СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: «Цифровое поколение» или «Поколение Z»: Психолого-педагогическое исследование проблемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» ИЛИ «ПОКОЛЕНИЕ Z»: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Муромцева Анастасия Андреевна

Психолого-педагогическое сопровождение субъектов организаций социальной сферы

Научный руководитель:

доцент, Е.В. Конькина

Аннотация: в статье представлены основные направления психолого-педагогического исследования проблем «цифрового поколения». Рассмотрены понятия «поколение Z», цифровая грамотность и цифровая реальность. Показано, что психолого-педагогические проблемы «цифрового поколения» зависят от исследований цифровой грамотности и исследований связи между особенностями "цифрового поколения" и эволюцией современной образовательной системы.

Ключевые слова: поколение, «поколение Z», цифровая грамотность, цифровизация, цифровая реальность.

В последнее десятилетие от российских психологов и педагогов все чаще можно услышать, что появилось новое поколение подростков. Эти дети не нарушают общественный порядок, имеют приличный и ухоженный вид, не гуляют в ночное время и не собираются в шумные уличные компании. Такие подростки тихо сидят, уткнувшись в гаджет в коридоре школы или в персональный компьютер дома. Этих детей очень трудно вовлечь в спортивную или общественную деятельность, они ничего не хотят и ничем не интересуются.

Интернет, мобильный телефон, социальные сети и IT-средства за последние 20 лет радикально изменили окружающий мир. Они стали значимыми средствами деятельности и важным средством общения для современных людей. О таких средствах вполне допустимо говорить в терминах Л. С. Выготского как о новых культурно-исторических орудиях, предопределивших наше общение и нашу деятельность. В свою очередь, речь идет не о локальных областях нашей жизни. Явление цифровизации носит системный характер. Одновременно с привычной предметной средой и традиционной средой "реальных" социальных отношений, взаимодействуя и вплетаясь в нее, возникает параллельная "цифровая реальность", вне которой сегодня невозможно представить ни функционирование современной экономики, ни общение, ни досуг, ни политические отношения. К тому же с течением времени пространство цифровой реальности, только расширяется, становясь, в свою очередь, все более значимым фактором нашей жизнедеятельности [3].

На самом деле, это действительно важная социально-психологическая проблема. Поколение представляет собой группу людей, которые рождены в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же особенностей и событий воспитания, с такими же ценностями. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как решаем конфликты и строим команды, как мы общаемся, как развиваемся, что нас мотивирует, как ставим цели и управляем людьми.

«Поколение Z» в зарубежных моделях называют людей, родившихся вначале 2000-х гг., хотя некоторые исследователи относят последовательное начало цифрового поколения к 1991 г., считая точкой отсчета изобретение интернета. Но единого мнения о границе поколения нет. Условно с 2000 по 2020, но они начали появляться уже в 1994-1995 годах. То есть самым старшим, единичным представителем этого поколения сейчас 24-25 лет. Но, все же, они сильно отличаются от тех, кто родился после 2000 года. Родители для детей «поколения Z» не авторитет. Авторитет для них - интернет. Их реальная жизнь настолько отличается от жизненных моделей старшего поколения, что взрослые уже не могут передать детям практически ничего значимого и полезного. Действительно, родители не знают больше, чем вся мировая сеть. К тому же самое близкое окружение ребенка - родители, как правило, запутаны в своих негативных программах, разрушительных установках и, чаще всего, недовольны жизнью. Чему учиться детям у таких родителей? Ситуация в мире меняется с каждой минутой. Это дети способны передать знания старшему поколению. Таким образом, авторитет старших поколений оказывается подорван.

«Поколение Z» - это первое по-настоящему «цифровое поколение». Они не знают мира без интернета, планшета и смартфонов. Они смотрят на мир через увлекательную и фрагментированную виртуальную реальность. Индивидуальность – вот, что для них самое главное. Такое поколение работает на свой имидж, почти каждый ведет блог и публично выступает. «Поколение Z» можно назвать поколением «сделай сам». Для остальных данная концепция связана с домашним ремонтом или художественными проектами. Но «поколение Z» на все, в том числе и на карьеру, смотрит сквозь призму этого принципа. Они могут обучаться самостоятельно и приобретать полезные практические навыки в интернете, например, многократно просматривая видеоролики на YouTube или читать интересующие подкасты в Telegram.

Привязанность к людям и несвобода от них – главные страхи «поколения Z». Их основная проблема – дезориентация в социальных отношениях: с родителями, школой, университетом и даже сверстниками. Себя им тоже сложно понять. Такие дети живут виртуальной жизнью. Но им не нравится жить онлайн, просто нет достойной альтернативы. У таких ребят наблюдается проблема с эмоциональным интеллектом. «Поколение Z» плохо понимает мотивы тех или иных поступков, им сложно общаться вживую. Дети настроены на быстрый результат, как правило, не заточены на долгосрочные проекты. Отсюда и следует популярность занятости на фриланс-основе, желание заработать быстро, гонки за лайками. В свою очередь, «поколение Z» старательно развивают персональные бренды в соцсетях, но не всегда могут им соответствовать. И от этого их настигает разочарование и депрессия [5].

