СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для формирования навыков работы с теоретическим материалом» используется составление структурно-логических схем. Обучение по технологии системного подхода на основе блочного системного структурированного представления изучаемого материала в ходе учебной деятельности решает такие проблемы:
1) формирование навыков активного системного мышления на основе самостоятельного поиска информации и решения проблемных вопросов;
2) организация деятельностных зон общения на деловом и духовном уровнях общения;
3) учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей через реализацию сотрудничества, разноуровневых заданий, карточек самоуправления;
4) включение психологических механизмов самоконтроля, самообучения, самосовершенствования;
5) постепенный переход обучения в самообучение;
6) значительное сокращение времени на изучение темы;
7) систематический контроль знаний и умений, возможность обучения без учебников [5].
Нами выделяются следующие этапы работа по структурированию в рамках дисциплины «Химия»:
1. Преподаватель составляет схему программы учебного материала как в целом по дисциплине, так и по отдельным темам. Такие схемы программы могут видоизменяться в процессе деятельности и преподавателем, и студентами.
2. Преподаватель показывает на примере, как можно построить схему. Объясняет разные виды схем.
3. Студенты самостоятельно составляют (анализируя материал) схему конспект.
Структурированием студенты могут заниматься на лекции, практическом занятии, либо самостоятельно (домашняя работа). Здесь можно отметить, что очень удачно работать «малыми группами» по составлению структурно-логических схем – так как в споре рождается истина.
4. Использование готового структурного материала при подготовке к контрольным работам и экзаменам.
Главное направление использования схем в учебном процессе – моделирование и структурирование содержания образования. Такое структурирование всегда сопровождается реконструкцией и переконструированием, что способствует более полному усвоению материала.
Использование системно структурированных схем позволяет систематизировать весь учебный материал изучаемой темы. Схемы изготавливаются в виде раздаточного материала и плакатов. Использование схем позволяет рационально использовать время для углубления и погружения в материал по данной теме. При составлении схемы студенты несколько раз повторяют материал по теме и фиксируют его в тетради. Подобная работа способствует обобщению и систематизации знаний, учит кратко, обобщенно излагать мысли, проводить отбор нужных сведений.
Таким образом, применение метода структурирования материала на уроках химии при подготовке студентов специальностей «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», «Технология продукции общественного питания» на протяжении нескольких лет показало, что возрос познавательный интерес к предмету, повысилось качество знаний, появилось осознанное отношение к уроку. Использование метода структурирования изучаемого материала на уроках химии позволяет обучать навыкам системного мышления, сотрудничеству, самоуправлению, самоанализу, обобщать и унифицировать знания, видеть целостную картину действий.
© 2017, Кочеткова Алёна Анатольевна 292