СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
М. Ю. Лермонтов на пути к гармонии (два поздних стихотворения поэта)
Как известно, направленность мыслей Лермонтова можно выразить в бинарных оппозициях: добро-зло, небо-земля, поэт-толпа, запад-восток и другие. Устойчивой константой лермонтовского мира была абсолютная полярность элементов, составлявших его сущность. Можно сказать, что «любая идея получала в сознании Лермонтова значение только в том случае, если она могла быть доведена до экстремального выражения и если на другом полюсе лермонтовской картины мира ей соответствовала полная структурная экстрема»
Лирический герой Лермонтова живет в мире оборванных связей. По своей природе герой Лермонтова - бунтарь, бросающий вызов свету:
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!.
Однако в поздней лирике можно видеть существенные изменения в мироощущении поэта. Основной тенденцией этого периода становится синтез противоположностей. М. Л. Гаспаров выделяет две значимые особенности поздней лирики Лермонтова: «Стремление опираться на уже разработанный литературный материал, концентрация его в сентенции. Избегание отвлеченной пышности и стремление к скромности и конкретности образов»2. Лирический герой стремится примириться с миром и природой и обрести вечность в себе. Обратимся к двум поздним стихотворениям поэта.
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» представляет собой одно сложное предложение. Своеобразный синтаксис стихотворения (повтор слова «когда», создающий анафорическое начало) создаёт особую модель мира, которая «тяготеет к целостности». Природа, которую стремится постичь герой, представлена ярко и выразительно. Стихотворение наполнено большим количеством цветовых эпитетов: «малиновая слива», «зелёный листок», «румяный вечер». Они создают легкость, яркость, красочность. Мысль лирического героя погружается в «какой-то сладкий сон». Б. М. Эйхенбаум пишет: «Для Лермонтова это сон наяву, соединение реальности и идеального мира, гармония природы и человека, которая невозможна без сна. Сон приближает лирического героя к вечности, выводит в мир удовлетворения и покоя»
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Лирический герой словно понимает, что вселенная – живое существо, которое он слышит.
Несмотря на то, что смерть по-прежнему страшит лирического героя, драматизм ситуации смягчается:
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…
Лирический герой страшится своего полного уничтожения. Сон, сновидение помогают ему обрести вечность в себе, сохранив своё личностное бытие:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Примечания
2 Гаспаров М. Л. «Когда волнуется желтеющая нива…»: Лермонтов и Ламартин // Гаспаров М. Л. Избранные статьи, М., 1995. С. 153.
© 2018, Назаренко Елена Викторовна 1151