СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
УЧИТЕЛЬ И ЕГО ТРУД
Бахарева О.П., учитель русского языка и литературы МКОУ «В(С)ОШ №4 при ИК», г. Мариинск
Проблема отношения учителя к своему труду включает такие аспекты, как выбор профессии, отношение к ней, заботу о качественном пополнении профессиональной группы. Особенностью данной проблемы является то, что еѐ нельзя решить окончательно, раз и навсегда. В разные периоды своей деятельности под влиянием изменений, которые происходят в педагогическом труде, в общественных требованиях к этому труду, в самом учителе как в личности, учитель ставит эту проблему по-разному. Прежде всего этот труд направлен на преобразование человека. Важной особенностью педагогического труда является то, что учащийся находится под педагогическим воздействием многих учителей, а также родителей, руководства школы, среды. Дело учителя – организация сотрудничества всех этих субъектов воспитания. Учитель управляет людьми, над которыми у него нет административной власти. Такое управление может осуществляться только моральными средствами, т.е. моральные отношения в нѐм выступают как компонент деятельности профессиональной. Специфической особенностью педагогического труда является то, что его исполнитель и инструмент сливаются воедино, и это порождает особую форму заботы учителя об уровне своего собственного развития. Следовательно, постоянная работа учителя над собой является непременным условием совершенствования главного орудия педагогического труда и его существенным компонентом. Одной из важнейших особенностей труда учителя является его творческий характер. Учитель не может догматически следовать программам и другим предписаниям, по ому что с развитием общества изменяется сама потребность. Перед учителем всякий раз возникает множество неповторимых задач, требующих мысли и самостоятельности в их решении, умения проектировать и предусматривать последствия своих действий, т.е. творчества. Даже при высоких требованиях к себе учитель-творец часто будет испытывать чувство некоторой неудовлетворѐнности своим трудом, постоянно искать, волноваться. В своѐ время о таком чувстве Л.Н. Толстой писал: «Но если учитель положит все свои силы на своѐ дело, то всѐ-таки он не только со многими учениками, но и с одним учеником будет постоянно чувствовать, что он далеко не исполняет того, что нужно». Творческий характер учительского труда – одна из важнейших его особенностей. На подлинно творческий труд способен не каждый учитель. В учительском труде имеются и возможности ошибочного, одностороннего решения вопроса. Творческий характер педагогической деятельности требует особой заинтересованности трудом и ответственности учителя за свои действия. Условия педагогического труда особо влияют на отношение учителя к нему. Основными особенностями условий педагогического труда, вытекающими из
79
специфики данной профессии, следует считать такие. 1. Труд учителя направлен на детей и творческие коллективы. Обладающие специфическими психологическими особенностями, обуславливающими ответственность учителя за их поведение. 2. Значительную часть своего труда учитель осуществляет в одиночку (уроки и подготовка к ним, воспитательные мероприятия, беседы с родителями и т.п.). 3. Труд включает живое общение с людьми, которое должно быть педагогически действенным и поэтому требующим умственного, эмоционального и волевого напряжения. 4. Учительская деятельность протекает в форме общения с коллективом учащихся, хотя и требует учѐта индивидуальности каждого ученика. 5. Труд учителя характеризуется сложностью оценки и контроля – о качестве его нельзя судить категорически лишь по результатам учебно-воспитательной работы так, как это можно делать в отношении других профессий. (Дело в том, что результаты труда зависят не только от данного учителя). Для общества и для педагогического дела совсем не безразлично, кто избирает профессию учителя, как осуществляется это выбор (сознательно, свободно, ответственно или нет), почему выбирается именно эта профессия (какие цели ставит человек, делая выбор). Результатом неправильного выбора профессии являются плохие учителя, которые наносят ущерб делу обучения и воспитания детей тем, что мешают воспитанию нужного типа личности, подрывают авторитет учителя вообще. Нравственное регулирование процесса выбора профессии поможет предотвратить эти отрицательные явления. К нормам, регулирующим выбор профессии учителя, необходимо отнести прежде всего следующие: а) подходить к выбору профессии как к делу важному не только для личности, но и для общества; б) выбирать профессию учителя только в соответствии с призванием к педагогическому труду; в) видеть в деятельности учителя форму личного служения обществу путѐм участия в общественно-преобразующей практике. К человеку, уже выбравшему профессию учителя, педагогическая мораль предъявляет иные требования, среди которых, в первую очередь, можно назвать: - стремиться развивать и совершенствовать личные качества, необходимые для педагогической деятельности, совершенствовать педагогическое мастерство; - постоянно ставить перед собой вопрос о своѐм соответствии как учителя потребностям современной школы; - заботиться об улучшении качественного состава педагогических кадров. Список литературы: 1. Журнал «Управление современной школой. Завуч», №3, 2014 г., М. Просвещение 2. Л.Н.Толстой. Педагогические сочинения. М.,1953, стр. 341
© 2018, Бахарева Ольга Павловна 622