© 2017 2655
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» – одно из самых загадочных произведений русской литературы. Попробуем понять, в чём его загадка.
Основными художественными образами, противостоящими друг другу в этом стихотворении, являются природа и человек. Соответственно с этим стихотворение «Анчар» в композиционном плане делится на две части: первая посвящена природе, вторая – человеку. Природа и человек – это две (из трёх) формы бытия. В данном стихотворении это два полюса, к которым притягиваются остальные художественные образы произведения, а отношения между ними определяются с помощью ключевого образа-символа Анчар.
Слово анчар, как свидетельствуют этимологические словари, заимствовано в XIX в. из голландского языка. Голландское аntiar восходит к малайскому Аntiar. А в сноске к названию своего стихотворения Пушкин объясняет: «Анчар – древо яда».
Известно, что дерево вообще – это один из центральных символов мировой культуры. Подобно другим растительным формам, оно связывается с плодородием, процветанием, изобилием, однако прежде всего оно является олицетворением жизни и соотносится с идеей мироздания, с человеком, с человеческим родом. Основные символические формы, относящиеся к дереву, – мировое древо (реализующее универсальную концепцию мира) и его варианты – древо жизни и древо познания.
Природа и дерево (древо) должны быть едины! Но Анчар – древо смерти; так у этого образа-символа возникает оксюморонное в культурном понимании значение.
Образ Анчара сопровождает яд: и зелень, и корни его напоены ядом, яд каплет сквозь кору и застывает смолой, дождь становится ядовитым, человек, посланный к Анчару за ядом, умирает. Царь же, пославший слугу за ядом, «тем ядом напитал Свои послушливые стрелы / И с ними гибель разослал / К соседям в чуждые пределы».
Слово яд толкуется В. И. Далем как «отрава, всякое вещество, убийственное или вредоносное в пище, либо в дыхании, в примеси ко крови или при переходе его иным путём в тело человека, животного. Ядом зовут снадобья, зелья, средства сильно и довольно быстро вредящие, отравляющие, могущие причинить смерть». Словарь С. И. Ожегова фиксирует два значения этого слова: «1. Вещество, вызывающее отравление. 2. перен. Злоба и ехидство, язвительность». Слово яд учёные возводят к индоевропейскому *êd- «есть, кушать» и сравнивают с древнерусскими словами ядь «пища, снедь», яства «кушанья». Значение «отрава» является у слова вторичным и развилось из буквального – «то, что едят, принимают в качестве пищи» (Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка). В сознании людей то, что даёт пищу, жизнь, превратилось в то, что несёт смерть! Слово яд также помогает понять, осознать роль основного образа-символа в стихотворении Пушкина. Это ключ к пониманию образа Анчара. Вспомним также, что яд, которым «напоены» крона и корни дерева, напоминает о мёде, капающем с листьев мирового древа. В древнейшей мифологии этот бессмертный напиток «вкушали души блаженных вместе с богами». А ядом Анчара были «напитаны» смертоносные стрелы. Опять мы имеем дело с культурологическим оксюмороном.
Пустыня показана в эволюции, поскольку в стихотворении рассказывается о том, как под влиянием Анчара «жаждущие степи» превращаются в «пустыню чахлую и скупую». Слово чахнуть является восточнославянским и, по одной из версий, считается новообразованием к несохранившемуся чазнутъ (ср. диал. чезнутъ) «исчезнуть». А слово скупой того же корня, что и оскомина (от скомити «болеть, щемить»), щемити (от щеми «тиски») (см. «Краткий этимологический словарь»). Таким образом, этимология эпитетов к слову пустыня подчёркивает болезненные превращения природы, процесс её умирания.
Анчар стоит «На почве, зноем раскаленной». И здесь чрезвычайно важным является слово почва, хотя в данном контексте вполне уместно и слово земля. Но слово почва не имеет той культурной значимости для русского народа, как земля. С одной стороны, почва – это то, что является элементом земли в более глубоком понимании. С другой стороны, выбранное Пушкиным слово подчёркивает процесс превращения земли в почву, т.е. в данном случае отражает определённый процесс разрушения. И эта почва – «зноем раскаленная». Зной – общеславянское производное от *znêti (ср. диал. зноитъ «ярко гореть; еле-еле тлеть»), подобно гной – от гнить, гноить. Слово гнев в следующем четверостишии встраивается в это же семантическое поле. Гнев – общеславянское, по одной из версий, является родственным гнить. Итак, яд, зной, гнев – значение и этимология этих слов также формируют в семантическом пространстве русского подсознания идею гибели, разложения, смерти.
Анчар – это мёртвое порождение природы, появившееся, что важно, «в день гнева», и природа напоила ядом уже мёртвую зелень ветвей. «Зелень мёртвая ветвей» также воспринимается как оксюморон, так как зелёные листья – свидетельство жизни растения. С другой стороны, в некоторых верованиях зелёный цвет считается символом смерти, подтверждением чему может служить этимология слова зелье, исторически родственное слову зелёный. Первоначально зелье – «зелёная трава», затем «лекарственная трава» и – «отрава». Изменение семантики такое же, как у слова яд.
«К нему и птица не летит, И тигр нейдёт». В древнейших культурных традициях птица – архетипический образ духа, души; птицы являются священными атрибутами некоторых божеств. Они выполняют функцию связующего начала между двумя мирами (см. «Словарь символов и знаков», 2004). Тигр в разных культурах связывается с представлениями о природных стихиях, особой жизненной силе, человеческих страстях. Значит, если к Анчару «птица не летит, и тигр нейдёт» – это свидетельствует об отсутствии жизни, души, о разрыве связи между мирами. Только изредка «вихорь набежит» да «туча, блуждая, оросит».
Образ тучи с дождём в пустыне символизирует попытку оживить мёртвое пространство. Но Анчар отравляет и божественный дар – дождь, оплодотворяющий всё живое. Так смерть, тление, гибель распространяются не только на живые существа, но и на природные стихии.
Как в первой части центральным образом является Анчар, так во второй части основным образом становится человек – владыка – царь. Получив власть, царь (в древнем Египте – «наделённый жизнью», «дарующий жизнь») начинает играть такую же роль в обществе, как Анчар в природе, – уничтожает жизнь.
Итак, основные образы-символы в данном произведении (Анчар – яд – царь) можно считать культурно-этимологическими оксюморонами. Исходно каждый из них положителен в характеристике. Анчар как дерево, изначально дающее жизнь, служащее древом познания; яд как еда; царь как символ благополучия своего народа. Что же стало причиной превращения древа жизни в древо смерти, еды – в отраву, благодетеля – во врага и убийцу?
Анчар порождён природой в «день гнева». В Ветхом Завете рассказывается о первородном грехе человечества, о том, что древо познания становится косвенной причиной первородного греха и изгнания человека из рая:
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь. (Быт. 9–17).
И «Анчар» А. С. Пушкина можно воспринимать как развитие библейского мифа о первородном грехе человека.
Источник: Левушкина О. Н. Стихотворение «Анчар». (Лингвокультурологический подход) // Русский язык в школе и дома. – 2008. – № 8. – С. 13–15.
*
Ссылка:
*
См.:
Карта сайта
А. С. Пушкин. Лирика
© 2017 2655