СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страсть гордости в детях и приемы борьбы с ней

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы с вами уже говорили о самолюбии, и назвали его корней всех страстей.

Так вот самым первым его порождением является страсть гордости1. Она так связана с самолюбием и близка к нему по своим проявлениям, что отличается от него только более обостренной и резкой формой

Самолюбивый человек хочет пользоваться другими людьми как средством для самоутверждения и, следовательно, считает их все-таки нужными и полезными. Гордый же мечтает о своем решительном и несомненном превосходстве над всеми людьми, о своей полной независимости от них. Он стремится к полному подчинению их себе, к господству над ними, почему гордость и называется причиной и основанием других страстей2. Вот они:

— гнев и раздражительность, из которых — неприязнь, злопамятность, вспыльчивость, грубость, дерзость, мнительность, драчливость. Отсюда же обиды, ссоры, споры;

— тщеславие, властолюбие, высокомерие, зависть, а от нее злоба, ненависть, злорадство, осуждение, злые насмешки;

— лукавство, притворство, ложь, обман, болтливость, пустословие и многословие3.

В ребенке не всегда легко распознать гордость4. Но есть некоторые внешние признаки в поступках детей, по которым можно узнать, что в них начала развиваться эта губительная страсть. Например,

— Ребенок не слушается, упрямится, хочет во всем настоять на своем, его невозможно заставить попросить прощения.

— Он не уважает старших, дерзит им, груб и непочтителен с младшими.

— Он не любит наставлений, считает себя правым, не сознается в проступках.

— Он обидчивый, задиристый и раздражительный

— Он все делает напоказ, чтобы видели другие и хвалили его.

— Он страшно переживает свои неудачи в учении, ропщет, винит во всем других, завидует успевающим, во всем стремится к первенству;

Уже такого перечня достаточно, чтобы определить динамику и контуры этой страсти в ребенке5.

Гордость обычно начинается в детях с ощущения своего превосходства над другими. Дети кичатся своей одеждой, успехами в школе, своими родителями, много думают о себе только потому, что их родители богаты или занимают высокое положение6.

Немало родителей, даже в ущерб своему домашнему бюджету, задаривают детей, покупают им дорогие игрушки, что тоже может быть поводом хвастаться перед другими детьми, у которых таких дорогих вещей нет.

Здесь можно посоветовать приучать детей не к красивым и дорогим одеждам, а только к чистым и опрятным.

Христианская педагогика рекомендует внушать детям, что изысканные одежды и вещи не имеют перед Богом никакой цены, потому что Он смотрит не на одежду и дорогие предметы, а на сердце. И ребенок в бедной одежде, но с чистым любящим Бога сердцем, приятнее Ему больше, чем тот, кто живет в роскоши, но такого сердца не имеет7.

Родителям надо остерегаться, чтобы самим не насаждать в своих детях честолюбие и хвастовство. Это случается тогда, когда детям разрешают в присутствии старших вмешиваться в разговоры взрослых и их дела, или когда папа и мама хвалят в лицо детей за их прилежание, успехи и хорошее поведение.

Нельзя допускать также, чтобы дети сами себя хвалили, много о себе самих говорили, чтобы заносчиво и неуважительно относились к учителям, критикуя их и осуждая их поступки8.

Если родители состоятельные люди, то им нужно очень внимательно следить, чтобы их дети не смотрели пренебрежительно на своих бедных сверстников. Их надо приучать быть одинаково скромными и вежливыми со всяким: богатым и бедным, не позволять им грубо и заносчиво обращаться со сверстниками, говорить колкие и грубые слова о других. Как можно раньше надо начинать внушать им, что Бог смотрит не на деньги и положение в обществе, а на добродетель и честность. Какой человек по душе, в том и есть его настоящая ценность. В верующей среде даже зажиточные люди учат своих детей, что все, что они имеют — Божий дар, хозяин которого Бог. Он дал, он же может и отнять. Поэтому за все, что семья имеет, нужно благодарить Бога, Который дал это не навсегда, а только как бы взаймы9.

Кроме того, очень важно приучать детей с самого раннего возраста к послушанию и исполнению родительской воли. Уже сам этот процесс привьет детям скромность, дисциплинированность сдержанность и смирение, которое им затем очень пригодится в жизни.

Если у Вас несколько детей, старайтесь одинаково любить и заботиться обо всех, не давая никому никаких преимуществ. А то, ведь, часто бывает так, что в семьях одного из детей любят больше за его красоту, способности, за то, что он больше похож на отца или мать. Такое предпочтение одного ребенка другому ожесточает, озлобляет, возбуждает зависть, делает скрытным и уклончивым остальных детей. Да и самого любимца портит, приучает его к себялюбию, гордости, капризам и неуважению других10.

Так выглядит эта опасная страсть гордости, и такие способы борьбы с ней в воспитательном процессе предлагает христианская педагогика. Мы видим, что и здесь роль родителей и здоровой семейной атмосферы играет первостепенную роль. Я понимаю, что с методами педагогов- христиан согласятся далеко не все, но сама жизнь показывает, что для преодоления духовных пороков человеческой личности других средств, кроме обращения к Богу нет. И в этом мы убедимся еще не раз, когда будем говорить о других опасных страстях, также как и гордость зарождающихся в раннем детстве

Протоиерей Владимир Башкиров, магистр богословия

http://minds.by

Категория: Прочее
20.07.2017 09:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП