СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Поиск интеграции приемов и подходов в преподавании истории как мотивация профессионально-личностного роста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коновченко Татьяна Викторовна

Учитель истории МАОУ СОШ №60 города Тюмени

Поиск интеграции приемов и подходов в преподавании истории как мотивация профессионально-личностного роста

Современный этап развития российского общества характеризуется быстрой сменой технологий, что обусловливает формирование новой системы образования, предполагающей постоянное обновление и поиск. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без знания огромного арсенала педагогических технологий, приемов и поиска подходов в преподавании своей дисциплины.

Как отмечено в монографии Печеркиной Анны Александровны доктора психологических наук: «Успешность реализации непрерывного образования зависит от того, насколько будут способны все субъекты системы образования поддерживать конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как активность, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». Поэтому одним из перспективных направлений развития образования в России становится повышение профессионального мастерства, распространение передового опыта, создание инновационной образовательной среды [1].

В настоящее время образование в России ориентировано на активного и мобильного педагога, проявляющего инициативу, четко осознающего свои профессиональные цели, открытого для всего нового и оптимистично настроенного по отношению к инновациям. Именно такой педагог сможет эффективно реализовать ключевые направления, отраженные в национальной образовательной политике нашего президента и государства.

Согласна мнению Доктора психологических наук, профессора Зимней Ирины Алексеевны особую значимость приобретает профессиональная компетентность педагога, в связи с тем, что система образования в настоящее время характеризуется значительными инновационными преобразованиями. «Педагогическая компетентность основывается на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленном опыте социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [2].

В сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным и востребованным, должен быть готовым к любым изменениям к поиску новых приемов и форм, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять стремление быть профессионалом, постоянно обновлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, проявлять толерантность к неопределенности, быть готовым к риску, т.е. быть профессионально компетентным.

Педагог – одна из самых сложных, требующих большой самоотдачи профессий. Сложность ее определяется как высокими требованиями, предъявляемыми к учителю в условиях современного развития общества – ускорения научно-технического прогресса, роста информированности, так и огромными затратами умственной, психической энергии в его преподавательско-воспитательной деятельности.

Профессиональная деятельность учителя представляет собой определенную систему различных, постоянно меняющихся, но в том числе и апробированных, устоявшихся его взаимоотношений с учениками, родителями, коллегами и администрацией школы. Педагог должен быть активным и творческим человеком. Педагогическое творчество само по себе – это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть профессионально-личностного роста учителя.

Для себя я определила, что профессионально-личностный рост учителя – это собственная активность человека в измерении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Поставив цели:

- Развитие профессиональных компетенций

- Повышение педмастерства.

Определив подходы, которые заинтересуют учащихся в изучении предмета истории:

- Создание уроков-экскурсий

- Участие в конференциях и олимпиадах разного уровня вместе с детьми

- Практика в качестве эксперта ЕГЭ

Превратить уроки в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности, позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия. На таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, процессы окружающей их среды. Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики – эти принципы реализуются на уроках-экскурсиях в музеях города, например, исторический парк «Россия – моя история», «Усадьба Колокольникова», «Дом Машарова», музейный комплекс им.Словцова, к памятникам и объектам нашего города, например, к памятнику Ю.Эрвье, в парк Н.М.Чукмалдина, в сквер сибирских кошек, к памятникам, посвященным Великой Отечественной войне, прогулка по набережной Тюмени с чтением барельефов и исследованием скульптур. А также любимые детьми путешествия экскурсии в Екатеринбург, Тобольск, Пермь.

