СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Отмечу заранее, что описанный ниже прием работы с учебником увлекателен и заманчив не только для детей, но и для части родителей и, естественно, для самого учителя. ПОДОПЛЕКА МЕТОДА. За многолетнюю работу в школьной географии пришлось констатировать печальное явление - научное содержание некоторых школьных учебников по географии последнего полутора десятилетия заметно ухудшилось. Редко, но встречаются фактологические или констатирующие ошибки. Встречаются также (чаще) погрешности стилистики и неоднозначности утверждений авторов учебников. Я не буду сейчас приводить примеры учебников и их авторов, чтобы не сбить тот самый поисковый азарт. Эффективность приема объясняется совершенно естественным психологическим фактором, а именно естественной реакцией ребенка на понуждение к учению. «Тяжкий путь познания» замечательно отразило крылатое выражение «Тяжело в учении…». В сознании ребенка, когда подспудно, а когда и явственно, вырисовывается главный «неприятель», источник тягости в беззаботной жизни - УЧЕБник. Он же для него и инструмент «наказания». ПОЛЕЗНОСТЬ приема как раз и основана на указанном явлении. У школьника несомненно желание «разоблачить» недруга, найти в нем изъяны. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМА. Учитель «провокативно» сообщает классу: «В тексте параграфа (или темы) я обнаружил(а) опечатку (ошибку, неточность, двусмысленность и т.п.). Кто обнаружит ее - будет поощрен (оценкой или чем-то другим)». Чаще и полезнее всего прием можно использовать как домашнее задание. Если учитель решил провести поисковую работу в классе, то дополнительной стимуляцией служит установка - поощряются первые (от одного до пяти соискателей), правильно обнаружившие ошибку или казус в тексте. В обоих вариантах (домашнем и классном) при обсуждении заявки на обнаруженный казус ученик обязан аргументировать свое сомнение и пытаться его отстоять. При этом учитель обязательно должен обращаться к классу - есть ли сторонники или оппоненты у соискателя. ВАЖНО. Прием можно использовать и для совершенно безукоризненного текста. Только потом, в последствии, учитель должен «саморазоблачиться» и поблагодарить класс за стремление к поиску. Уверяю вас, коллеги, вы откроете новый мир в ваших учениках, услышите совершенно новые и неожиданные аргументы и мысли. КАЧЕСТВЕННОЕ применение приема зависит от артистичности учителя, его умения «красиво» выйти из ситуации, когда он дал для исследования и поиска текст, где не было каких-либо погрешностей. Во главу угла приема поставлена ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ поощрения активных искателей.
© 2015, Тетерина Лада Михайловна 331