СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура урока по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС»

Цель: познакомить с особенностями структуры различных типов уроков с учётом требований ФГОС.

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;
  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
  • несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
  • ограниченность общения со сверстниками.

Учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос«Как обучать в новых условиях?»

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому типу урока.

Выделяют 7 типов уроков по ФГОС:

1. урок усвоения новых знаний:

2. урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

3. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

4. урок систематизации и обобщения знаний и умений

5. урок контроля знаний и умений

6. урок коррекции знаний, умений и навыков

7. комбинированный урок

Рациональную структуру урока обеспечивают:

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
  • выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
  • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
  • создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Урок, по–прежнему, является основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Рассмотрим типы уроков с учётом требований ФГОС

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действеннос

Структура урока

Особенности в содержании урока

1.Структура урока усвоения новых знаний:

1).Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3).Актуализация знаний

4). Первичное усвоение новых знаний

5). Первичная проверка понимания

6).Первичное закрепление

7).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8).Рефлексия (подведение итогов урока)

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;
  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
  • сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
  • контроль результатов первичного запоминания;
  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

2.Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1). Организационный этап

2).Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4).Первичное закрепление ….в знакомой ситуации (типовые) ….в изменённой ситуации (конструктивные)

5).Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7).Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
  • проверка выполнения работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  • задание на дом (если это необходимо).

3.Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1).Организационный этап

2).Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

3).Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4).Актуализация знаний ….с целью подготовки к контрольному уроку ….с целью подготовки к изучению новой темы

5).Применение знаний и умений в новой ситуации

6).Обобщение и систематизация знаний

7).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

8).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9).Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • организация начала урока;
  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
  • задание на дом.

4.Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1).Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3).Актуализация знаний

4).Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщённой деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5).Применение знаний и умений в новой ситуации

6).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

7).Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

  • постановка цели урока;
  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
  • проведение проверочных упражнений;
  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
  • упражнения на их освоение;
  • упражнения на их закрепление;
  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;
  • упражнения творческого характера;
  • итог урока;
  • задание на дом.

5.Структура урока контроля знаний и умений

1). Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3).Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля. Уроки сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4).Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
  • постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

6.Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

1). Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3).Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях. Путей их устранения и совершенствования знаний и умений

4).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5). Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);
  • сообщение темы урока и его задач;
  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
  • творческое применение знаний и умений;
  • упражнение по отработке навыков;
  • домашнее задание;
  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

7.Структура комбинированного урока

1). Организационный этап

2).Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3).Актуализация знаний

4).Первичное усвоение знаний

5). Первичная проверка понимания

6).Первичное закрепление

7).Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

8).Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9). 5). Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • организация начала урока;
  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;
  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
  • изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
  • подведение итогов и результатов урока;
  • задание на дом;
  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
21.11.2017 00:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП