СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение клетки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Акульшина Евгения Анатольевна

Тема :

Строение и функции органоидов клетки.

Строение растительной и животной клеток.

СЛАЙД 1,2

Цель урока : Слайд3 .

  • Образовательные
  • Систематизировать знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран; Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории; Развивающиеся: Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения. Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к

себе, настойчивость.

Задачи урока Слайд 4,

  • Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток.
  • Сравнивать клетки растительного и животного организмов.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, термины, магнитная доска, таблица “Строение животной и растительной клетки”, презентация (в программе Power Point). ), медиаресурс «Лабораторный практикум. Биология 6.-11

- микропрепарат ы

.

Тип урока: комбинированный урок.

План-конспект урока:

I. Организационный этап

Вступление – приветствие.

  1. Проверка знаний (беседа).

    1. Для чего нужны увеличительные приборы? Когда и кем они были впервые созданы?

    2. Какие бывают лупы? Каково их назначение?

    3. Как устроен школьный микроскоп?

      Ресурс: Изучение строения микроскопа. Приемы работы с ним (N 201990)

      Вид ЦОР: Иллюстрация

      Учащиеся выходят к доске и определяют название

      частей виртуального микроскопа.

      Все ли организмы имеют клеточное строение?

      Какие формы жизни вы знаете?

      1.Актуализация знаний.

      Сквозь волшебный прибор Левенгука на поверхности капли воды обнаружила наша наука удивительной жизни следы

      .

      Каждую весну, лето на улицах, скверах, в школьном дворе, а дома – круглый год на подоконниках нас окружают нарядные зеленые растения. Мы привыкли к ним.

      ВИДИМ РАЗЛИЧНЫХ ЖИВОТНЫХ. Привыкли настолько, что часто не замечаем разницы между ними.

      2. Объяснение нового материала

      Тема нашего сегодня урока :

      Строение и функции органоидов клетки.

      Строение растительной и животной клеток.

      (учащиеся записывают тему в тетради)

      Вспомните, как называется наука о клетке, Правильно. Цитология

      Слайд №5 «Цитология»

      Запись в тетради «Цитология-наука о клетке»

      Ученый, положивший начало цитологии Роберт Гук

      Слайд №6 Слайд 6 № 203071

      Учитель: Сегодня на уроке мы много говорим о сложном строении клетки. И, наверно, не задумываемся о том, что когда-то эти знания добывались по крупицам, и когда-то люди впервые произнесли слово «клетка».

      Как вы считаете, имело ли много лет назад определенное значение открытие клетки? Можно ли это назвать этапом в развитии науки?

      Оказывается, мы стоим с вами на пороге великого открытия. Только оно было сделано еще в 19 веке. И произнося, казалось бы, такую простую фразу: «Организмы имеют клеточное строение», мы формулируем одно из положений клеточной теории.

      Слайд №7

      Основоположниками клеточной теории являются зоолог Теодор Шванн и ботаник Матиас Шлейден. Проанализировав сведения о клетке, которые имелись на тот период времени, сравнивая клетки растений и животных, они указали на общий принцип их строения. Подчеркивая важность клеточной теории, необходимо отметить, что она - исторически первая, с которой связано возникновение биологии как самостоятельной науки.

      Запишем в тетради авторов клеточной теории, и ее основное положение: Т.Шванн и М. Шлейден — авторы клеточной теории. Все организмы состоят из клеток.

      Учитель: А теперь вернемся к теме нашего урока. По строению клетки все живые существа делятся на две большие группы: безъядерные и ядерные организмы.

      Ресурс: Ядерные и безъядерные организмы (N 137155)

      Вид ЦОР: Иллюстрация

      Растения, их органы различаются между собой. Причина кроется в строении клеток, из которых они состоят. Рассмотрите таблицу «Растительная клетка» и вы убедитесь.

      Ресурс: Многообразие растительных клеток по форме и функциям (N 201969)

      Вид ЦОР: Иллюстрация

      .

      Слайд 10 №,11

      Ученики выходят к интерактивной доске и выбирают названия изображенных органоидов клетки.

      Изучим строение и выполняемые функции каждого органоида

      СЛАЙДЫ

      Лабораторная работа №1

      «Строение клеток живых организмов»

      Инструкция учителя по выполнению лабораторного практикума:

      - открываем программу по биологии 6-11класс, находим «Лаборатория «Клетка».

      Выполняем работу и делаем вывод. Рабочая тетрадь №13

      Лабораторный практикум включает работу с рисунками, таблицами, тестовые задания, а также элементы обучения в интерактивном режиме.

  1. Выполните задание по инструкции
  2. Оформите работу в рабочей тетради.