Современные психолого-педагогические исследования проблемы "цифрового поколения" условно можно разбить на несколько групп. К первой группе относятся исследования, осуществляющие оценку тенденции цифровизации процессов социализации детей и молодежи в категориях "хорошо/плохо", "полезно/вредно" и т.д. Особенно выделяется здесь группа исследований феномена цифровой зависимости детей и подростков. Эта группа концентрирует внимание на таких негативных последствиях цифровизации, как снижение общего интереса к обучению представителей цифрового поколения (по крайней мере, в формальной его части), снижение системности мышления [1].

К следующей группе относятся исследования, которые пытаются сосредоточиться на поиске некоторых "объективных" зависимостей в развитии современных детей и подростков в связи с явлением цифровизации общения подрастающего поколения и процессов деятельности. Здесь можно говорить о следующих направлениях исследований. Исследования цифровой грамотности. Понятие "цифровой грамотности" содержит в себе представление о различии в степени освоения цифровых технологий различными людьми или группами людей, а также поколениями. Исследования цифровой грамотности сосредоточены на: 1) методологии оценки и измерения цифровой грамотности; 2) проявление степени реальных противоречий на уровне цифровой грамотности между поколениями; 3) влиянии на уровень цифровой грамотности факторов пола, типа образования, социального статуса и степени доступа к цифровым технологиям; 4) влияние уровня цифровой грамотности на успешность во всевозможных видах деятельности и характер общения.

Исследования связи между эволюцией современной школы и особенностями "цифрового поколения". Большая часть психологических и педагогических исследований за рубежом нацелена на поиск адекватных изменений в методиках воспитания и обучения, в целом в организации образовательной деятельности, в том числе с приходом в школы и вузы детей и молодежи, которых можно определить к "цифровому поколению". К примеру, широко обсуждается вопрос: являются ли включение цифровых технологий в образование и связанные с этим официально установленные изменения наиболее адекватным ответом школы на особенности стиля и образовательные потребности обучения "цифрового поколения"? Комплекс исследований представляют определенные преимущества, которые дает использование планшетов, мобильных телефонов, видеоигр, блогов, специализированных ИКТ-технологий для обучения детей «цифрового поколения». Но существует группа исследований, которые демонстрируют, что успешность обучения «цифрового поколения» зависит не столько от использования цифровых технологий, сколько от квалификации специалистов, их стиля преподавания, что высокие результаты вполне могут быть достигнуты и при использовании традиционных моделей и методов обучения.

Таким образом, увеличение цифровых технологий делает анализ их воздействия на процессы социализации молодежи и детей, в свою очередь, одной из актуальных задач психологической и педагогической наук. То есть можно говорить о том, что «цифровое поколение» уже является полезным, поскольку позволяет привлечь внимание к данной актуальной проблематике. Следует признать, что анализ современных исследований «цифрового поколения» показывает слабую теоретическую обоснованность самого этого понятия в рамках теории поколений. Методологическая слабость концепции цифрового поколения заключается в том, что за основу анализа она берет внешний признак (возраст), а не внутренний признак (характер деятельности и общения в процессе развития). В этом смысле, действительно, логичнее говорить о детях, в чьей деятельности и общении с раннего возраста большую роль играет использование цифровых технологий, чем собственно о «цифровом поколении». Прежде всего, целесообразно сосредоточиться на нескольких задачах: 1) осуществить разработку методологии исследований «поколения Z» через призму культурно-исторической теории развития высших психических функций ребенка; 2) провести теоретический и эмпирический (эмпирических исследований сегодня особенно не хватает) анализ влияния интенсивного вовлечения детей и молодежи в цифровую среду и цифровое общение на развитие у них высших психических функций, ценностей, мотивации, механизмов эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности; 3) на основе указанной методологии и более глубокого понимания особенностей цифрового поколения сформулировать перспективные направления развития содержания, методики, технологии и организации процессов образования. При этом особую значимость, на наш взгляд, приобретают работы, направленные на поиск таких психолого-педагогических моделей, которые, с одной стороны, позволяли бы снизить влияние «цифровизации» на современных подростков, а, с другой, жестко не зависели бы от возрастных или технико-технологических условий.

Список литературы

  1. Асташева Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник ЮУрГу. Серия "Экономика и менеджмент". 2014. 27 с.
  2. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002. С.41-43.
  3. Шамис Е., Аншипов А. Теория поколений // Маркетинг. Менеджмент. 2007. N 6. 5. Giancola F. The Generation Gap: More Myth than Reality // Human Resource Planning. 2006. 13 с.
  4. Войскунский А. Е. Психологические исследования деятельности человека в интернете // Информационное общество. 2005. 6 с.
  5. Чудова Н. В. Особенности образа "Я" жителя интернета // Психологический журнал. 2002. С.11-13.
  6. Спиркина Т. С. Исследование динамики интернет-зависимости // Вестник Томского государственного университета. 2008. 6 с.

Категория: Прочее
26.01.2020 13:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!