СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: «Современные подходы и технологии в работе учителя на примере урока по географии в 9 классе для образовательных учреждений VIII вида»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Современные подходы и технологии в работе учителя на примере урока по географии в 9 классе для образовательных учреждений VIII вида»

Тема урока: Австрия

Задачи урока.

Закрепить знания учащихся о географическом положении, разнообразном рельефе, промышленности, сельском хозяйстве, городах, культурных ценностях и достопримечательностях Германии;

расширить круг представлений учащихся о положении на карте, особенностях рельефа и природы Австрии, познакомить их с крупными городами и достопримечательностями этого государства;

учить сравнивать изученные государства по размерам их территорий, корригировать аналитико-синтетическую деятельность при работе с планом рассказа, вводить обобщающие понятия, развивать пространственный анализ и произвольное внимание при работе с картой, учить устанавливать причинно-следственные зависимости между географическим положением, климатом и природой (на примере Германии и Австрии), развивать связную речь учащихся;

вызывать интерес к изучению зарубежных государств, воспитывать эстетические чувства и элементы экологической культуры; учить видеть красоту природы, слушать музыку, любоваться пейзажами и достопримечательностями изучаемых городов.

Оборудование: интерактивная доска Smart Board, учебник географии, приложение к учебнику, рабочая тетрадь, ученическая тетрадь, перфокарты, таблички со словарными словами, план рассказа учителя (на отдельных слайдах презентации).

Ход урока

  1. Организация начала урока.
  2. Повторение.

Учитель задает вопросы или раздает их на карточках и вызывает учащихся к интерактивной доске, на которой изображена карта, для демонстрации изученных ранее географических объектов.

Фронтальный опрос.

Учитель: С каким государством Западной Европы мы познакомились на прошлом уроке? (Ответ: с Германией.) Покажите Германию на политической карте Европы. Назовите столицу Германии. Покажите этот город на карте. Какие еще крупные города Германии вы знаете? Покажите их на карте. Почему Германию называют ведущей индустриальной страной Европы? На прошлом уроке мы познакомились с новыми словами - концерн и верфь. Объясните значение этих слов. Что такое верфь? Что означает слово концерн? (Некоторые ученики могут найти прочитать определение данных слов в словаре в учебнике на с. 203-204).

Индивидуальный опрос.

Перед началом фронтального опроса несколько учащихся получают индивидуальные задания. Задания появляются на интерактивной доске, ученики с помощью стилуса пишут ответы. Это позволяет педагогу проверить выполнение задания вместе со всем классом.

Задание для ученика 1: Прочитай. Напиши обобщающие слова.

Нефть, газ, уголь, руда - полезные.

Пшеница, рожь, овес, ячмень -.

Мерседес, фольксваген, БМВ -.

Рейн, Эльба, Дунай -.

Берлин, Кельн, Мюнхен, Лейпциг -.

Задание для ученика 2: Соедини стрелками название города с основными достопримечательностями, которые там находятся.

На интерактивной доске появляются названия городов и изображения достопримечательностей этих городов (Берлин, Кельн, Мюнхен - Бранденбургские ворота, здание Рейхстага, Ратуша XV века, собор Святых Петра и Марии и др.). Ученик при помощи стилуса соединяет название города и достопримечательности.

Проверка домашнего задания. Дома надо было подготовить ответ на вопрос № 6 из учебника на с. 26. (Каких знаменитых людей Германии вы знаете?). На интерактивной доске появляются изображения знаменитых людей Германии.

  1. Физминутка.
  2. Знакомство с темой урока.

Учитель: посмотрите на схему, начерченную на доске. С каким государством Германия граничит на юго-востоке? (Ответ: «С Австрией».) Найдите это государство на политической карте Западной Европы в учебнике на с. 8. Назовите государства, с которыми граничит Австрия. (На интерактивной доске «Политическая карта Западной Европы» появляется территория Австрии (она подписана), и после того, как учащиеся назвали пограничные с нею государства, на слайде постепенно появляются их изображения.

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: Австрия расположена в центре Европы. Посмотрите на карту, и вы увидите, что она меньше Германии. Можно сказать, что Австрия – горная страна, поскольку значительная ее часть занята Восточными Альпами. (Учитель показывает горы на слайде «Физическая карта Западной Европы». Сильные ученики могут показать Альпы в учебнике на с. 7. В процессе рассказа на доске появляются отдельные пункты плана.) Климат в Австрии умеренный: лето теплое, солнечное, средняя температура составляет около +20 °C. Зима мягкая на равнинах и холодная в горах, температура на равнинах опускается до -2 °C, а в горной местности до -14 °C, т. е. климат Австрии очень зависит от высоты местности.

Австрия находится на одном из первых мест в Европе по площади лесов, около половины из них – это горные леса. Почти четверть просторов страны занимают заповедники. На территории такой небольшой страны расположено более 50 природных парков! Здесь хорошая экологическая обстановка, охраняются уникальные природные комплексы, в которых живут редкие и вымирающие виды животных и растений.

По территории государства протекает много рек. Как вы думаете, каких рек в Австрии больше, горных или равнинных? Объясните свой ответ. (Дети отвечают на вопрос учителя.)

Вы правы: большинство рек, протекающих по Австрии, горные, быстрые и порожистые. На них построены ГЭС, которые обеспечивают страну электроэнергией.

Важнейшая река Австрии - Дунай, она является судоходной. Самое крупное озеро - Боденское. (на интерактивной доске появляются словарные таблички, на которых написаны названия водоемов, поставлены ударения.)

Австрия богата полезными ископаемыми. Здесь добывают нефть, железную руду, бурый уголь.

Промышленность. Австрия - высокоразвитая страна, хотя большинство ее населения работает в сфере обслуживания. Наиболее преуспевают машиностроение, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, текстильная, кожевенно-обувная, швейная промышленность.

Сельское хозяйство. На альпийских пастбищах пасется скот (учитель показывает слайды), а в долине могучей реки Дунай выращивают ячмень, рожь, пшеницу, картофель, сахарную свеклу, виноград, кормовые культуры. Ведущая отрасль в сельском хозяйстве — молочное животноводство.

Население. Основное население Австрии - австрийцы - потомки немцев, чехов, венгров и других народов Европы.

В государстве прекрасно развита транспортная система. Австрия является одним из государств Европы с наиболее развитой железнодорожной сетью. Протяженность железных дорог составляет свыше 6000 км. Австрийская железная дорога по праву гордится безупречной четкостью и точностью движения поездов. Из столицы Австрии Вены можно добраться до крупного города Зальцбурга, в котором родился известный композитор Вольфганг Амадей Моцарт. На многих железнодорожных станциях можно взять напрокат велосипед и вернуть его в пункте проката на другой станции. В Австрии много велосипедных маршрутов, многие из них ведут вдоль реки Дунай.

Сеть государственных автобусов ничем не хуже железнодорожной сети и часто используется для совершения небольших поездок между населенными пунктами и выездов на природу. До одного из самых известных центров горнолыжного спорта - города Инсбрука - можно добраться из Вены на автобусе. В нескольких крупных австрийских городах существует трамвайный транспорт.

Горными видами транспорта являются фуникулеры, канатные дороги и кресельные канатные подъемники. (Рассказ учителя о транспортной системе в Австрии сопровождается показом слайдов или иллюстраций).

Австрия - один из популярных районов международного туризма. Ее ежегодно посещают более 15 млн человек – это в два раза больше населения страны. Туристов привлекают горнолыжные курорты и красивейшие города Австрии с огромным количеством исторических достопримечательностей.

Города. Достопримечательности. (Далее учитель может рассказать детям о достопримечательностях крупных городов Австрии или прочитать фрагмент из учебника на с. 28-29, где приводится описание Вены, Зальцбурга.)

Примерный рассказ учителя о городах. Одним из самых примечательных городов Австрии является ее столица. Вена - красивейший город Европы, она прославилась на весь мир своими ежегодными балами, оперой (Венская опера), музеями. Вена - город музыки и великих музыкантов, город искусства и великолепной архитектуры.

Историческую часть города кольцом окружает широкая улица (учитель показывает слайды на интерактивной доске). Она называется Ринг. На ней расположены музеи, Венский оперный театр, Ратуша. На востоке Вены находится бывшая летняя резиденция императоров Австрии. На территории дворца находится старейший зоопарк в мире. Венская опера - крупнейший оперный театр в Австрии и центр музыкальной культуры. В Вене жили и творили такие замечательные композиторы, как В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт и, конечно же, любимый венский композитор Иоганн Штраус («король вальсов»), памятник которому стоит в городском парке Вены.

Другой крупный город страны - Зальцбург. Зальцбург известен как родина великого композитора В.А. Моцарта. В городе находится музей этого композитора, и каждый год там проводится музыкальный фестиваль, он так и называется – Зальцбургский музыкальный фестиваль. Тироль – земля на западе Австрии. Здесь находятся самые высокие в стране горы. Крестьяне в горном Тироле разводят скот, производят сыр и масло. Необычны песни тирольских пастухов, они исполняются высоким голосом и не имеют слов. Певец сам придумывает мотив и не всегда может повторить его еще раз. Столица Тироля – Инсбрук – один из самых известных центров горнолыжного спорта. Инсбрук дважды был столицей зимних Олимпийских игр. (Рассказ о городах Австрии обязательно должен сопровождаться иллюстративным материалом или слайдами МУП.)

Для релаксации на уроке уместно использовать музыкальные записи с отрывками из наиболее известных произведений австрийских композиторов Моцарта, Бетховена, Шуберта, Штрауса. Например, во время работы в тетрадях или работы с перфокартой может тихо звучать вальс Штрауса «Сказки Венского леса».

  1. Физминутка.
  2. Закрепление.

Выполнение заданий в рабочей тетради

Запись темы урока, названий крупнейших городов, значимых географических объектов. Перед тем как школьники начнут записывать географическую номенклатуру, желательно еще раз напомнить им о правилах написания имен собственных, обратить внимание на написание трудных слов.

Работа с зоогеографической картой.

Учитель: Я рассказывала вам о растительном мире Австрии, говорила, что там много заповедников. Давайте откроем в приложении на с. 4 карту

«Западная Европа. Растительный и животный мир» и определим, какие растения произрастают на территории этого государства, и какие животные здесь обитают. (Учащиеся с помощью учителя перечисляют названия основных представителей растительного и животного мира Австрии.)

Разъяснительная беседа.

Учитель: Австрия славится своими блюдами, приготовленными из говядины и свинины с различными овощами. Любят австрийцы и различные десерты - торты со сливками и выпечку: яблочный пирог (штрудель) и пончики, заполненные абрикосовым мармеладом или кремом. Отличается ли австрийская кухня от русской? Чем? Пробовали ли вы пончики со сладкой начинкой или штрудель? (Ответы учащихся.)

Туризм приносит Австрии большой доход. Что, на ваш взгляд, привлекает туристов, почему они с удовольствием посещают это государство? (Ответы учащихся.)

При наличии времени учащиеся могут выполнить следующие задания:

Программированные задания.

Заполните перфокарту. (Предлагаются два варианта перфокарт, первый - для детей со средним уровнем, второй - для учащихся с достаточным уровнем сформированности географических знаний и умений.)

Ответ

Вопрос

Альпы

Вена

Боденское

Дунай

1. Столица Австрии

2.Озеро, расположенное на границе Германии, Австрии и Швейцарии

З. Самая большая река Австрии

4. Горы, расположенные на территории Австрии

Ответ

Вопрос

Зальцбург

Вена

Инсбрук

1. Самый многонаселенный

город Австрии, расположенный на берегах Дуная

2.Центр горнолыжного спорта

З. Город, где находится музей Моцарта и ежегодно проводится музыкальный фестиваль

По ходу рассказа учителя на доске размещаются отдельные пункты плана:

Австрия

  1. Географическое положение - в центре Европы.
  2. Горы - Альпы.
  3. Климат - умеренный.
  4. Реки - много горных рек. Дунай - судоходная река.
  5. Население - австрийцы.
  6. Столица - Вена.
  7. Города - Зальцбург, Инсбрук.
  8. Известные композиторы - Моцарт, Бетховен, Штраус.
  9. В Австрии развит туризм.

В зависимости от состава класса учитель может помочь ученикам составить устный рассказ, пользуясь этим планом с опорными словами. Или предложить разгадать ребусы и составить предложения со словами -отгадками.

Дидактическая игра

А сейчас разгадаем ребусы. На интерактивной доске появляются изображения, ученики отгадывают ребусы и придумывают с ними предложения.

Домашнее задание: прочитать рассказ об Австрии в учебнике на с. 27-29, выполнить задание 1 в учебнике на с. 30.

Выставление оценок.

Вопросы для подведения итогов урока. (Разрешается пользоваться планом на доске.)

В какой части света расположена Австрия?

Почему Австрию называют горной страной?

Как называется столица Австрии?

Каких известных композиторов Австрии вы запомнили?

Что понравилось сегодня на уроке?

Использованная литература:

  1. Лифанова Т.М., Е.Н. Соломина География. 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 7-е изд., - М.: Просвещение, 2014. – 208 с.
  2. Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. География. Методические рекомендации. 6-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2017. – 308 с.

Категория: География
09.09.2022 22:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!