«Органоиды клетки»

(учащиеся списывают со слайда название и функции каждого органоида)

Учитель: в своей работе вы увидели, что в клетке кроме ядра и цитоплазмы есть ещё какие-то включения. Мы с вами знаем, что в любом живом организме есть специализированные органы и системы органов, выполняющие функции питания, дыхания, выделения, размножения. А где у клетки аналогичные органы, где рот, желудок, мозг, легкие и т.п. Эту функцию на себя взяли мельчайшие постоянные клеточные структуры, называемые органоидами.

Слайд №12 Плазматическая мембрана Оболочка клеток имеет сложное строение. Она состоит из наружного слоя и расположенной под ним плазматической мембраны. Клетки животных и растений различаются по строению их наружного слоя. У растений, а также у бактерий, сине-зеленых водорослей и грибов на поверхности клеток расположена плотная оболочка, или клеточная стенка

Цитоплазма.12

Отграниченная от внешней среды плазматической мембраной, цитоплазма представляет собой внутреннюю полужидкую среду клеток. В цитоплазму эукариотических клеток располагаются ядро и различные органоиды. Ядро располагается в центральной части цитоплазмы. В ней сосредоточены и разнообразные включения - продукты клеточной деятельности, вакуоли, а также мельчайшие трубочки и нити, образующие скелет клетки. В составе основного вещества цитоплазмы преобладают белки. В цитоплазме протекают основные процессы обмена веществ, она объединяет в одно целое ядро и все органоиды, обеспечивает их взаимодействие, деятельность клетки как единой целостной живой системы.

Плазматическая мембрана 13

Под клеточной стенкой растений расположена плазматическая мембрана (лат. "мембрана"-кожица, пленка), граничащая непосредственно с цитоплазмой. Толщина плазматической мембраны около 10 нм, изучение ее строения и функций возможно только с помощью электронного микроскопа.

В состав плазматической мембраны входят белки и липиды. Они упорядочено расположены и соединены друг с другом химическими взаимодействиями. По современным представлениям молекулы липидов в плазматической мембране расположены в два ряда и образуют сплошной слой. Молекулы белков не образуют сплошного слоя, они располагаются в слое липидов, погружаясь в него на разную глубину.

Рибосомы. Слайд №14

Рибосомы обнаружены в клетках всех организмов. Это микроскопические тельца округлой формы диаметром 15-20 нм. Каждая рибосома состоит из двух неодинаковых по размерам частиц, малой и большой.

В одной клетке содержится много тысяч рибосом, они располагаются либо на мембранах гранулярной эндоплазматической сети, либо свободно лежат в цитоплазме. В состав рибосом входят белки и РНК. Функция рибосом - это синтез белка. Эндоплазматическая сеть и рибосомы, расположенные на ее мембранах, представляют собой единый аппарат биосинтеза и транспортировки белков.

Митохондрии.

Слайд Ресурс: Митохондрии и их функции (N 137548)

Вид ЦОР: Анимация

В цитоплазме большинства клеток животных и растений содержатся мелкие тельца (0,2-7 мкм) - митохондрии (греч. «митос» - нить, «хондрион» - зерно, гранула).

Митохондрии хорошо видны в световой микроскоп, с помощью которого можно рассмотреть их форму, расположение, сосчитать количество. Внутреннее строение митохондрий изучено с помощью электронного микроскопа. Оболочка митохондрии состоит из двух мембран - наружной и внутренней. Наружная мембрана гладкая, она не образует никаких складок и выростов. Внутренняя мембрана, напротив, образует многочисленные складки, которые направлены в полость митохондрии. Складки внутренней мембраны называют кристами (лат. «криста» - гребень, вырост) Число крист неодинаково в митохондриях разных клеток.

Митохондрии называют «силовыми станциями» клеток».

Слайд №16 Эндоплазматическая сеть

Вся внутренняя зона цитоплазмы заполнена многочисленными мелкими каналами и полостями, стенки которых представляют собой мембраны, сходные по своей структуре с плазматической мембраной. Эти каналы ветвятся, соединяются друг с другом и образуют сеть, получившую название эндоплазматической сети.

Эндоплазматическая сеть неоднородна по своему строению. Известны два ее типа - гранулярная и гладкая. На мембранах каналов и полостей гранулярной сети располагается множество мелких округлых телец - рибосом, которые придают мембранам шероховатый вид. Мембраны гладкой эндоплазматической сети не несут рибосом на своей поверхности.

Эндоплазматическая сеть выполняет много разнообразных функций. Основная функция гранулярной эндоплазматической сети - участие в синтезе белка, который осуществляется в рибосомах.

На мембранах гладкой эндоплазматической сети происходит синтез липидов и углеводов. Эндоплазматическая сеть связывает между собой основные органоиды «Аппарат Гольджи» слайд17

Дополнение учителя к слайду: важнейшая функция комплекса Гольджи – выведение из клетки различных секретов (ферментов, гормонов Аппарат Гольджи выполняет много важных функций. По каналам эндоплазматической сети к нему транспортируются продукты синтетической деятельности клетки - белки, углеводы и жиры. Все эти вещества сначала накапливаются, а затем в виде крупных и мелких пузырьков поступают в цитоплазму и либо используются в самой клетке в процессе ее жизнедеятельности, либо выводятся из нее и используются в организме.

Слайд №18 «Лизосомы»

Дополнение учителя к слайду:

Лизосомы представляют собой небольшие округлые тельца. От Цитоплазмы каждая лизосома отграничена мембраной. Внутри лизосомы находятся ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

Обладая способностью к активному перевариванию пищевых веществ, лизосомы участвуют в удалении отмирающих в процессе жизнедеятельности частей клеток, целых клеток и органов. Образование новых лизосом происходит в клетке постоянно.

Слайд 19,20

Вакуоль

Вакуоль – наполненный жидкостью мембранный мешочек. В животных клетках могут наблюдаться небольшие вакуоли, выполняющие пищеварительную, сократительную и другие функции. Растительные клетки имеют одну большую центральную вакуоль. Жидкость, заполняющая её, называется клеточным соком. Это концентрированный раствор сахаров, минеральных солей, органических кислот, пигментов и других веществ. Вакуоли накапливают воду, могут содержать красящие пигменты. Ресурс: Пластиды (N 137549)

Вид ЦОР: Анимация

В цитоплазме клеток всех растений находятся пластиды. В клетках животных пластиды отсутствуют. Различают три основных типа пластид: зеленые - хлоропласты; красные, оранжевые и желтые - хромопласты; бесцветные - лейкопласты.

Хлоропласт.

Эти органоиды содержатся в клетках листьев и других зеленых органов растений, а также у разнообразных водорослей. Размеры хлоропластов 4-6 мкм, наиболее часто они имеют овальную форму. У высших растений в одной клетке обычно бывает несколько десятков хлоропластов. Зеленый цвет хлоропластов зависит от содержания в них пигмента хлорофилла. Хлоропласт - основной органоид клеток растений, в котором происходит фотосинтез, т. е. образование органических веществ (углеводов) из неорганических (СО2 и Н2О) при использовании энергии солнечного света.

Строение растительной клетки (N 137652)

Вид ЦОР: Анимация

Хлоропласта – фотосинтез

хромопластов – привлечение насекомых к опылению и животных к распространению плодов и семян

лейкопластов – накопление питательных веществ.

Строение животной клетки

Вид ЦОР: Анимация N 137518)

Проверка знаний

Записать в словарик новые слова ст 23 учебника

Работа с учебником стр23 Вопросы №1,5,6,7.8.9.)

Рабочая тетрадь,№12,14

СЛАЙД №24

Учитель: существует ещё и неклеточная форма жизни – это ВИРУСЫ.

ВИРУСЫ,

Мельчайшие возбудители инфекционных болезней. В переводе с латинского означает «яд, ядовитое начало». До конца 19 в. термин «вирус» использовался в медицине для обозначения любого инфекционного агента, вызывающего заболевание. Современное значение это слово приобрело после 1892, когда русский ботаник Д.И.Ивановский установил возбудителя мозаичной болезни табака (табачной мозаики). Он показал, что клеточный сок из зараженных этой болезнью растений, пропущенный через специальные фильтры, задерживающие бактерии, сохраняет способность вызывать то же заболевание у здоровых растений. Этот термин использовался на протяжении многих лет и постепенно сократился до одного слова – «вирус»

Фагоцитоз

Крупные молекулы органических веществ, например белков и полисахаридов, частицы пищи, бактерии поступают в клетку путем фагоцита (греч. “фагео” - пожирать). В фагоците непосредственное участие принимает плазматическая мембрана. В том месте, где поверхность клетки соприкасается с частицей какого-либо плотного вещества, мембрана прогибается, образует углубление и окружает частицу, которая в “мембранной упаковке” погружается внутрь клетки. Образуется пищеварительная вакуоль и в ней перевариваются поступившие в клетку органические вещества.

ресурс: Фагоцитоз, пиноцитоз (N 137158)

Вид ЦОР: Анимация

Учитель :А,теперь сравним строение растительных и животных клеток.

Ресурс: Сравнение растительной и животной клетки (N 137156)

Вид ЦОР: Иллюстрация

Аннотация: Иллюстрация. Сравнение растительной и животной клетки

. Этап закрепления знаний

Выводы по уроку Учитель: Сделайте вывод в чём сходство и различие клеток

Для закрепления запишите названия всех органоидов клетки

И проведем тестирование по изученному сегодня материалу

Самоконтроль. Ресурс: Тест по теме "Строение растительной и животной клетки". Вариант 1 (N 137159)

Вид ЦОР: Интерактивное задание

.Подведение итогов урока

Запись домашнего задания.: страницы 16-20 учебника.

02.11.2015 22:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП