренировочные учебные эвакуации по сигналу «Пожарная тревога», во время которых создаются различные ситуации и рассматривается возможность эвакуации через все запасные двери.

Пожарная безопасность обеспечивается путём:

- реализации комплекса мероприятий, направленных на предупреждение и исключение пожаров;

- повышение знаний и навыков поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров (уроки ОБЖ в 8, 9, 10, 11 классах);

- укомплектованность учреждения первичными средствами пожаротушения и периодическая их проверка;

- своевременный вывоз с территории образовательного учреждения твердых бытовых отходов (МУСОРА).

Противопожарное состояние учреждения отвечает установленным требованиям пожарной охраны. Решаются и немедленно устраняются все замечания, сделанные при проверках пожарного надзора.

Профилактика правонарушений и ПДД

В школе ведется работа по профилактике правонарушений, появлению вредных привычек. Активное участие большинства ребят, в общественной работе, разного уровня конференциях, конкурсах, проектная и исследовательская деятельность помогают детям ориентироваться на здоровый и безопасный образ жизни.

Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в школе с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Для школы стоит в приоритете формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.

Активные профилактические мероприятия опираются на :

- формирование у подростков представлений о здоровом образе жизни;

- формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;

- подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.

Работа по патриотическому воспитанию учащихся занимает важное место в образовательном процессе. Команда школы постоянно является одним из победителей районных соревнований по военно-патриотической песне.

Ведутся кружковые занятия;

-военно-патриотический клуб «Патриот»;

- прикладные виды спорта, юноши десятых классов в полном составе выезжают на учебные сборы на базе воинских частей;

-другие внешкольные и внеклассные мероприятия.

Безопасность дорожного движения.

В школе ведется активная работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Учащиеся изучают правила дорожного движения, являются участниками конкурса «Безопасное колесо». Работа по профилактике ДТП проводится также и с родителями на родительских собраниях.

На входе в учреждение находится информационный стенд по правилам поведения на дорогах. В школе на уроках ОБЖ проводятся занятия по профилактике детского дорожного травматизма. Создан отряд ЮИДД (юный инспектор дорожного движения), с которым проводят занятия представители ГИБДД. Учащиеся, входящие в состав отряда, участвовали в различных акциях и соревнованиях, и это освещалось нашей прессой и телевидением.

Безопасность дорожного движения обеспечивается через:

- реализацию плана работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий и транспортного травматизма среди учащихся школы;

- пропаганду знаний правил дорожного движения среди учащихся;

- развитие в школе движения ЮИДД.

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 85% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.

Изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка в школе носит непрерывный характер на всех этапах обучения безопасности жизнедеятельности.

Мероприятия по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся постоянно в течение учебного года в соответствии с законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне» В течение учебного года основное внимание уделяется:

- выполнению учебной программы и качественному усвоению новых форм и методов в пропаганде ГО;

- проведению занятий с учащимися в соответствии программой.

Антитеррористическая безопасность

В школе планомерно ведется работа с нормативными документами по обеспечению антитеррористической защиты, а именно:

- разработаны мероприятия по антитеррористической безопасности;

- планы охраны на время проведения культурно-массовых мероприятий;

- планы эвакуации из зданий в случае чрезвычайной ситуации.

Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения, поэтому основными мерами антитеррористической защищенности школы являются меры предупреждения и профилактики.

Эта работа включает:

- проведение совещаний и инструктажей по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

- непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;

- организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительским комитетом и родителями.

Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ директора.

Антитеррористическая защищенность достигается путем:

- реализации плана по антитеррористической деятельности школы;

- подготовки учащихся и сотрудников школы к действиям при угрозе и возникновении акта терроризма;

- предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;

- выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Перечисленные меры и мероприятия применяются не только в интересах антитеррористической защищенности, но и для обеспечения комплексной безопасности школы от всех видов реальных угроз социального, антропогенного и природного характера.

Ведется целенаправленная работа по организации рациональных действий персонала и учащихся в различных чрезвычайных ситуациях, а именно: обнаружение взрывоопасного предмета, поступление устной угрозы по телефону о террористическом акте, в случае захвата людей в заложники.

Охранная деятельность учреждения организуется и обеспечивается только своими силами.

Согласно рекомендациям вышестоящих органов проводились инструктажи педагогическими, техническими работниками с учащимися по предупреждению террористических актов.

В связи с обострением криминальной обстановки проводится определенная профилактическая работа в течение учебного года:

- приняты необходимые дополнительные меры по ограничению допуска посторонних лиц в школу;

- приведены в порядок запасные выходы;

- приняты меры по предотвращению проникновения посторонних лиц в здание школы;

- неоднократно проводятся инструктажи с дежурной и сторожами, педагогическими и техническими работниками, учащимися;

- периодически проводится разъяснительная работа среди педагогов, учащихся по правилам поведения в условиях сложной криминогенной обстановке.

В школе отработана система эвакуации. В зданиях имеются эвакуационные выходы, предназначенные для быстрой эвакуации личного состава учреждения. Все эвакуационные выходы находятся в исправном состоянии.

Обучающимся прививаются основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», во время проведения «Дня защиты детей».

В школе во всех классах ведутся журналы по безопасности, в которых проводится инструктаж по всем видам безопасности. Журналы находятся у каждого классного руководителя.

Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:

- учебные занятия;

- трудовая подготовка;

- занятия общественно-полезным трудом;

- экскурсии, походы;

- спортивные занятия, соревнования;

- кружковые занятия и другие внешкольные и внеклассные мероприятия.

В учебном году происходит постоянное взаимодействие с компетентными инстанциями: органами власти, МВД, ГИБДД, Прокуратура и медицинские работники, которые оказывают помощь в профилактике правонарушений.

В процессе непрерывного образования человек должен обучаться основам безопасности жизнедеятельности, осознавать необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитывать в себе культурные начала поведенческой деятельности, формировать мировоззрение безопасной жизни.

Литература:

1.Гребенникова Е. В., Айол А. А. Современные аспекты культуры безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/43/1452/ (дата обращения: 14.04.2019).

Учитель ОБЖ: Комар И.И.

Категория: ОБЖ
09.11.2021 22:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП