СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страх ошибок. Что делать преподавателю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученик не делает проверку своих решений и в целом боится ошибок.Учителя и репетиторы обязаны помогать в том числе и в таких ситуациях.

Среди причин того, что школьники боятся ошибок, можно выделить следующие:

а) Обычно дети считают, что любая найденная ошибка – это претензия лично к ним. Ученики думают, что если они ошибутся, то это значит, что их за это поругают, значит они плохие и т.д. В особо запущенных случая ученик и вовсе считает, что лучше не решать задачу, чем решить с ошибкой.

б) Ошибки влекут за собой снижение школьной оценки. А так как для большинства детей хорошая учёба = получение в школе хороших оценок, то они избегают всего, что связано с плохой оценкой.Ошибки и различные самопроверки не воспринимаются как неотъемлемая часть обучения.

в) Подавляющее большинство школьников (даже в старших классах) не осознают, что учёба находится полностью в их зоне ответственности. Они не понимают, что поиск ошибок и самопроверка в первую очередь их работа.

г) Школьники могут просто не знать, как именно себя проверять. То есть не владеют техникой. Их просто этому не научили.

Что в связи с этим могут улучшить педагоги в своей работе.

1) Самое главное в работе преподавателя – самому относиться к ошибкам спокойно. В первую очередь это касается собственных (!) ошибок, и только во вторую очередь – ошибок учеников. Если учитель как робот никогда не совершает ошибок, то это скорее вредно для учеников. Они таким образом не видят процесс совершения ошибок, не видят техник их поиска и исправления, не видят модели здорового отношения к ним.

2) Учить проверять самому. Удивительно, как много учеников не подозревает, что в конце учебника есть ответы на большинство задач. В общем-то, именно для самопроверки они там и прописаны – как рабочий инструмент для самостоятельной работы учеников. Когда ученик спрашивает, правильно или нет решена задача, можно не говорить ответ, а попросить посмотреть в конце учебника, показывая, как можно заниматься самопроверкой. Пусть они сами проверят ответы. На РешуЕГЭ, через Photоmath, постоят график в desmos или загрузят неподдающуюся задачу в Wolfram Alpha. Это позволит хотя бы частично вернуть их в центр собственной учёбы и пересадить их из кресла равнодушного пассажира в кресло водителя.

3) Повторять, возвращаться и закреплять. Лучше не исправлять ошибки, а их предотвращать. То есть стараться работать с глубинными причинами ошибок и не бояться повторять какие-то базовые разделы, если они были плохо усвоены. Процесс обучения не линеен и скорее имеет форму спирали.

4) Много ошибок демотивирует. Однако, следует избегать и другой крайности. Если совсем нет никаких ошибок и трудностей при решении (отсутствует так называемое «сопротивление задачи»), то ученик также демотивируется. Во-первых, мозг не чувствует, что чему-то учится. Во-вторых, возникает иллюзия того, что абсолютно всё в этой теме знает. В-третьих, не возникает возможности научиться исправлять ошибки.

5) Акцентировать внимание ученика не столько на ошибках, а больше на причинах их появления. Нужно понимать, что причины появления ошибок конкретны, а не абстрактны. Советы вроде «будь теперь внимательнее!», «сосредоточься!», «соберись!» бесполезны, а чаще всего вредны. Школьниками нужны конкретные приёмы. Например, поначалу заставлять проверять правильность переписывания условия дважды (!). В первый раз, когда он только переписал условие («переписал – проверь переписанное!»). Во второй раз, когда решил проверить своё решение («начинай проверку с условия!»). Также смещение фокуса на причины имеет и психологический эффект: Когда ученик знает приёмы работы с ошибкой ему некогда долго испытывать досаду. Нужно устранять ошибку.

5) Сместить фокус на исследование. Вообще сам принцип смещения фокуса с ошибки на что-то продуктивное позволяет выстроить более эффективное обучение. Иногда ошибка в задаче может привести к более интересной задаче. Не факт, что выросшая из ошибки задача будет содержательной, но вот такой исследовательско-поисковый запрос хорошо помогает сместить фокус с негативных эмоций из-за ошибки на что-то более содержательное.