Проведение учебных экскурсий в музей включает три этапа: подготовка к экскурсии учителя и учащихся; проведение экскурсии и работа на экскурсионных объектах; оформление полученного материала и его использование в учебной работе. Учебные экскурсии проводятся как перед изучением темы, так и после ее прохождения. Если экскурсия проводится перед изучением программного материала, то цель ее — создание необходимых представлений для формирования исторических понятий на уроках. На экскурсиях, проводимых после изучения темы, проводится в основном закрепление, конкретизация, совершенствование знаний, выработка умений и навыков [3]

После комплексной экскурсии учащиеся обрабатывают собранные материалы, можно организовать выставку оформленных материалов, наглядных пособий — схем, на которой учащиеся выступят со своими сообщениями. Существует много способов стимулирования обучающихся. Одним из них является участие в конференциях и олимпиадах. Эту форму работу сейчас используют практически все. Всероссийские дистанционные олимпиады, конкурсы - самая массовая и наиболее успешная форма развития одарённости школьников с помощью Интернет-технологий. Чем старше ребенок, тем труднее его чем-то заинтересовать, увлечь. Поэтому работу надо начинать с ребятами 5 классов и их родителями. Если мы сможем донести значимость этих мероприятий до родителей, если они это поймут и примут - все получится. Каждый родитель хочет видеть успехи своего ребенка.

Мои ученики неоднократно были победителями и финалистами школьных конференций, Областного научного форума молодых исследователей «Шаг в будущее», Всероссийской конференции «Как нам обустроить Россию», Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо». Ежегодно принимаем участие во Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиаде им.Д.И.Менделеева, в олимпиаде «Изумруд и других всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Олимпиады, конкурсы, викторины, интернет-проекты позволяют ученикам выражать собственные мысли, учат изобретать, понимать и осваивать новое, открывать в себе скрытые таланты, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, сравнить свои знания и умения с успехами учащихся других городов. Кроме развития мышления, творчества, расширения кругозора, дистанционные мероприятия помогают школьникам в овладении компьютерными и информационными технологиями, развивают навыки сетевого общения, работы в сети Интернет, с поисковыми системами и электронной почтой.

История считается одним из самых сложных предметов для сдачи Единого государственного экзамен. Быть экспертом ЕГЭ очень полезно для учителя – знать, как проверяются работы. Стать экспертом не просто, учитель проходит довольно длительное и трудоемкое обучение, после которого сдаёт экзамен, по результатном которого может быть допущен к проверке. В роли эксперта ЕГЭ проверяю работы учащихся с 2021 года.

Когда ты работаешь в школе, то тебе интересно, как сделать так, чтобы твой предмет был интересен ученикам и полезен в жизни. Чтобы история не виделась скучным набором фактов, чтобы было ясно, что история не осталась в прошлом, а нужна нам сейчас, нужна для понимания событий настоящего и развития навыков, которые пригодятся в любой отрасли. Например, на ЕГЭ проверяется, имеет ли ребёнок работать с текстом, картой, аргументировать, сравнивать.

Специфика школы и ФГОС такова, что в первую очередь школьник должен овладеть навыками. Уже с 5 класса мы учим детей аргументировать. Сначала это простые аргументы, а затем становится сложнее. Учим сравнивать, работать с текстом: первичным источником, написанным в то время, когда происходили описанные события; вторичным, написанным позже, чаще историками. Это соотносится с ЕГЭ в том плане, что проверяются одни и те же навыки. Единственное, нашим выпускникам нужно подстроиться под формат ЕГЭ и повторить темы, которые они подзабыли [4].

Таким образом в своей педагогической деятельности постоянно ищу приемы и подходы интересные для обучающихся, чтобы видеть на уроках огоньки в глазах ребят, побудить ребенка к обучению, от этого будет зависеть будут ли класс идти на урок как на каторгу или будет спаян единством интересной работы. Так незаметно методы преподавания превращается в методы воспитания.

Использованные ресурсы:

  1. https://www.pirao.ru/community-projects/text/kompetentnostnyy-podkhod-v-obrazovanii/
  2. https://core.ac.uk/download/pdf/132622921.pdf
  3. https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8277/
  4. https://sakhaday.ru/news/ekspert-ege-po-istorii-o-repetitorah-problemnyh-zadaniyah-i-polze-istoricheskih-serialov?from

Категория: История
05.04.2025 17:13


Рекомендуем курсы ПК и ПП