СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Лермонтов на пути к гармонии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

М. Ю. Лермонтов на пути к гармонии (два поздних стихотворения поэта)

Как известно, направленность мыслей Лермонтова можно выразить в бинарных оппозициях: добро-зло, небо-земля, поэт-толпа, запад-восток и другие. Устойчивой константой лермонтовского мира была абсолютная полярность элементов, составлявших его сущность. Можно сказать, что «любая идея получала в сознании Лермонтова значение только в том случае, если она могла быть доведена до экстремального выражения и если на другом полюсе лермонтовской картины мира ей соответствовала полная структурная экстрема»[1].

Лирический герой Лермонтова живет в мире оборванных связей. По своей природе герой Лермонтова - бунтарь, бросающий вызов свету:

О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!.

Однако в поздней лирике можно видеть существенные изменения в мироощущении поэта. Основной тенденцией этого периода становится синтез противоположностей. М. Л. Гаспаров выделяет две значимые особенности поздней лирики Лермонтова: «Стремление опираться на уже разработанный литературный материал, концентрация его в сентенции. Избегание отвлеченной пышности и стремление к скромности и конкретности образов»2. Лирический герой стремится примириться с миром и природой и обрести вечность в себе. Обратимся к двум поздним стихотворениям поэта.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» представляет собой одно сложное предложение. Своеобразный синтаксис стихотворения (повтор слова «когда», создающий анафорическое начало) создаёт особую модель мира, которая «тяготеет к целостности». Природа, которую стремится постичь герой, представлена ярко и выразительно. Стихотворение наполнено большим количеством цветовых эпитетов: «малиновая слива», «зелёный листок», «румяный вечер». Они создают легкость, яркость, красочность. Мысль лирического героя погружается в «какой-то сладкий сон». Б. М. Эйхенбаум пишет: «Для Лермонтова это сон наяву, соединение реальности и идеального мира, гармония природы и человека, которая невозможна без сна. Сон приближает лирического героя к вечности, выводит в мир удовлетворения и покоя»[2]. Как видно, лирический герой Лермонтова уже не противостоит миру с отчаянием обречённого. Наоборот, он перестаёт воспринимать окружающий мир как враждебный, содержащий угрозу. Он начинает осознавать красоту природы. Это особенно ярко проявлено в одном из последних стихотворений М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» (1841). Окружающий мир описан как абсолютная гармония всего со всем:

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Лирический герой словно понимает, что вселенная – живое существо, которое он слышит.

Несмотря на то, что смерть по-прежнему страшит лирического героя, драматизм ситуации смягчается:

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…

Лирический герой страшится своего полного уничтожения. Сон, сновидение помогают ему обрести вечность в себе, сохранив своё личностное бытие:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Примечания

[1] Лотман Ю. М. « Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб.,1997. С. 618.

2 Гаспаров М. Л. «Когда волнуется желтеющая нива…»: Лермонтов и Ламартин // Гаспаров М. Л. Избранные статьи, М., 1995. С. 153.

27.05.2018 21:36


Рекомендуем курсы ПК и ПП