6) Воспитывать в ученике роль Проверяющего. Ученики обычно не любят искать у себя ошибки. Вроде задача решена, но оказывается расслабляться рано и нужно делать какие-то дополнительные действия сверх решения. К тому же школьника могут посещать мысли: «А вдруг найду? Мне же тогда всё опять переделывать?». Да и найденная ошибка – это почти всегда удар по самолюбию. Однако, ученики совсем не против поиска ошибок, если сама тема им понятна, а искать предлагается чужие ошибки! Это как раз можно использовать, например для взаимного оценивания в парах. Подобная проверка работ друг у друга нужна не столько для того, чтобы учитель сэкономил время. Эта работа нужна больше для снятия страха перед найденной ошибкой. Ведь ученик ищет её не у себя, а у другого.

7) Печатные листы с решениями. Не обязательно поиск ошибок делать только у себя или у соседа. Учитель может заранее заготовить печатные материалы, которые содержат решения различных задач по пройденным темам. Соответственно задача ученика состоит в том, чтобы понять, есть ли ошибка в решении или нет. И если есть, то указать, где именно. Важно, чтобы раздаточный материал был распечаткой решений, написанных от руки. Это необходимо для реалистичности решения и выработки соответствующей привычки. В печатном тексте ошибки искать не так продуктивно. Потом сложно переключится на поиск ошибок у себя. Кстати, полезно в этих листах давать не только решения с ошибками, но и полностью верные решения. Так ученики ещё раз увидят, как можно правильно оформлять свои рассуждения. Также важно ставить вопрос «есть ли ошибка или нет?» отдельно от вопроса «где ошибка?». Очень часто требуется не столько найти ошибку, а принципиально понять, правильный ответ или нет. Тут идёт работа над быстрыми техниками проверки. Если ученики теряют концентрацию, когда видят громоздкое решение с очевидной ошибкой, можно выстроить систему подсказок: ошибка в таком абзаце – ошибка в такой строке – ошибка при таком действии – вот сама ошибка. Когда ученики отработают различные техники поиска ошибок, гораздо проще потом им будет переключиться на проверку своей работы. Поиск ошибок станет привычным делом.

8) Знать работающие приёмы. Конечно, чтобы учить школьников различным приёмам самопроверки, нужно самому их знать. Также желательно знать различные приёмы эффективного счёта, решения уравнений, а также преобразований алгебраических выражений.

9) Ошибка как инструмент. Для школьников профильных классов полезна работа с ошибками в рассуждениях, изучение пробелов в доказательствах, исследование неточных формулировок. Всё это является важными элементами формирования математической культуры.Можно также научить школьников поиску контрпримеров. Обычно у каждого опытного преподавателя появляется большая коллекция подобных заданий. Конечно, для таких случаев преподаватель должен подбирать содержательные задания, а не вычислительные. Подавляющее большинство из них возникает на уроках геометрии чуть ли не с самых первых занятий.

10) Общие правила работы с ошибками.

Наконец, перечислим три главных правила работы с ошибками и различными приёмами счёта.

Во-первых, Помним про методическое правило – не более одной трудности за один раз.

Во-вторых, школьник должен понимать личную пользу от изучения любых продвинутых техник, пока у него не будет запроса на улучшение результатов, все эти техники будут бесполезными.

В-третьих, нельзя ставить цель избавиться абсолютно от всех ошибок или стремиться любые вычисления всегда делать самым эффективным способом. Количество ошибок нужно лишь пытаться сократить. Следует держать фокус на уменьшение их влияния на общий результат.

11) Что почитать?

  1. «Как стать внимательнее и избежать ошибок» Надежды Шиховой.
  2. «Где ошибка?» (В. Литцман), «Где ошибка?» (А.В. Жуков),
  3. «Ошибки в геометрических доказательствах» (Я.С. Дубнов ),
  4. «Учимся на чужих ошибках» (А.Д. Блинков).

Подробнее в источнике: https://vk.com/@partizanxyz-strah-oshibok-chto-delat-prepodavatelu

Категория: Математика
09.12.2022 17:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!