СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Работа с одаренными детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности личности одаренного ребенка

И.А. Гончарова, учитель начальных классов,

МБОУ «Лицей № 34»

Аннотация.

Автор статьи рассматривает одаренного ребенка как ребенка, имеющего высокий уровень развития способностей, позволяющих ему достигнуть особых успехов в определенных областях деятельности. Рассматривает психологические и педагогические аспекты обучения и воспитания, становления личности одаренного ребенка в условиях современной школьной системы.

Пользоваться ярлыком «одаренный ребенок» в последнее время стало очень модно — даже тогда, когда для этого нет достаточных оснований. Какими же должны быть эти основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющих ему достигнуть особых успехов в определенных областях деятельности.

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Первый подход: все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.

Второй подход понимает одаренность как дар «свыше», которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности.

В последнее десятилетие в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть дальнейшее развитие страны. Это делает необходимым широкое обсуждение вопросов, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.

Не секрет, что дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей, или показывающие ускоренное развитие по интеллектуальным параметрам, часто отличаются проблемами в адаптации к коллективу сверстников, эмоциональной лабильностью, личностным инфантилизмом.

Однако, если по отношению ко всем «обычным» детям при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении, педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с «одаренными».

Работа с одаренными детьми станет эффективной только при необходимом анализе и выявлении подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимании того, что одаренность — это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь — проблема становления его личности.

Особо одаренные дети, из-за их истощаемости, трудно переносят любую деятельность, требующую физических или умственных усилий. Эти дети способны запомнить большие объемы информации и легко усваивать учебный материал в какой-то определенной области знаний. Как правило, это математика и предметы естественно - научного цикла.

В то же время они могут отличаться двигательной расторможенностью, неспособностью к длительной концентрации внимания, трудностями в сфере общения, конфликтностью. Им трудно усвоить социальные нормы, часто воспринимают их по своему, что подчас выглядит как несвойственная возрасту «глубина». И, несмотря на то, что одаренные дети имеют существенные проблемы в адаптации к коллективу и задержку эмоционального и личностного развития, серьезные нарушения у них в поведении и общении со взрослыми расцениваются как еще одно подтверждение неординарности мышления.

Такой ребенок с расцветом интеллекта встречает непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.

Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание.

Анализируя свой опыт работы с детьми разного уровня развития, стараюсь учить не просто навыкам, например, чтения или письма, но одновременно уделяю внимание анализу соотношения звуков и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере ввожу учеников в теорию языка. Думаю, что такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно).

Ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя — для него желанная умственная игра, состязание. И он торопливее других тянет руку — радостный, предвкушая одобрение. И при этом все время жаждет новой умственной пищи.

Считается, что одаренному ребенку в среде сверстников скучно, ему надо усилить интеллектуальную нагрузку. Порой это становится аргументом в пользу индивидуального обучения детей и основанием для выбора конкретной формы образования: домашнее обучение, экстернат или «перепрыгивание» через классы.

Однако более высокий темп обучения и повышенная интеллектуальная нагрузка, как правило, не приводят к снятию поведенческих нарушений. Напротив, они могут вызвать снижение познавательной мотивации и резкое падение академической успешности.

Развитие творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Типичный подход к обучению одаренных – это организация углубленного и ускоренного изучения детьми содержания школьной программы. В стандартные программы в различной форме включаются более сложные и дополнительные материалы. Но только лишь повышение уровня сложности и увеличение количества материала не способствует созданию оптимальных условий развития одаренности. В обычной школьной программе почти нет творческих заданий. А развитие потребности в творчестве, развитие личностных характеристик способствующих реализации одаренности, также важно при работе с выдающимися детьми, как и повышение их интеллектуального уровня.

В настоящее время разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей. В связи с этим свои уроки, внеклассные мероприятия строю таким образом, чтобы обучить детей творчеству, умению общаться, формированию лидерства и других творческих личностных качеств, использую диалогические формы обучения.

В качестве оптимальных условий стимуляции познавательной потребности ребенка как основы развития его способностей, психологи выделяют следующие характеристики процесса обучения:

1. Высокая самооценка ребенка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах.

2. Создание соответствующего психологического климата в семье и на уроке. Познавательная потребность может развиваться лишь в условиях радостного отношения к познанию.

Для себя определила следующие приемы и варианты работы с одаренными детьми:

ü Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить.

ü Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

ü Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему.

ü У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость.

ü Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества.

ü Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя.

ü Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.

ü Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике.

ü Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

ü Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать что он сам найдет дорогу.

ü Нужно обеспечит максимальное развитие; не помогая нетрудно сделать его ниже посредственности.

Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся, то это стимулирует его позитивное самовосприятие. Учащийся будет реально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности.

В противном случае ребенок не осознает возможности для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития. Преимущества одаренного ребенка часто оборачиваются против него же самого, становятся причиной его личностных и социальных проблем. Эти проблемы во многом могут обостряться в период школьного обучения. В связи с этим считаю, что наиболее приемлемым для развития детской одаренности является личностно-ориентированный подход в образовании. Реализация творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка в массовой школе в полной мере возможна только в том случае, если все участники педагогического процесса будут осознавать необходимость продуманной и целенаправленной работы с данной категории школьников.

Библиография:

1. Одаренные дети: проблемы и перспективы /Под ред. А.З. Иоглевич. - Челябинск, 1995.

2. Одаренный ребенок /Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

3. Стеценко А. Социокультурная парадигма в изучении одаренности: недостающие звенья // Основные современные концепции творчества и одаренности. /Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.

4.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996.

5. Штерн В. Умственная одаренность - СПб., 1997.

6.Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса, М., 1996.

Источник: https://imfourok.net/statya-rabota-s-odarennymi-detmi-6295335.html

02.11.2022 11:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!