СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стимулирующий прием для мотивированного активного изучения текста учебника школьниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отмечу заранее, что описанный ниже прием работы с учебником увлекателен и заманчив не только для детей, но и для части родителей и, естественно, для самого учителя. ПОДОПЛЕКА МЕТОДА. За многолетнюю работу в школьной географии пришлось констатировать печальное явление - научное содержание некоторых школьных учебников по географии последнего полутора десятилетия заметно ухудшилось. Редко, но встречаются фактологические или констатирующие ошибки. Встречаются также (чаще) погрешности стилистики и неоднозначности утверждений авторов учебников. Я не буду сейчас приводить примеры учебников и их авторов, чтобы не сбить тот самый поисковый азарт. Эффективность приема объясняется совершенно естественным психологическим фактором, а именно естественной реакцией ребенка на понуждение к учению. «Тяжкий путь познания» замечательно отразило крылатое выражение «Тяжело в учении…». В сознании ребенка, когда подспудно, а когда и явственно, вырисовывается главный «неприятель», источник тягости в беззаботной жизни - УЧЕБник. Он же для него и инструмент «наказания». ПОЛЕЗНОСТЬ приема как раз и основана на указанном явлении. У школьника несомненно желание «разоблачить» недруга, найти в нем изъяны. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМА. Учитель «провокативно» сообщает классу: «В тексте параграфа (или темы) я обнаружил(а) опечатку (ошибку, неточность, двусмысленность и т.п.). Кто обнаружит ее - будет поощрен (оценкой или чем-то другим)». Чаще и полезнее всего прием можно использовать как домашнее задание. Если учитель решил провести поисковую работу в классе, то дополнительной стимуляцией служит установка - поощряются первые (от одного до пяти соискателей), правильно обнаружившие ошибку или казус в тексте. В обоих вариантах (домашнем и классном) при обсуждении заявки на обнаруженный казус ученик обязан аргументировать свое сомнение и пытаться его отстоять. При этом учитель обязательно должен обращаться к классу - есть ли сторонники или оппоненты у соискателя. ВАЖНО. Прием можно использовать и для совершенно безукоризненного текста. Только потом, в последствии, учитель должен «саморазоблачиться» и поблагодарить класс за стремление к поиску. Уверяю вас, коллеги, вы откроете новый мир в ваших учениках, услышите совершенно новые и неожиданные аргументы и мысли. КАЧЕСТВЕННОЕ применение приема зависит от артистичности учителя, его умения «красиво» выйти из ситуации, когда он дал для исследования и поиска текст, где не было каких-либо погрешностей. Во главу угла приема поставлена ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ поощрения активных искателей.

Категория: География
30.05.2015 04:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП