СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Внеклассное занятие
«Синичкин день».
Цель занятия: формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах родного края.
Задачи:
Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, инсценирование, демонстрация, практическая работа.
Форма проведения: внеклассное занятие
Ход занятия:
На классной доске расположена вывеска «Синичкин день», развешаны иллюстрации разных видов синиц. На стеллаже расположены кормушки.
1.Истоки празднования дня синиц
Педагог:
Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день
Суетится, суетится
Целый день звенит «тень- тень»!
Угадайте что за птица?
То весёлая ….(синица)
Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам.
Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. В былые времена 12 ноября отмечали как «день синиц». Поэтому, именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц.
Синицын день сегодня. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города. На зимовку.
Кроме этого, в народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.
Вы спросите: «Почему же птиц называют синицами»?
Название «синица», возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперение этих птиц часть перьев, имеет сине - голубую окраску.
1-й юннат-инструктор: Это маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка от гнезда к яблоне, от яблони к гнезду. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.
( На доске висят иллюстрации разных видов синиц)
2-й юннат-инструктор: Синичий ряд обширный. В наших парках и лесах живут 6 видов этих птиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек. В солнечный полдень они звонко и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан».
2. В гостях у синиц
1-й юннат-инструктор: Вы хотите побывать в гостях у синиц и узнать о них много интересного? (Ответы детей)
(Стук в дверь. Влетает стайка синиц т.е. дети в масках разных видов синиц.)
Педагог: Ребята, синички сами пожаловали к нам. Приглядитесь к их стайке: они только на первый взгляд кажутся похожими. Прислушайтесь к их тоненькому попискиванию. Все ли синицы «разговаривают» одинаково? Конечно – же, нет. Обычно вместе собираются разные птицы. Самая большая из них так и называется — большая синица. Есть и небольшие птички — московка, гаичка (черноголовая, сероголовая и буроголовая), длиннохвостая синица, хохлатая или гренадерка (буроватая птичка со светлым хохолком на голове), лазоревка.
Ребята, а знаете ли вы, какие виды синиц живут в Белгородской области? Все они перед вами и сейчас каждая из них расскажет о себе.
Большая синица: Я самая большая и заметная из всех синиц. Меня так и называют – большая синица. Отличаюсь от других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком.
Посередине брюшка и горла у меня есть чёрная полоса с синеватым отливом, на голове чёрная шапочка. Щеки белые. Гнездо устраиваю в дупле. Откладывает 8-13 белых с красноватыми крапинками яиц. Не от какого угощения не отказываюсь. Питаюсь семенами, насекомыми, кусочками солёного сала.
Лазоревка: Я синичка – лазоревка, чуть меньше большой синицы. Спинка у меня зеленая, хвост, шапочка и крылья светло – голубые, грудка ярко-жёлтая. Люблю полакомиться вредителями, спрятавшимися в коре фруктовых деревьев, поэтому не бываю в общих синичьих стаях.
Длинохвостная синица: Я небольшая, пушистая длиннохвостая синица. У меня длинный пёстрый хвост, поэтому меня ещё называют ополовником. Питаюсь семенами осины и берёзы. Летаю обычно отдельными стайками. Шапочка, спинка, хвост – голубые, а всё остальное оперенье – белое.
Московка: Я московка - чёрная синичка. Весь верх и горло у меня тёмные, только щёчки и брюшко белые. Имею заметный признак – белое пятно на затылке. Могу выделывать акробатические номера, подвесившись вниз головой в поисках корма.
Гаичка: Я синичка – гаичка. Очень похожа на московку, но белого пятна на затылке у меня нет. Люблю полакомиться семенами осины и берёзы, но не упущу подвернувшееся насекомое. Ещё меня называют пухляком, не птичка, а дымчатый пуховой шарик. Очень люблю бывать в компании дятла, с ним весело и сытно. Всех короедов он не успевает съесть, вот и достаются они мне.
Гренадерка: Я гренадёрка. Меня можно узнать по вздёрнутому хохолку на голове. За этот хохолок меня ещё называют – хохлатая синица. Вся моя семья летом питается насекомыми, только поздней осенью и зимой приходится нам питаться семенами. Я специалист по хвойным деревьям.
Педагог: Ребята, как вы думаете, почему в народе так говорят про синичек:
- Не велика птичка – синичка, да и та свой праздник помнит.
- Не много зинька ест и пьёт, а весело живёт.
(Ответы детей)
3. Разгадывание кроссворда «Птицы нашего края»
1-й юннат-инструктор: А сейчас давайте вместе разгадаем кроссворд «Птицы нашего края» и узнаем, какие птицы, помимо синичек, зимуют в нашем крае (рис.3).
Трещала с самого утра пора, пора.
А что пора?
Такая с ней морока, когда трещит… (сорока)
2-й юннат-инструктор:
Стойкий, стужам не подвластный
Песней славит он зарю,
Знать не даром, галстук красный
дан с рожденья… ( снегирю)
1-й юннат-инструктор:
Носит серенький жилет но у крыльев – чёрный цвет
Видим, кружат 20 пар и кричат: « Кар – кар, Кар – кар». (ворона)
2-й юннат-инструктор:
Эта птица с хохолком,
Прилетает к нам зимой. (свиристель)
1-й юннат-инструктор:
На дереве весит дворец,
Во дворце живет певец,
А зовут его … ( скворец)
2-й юннат-инструктор:
Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе
И туда на крышу дома, носит ветки и солому
Натаскает ваты, пуха, хорошо птенцам и сухо
И в колодец - дымоход не за что не влезет кот
Вот смекалка, так смекалка, что за птица это …(галка)
кроссворд «Птицы нашего края»
с |
|||||||||||
и |
|||||||||||
н |
|||||||||||
и |
|||||||||||
ц |
|||||||||||
а |
|||||||||||
Педагог: Ребята, а разве все птицы, названные в кроссворде, зимуют в наших краях?
(Ответы детей)
Скворцы не зимуют у нас, так как это насекомоядные птицы. Вы, наверняка знаете, что все насекомые на зиму прячутся под кору деревьев и замирают. Скворцам нечем питаться зимой, поэтому они улетают в тёплые края.
Все названные вами зимующие птицы изображены на таблице «Знаем ли мы птиц».
4. Зима для пернатых тяжёлое время
1-й юннат-инструктор: Зима для наших пернатых друзей, тяжёлое время года. Большим и маленьким пичужкам, воронам, галкам, воробьям, синицам, холодно и голодно зимой. Сидят на проводах, тесно прижавшись друг к дружке, галки, воробьи и другие маленькие птахи прячутся под стреху, пытаясь таким образом согреться. Но не так страшен птицам холод, как голод.
2-й юннат-инструктор: С наступлением первых морозов многие зимующие птицы перемещаются поближе к жилью человека в надежде на помощь. А оказать эту помощь очень просто. Сделайте кормушку, повесьте её в саду или ближайшем парке, насыпьте в неё хлебных крошек или семян и не забывайте наполнять её в течение всей зимы. И вы увидите, как стайки зимующих птиц ежедневно будут слетаться к ней, а, насытившись, отблагодарят весёлым щебетом.
7. Сценка «Прилетели птички – бойкие синички»
(Выходят трое юннатов и дети в масках синиц)
1-й юннат: Мы кормушки смастерили. 2-й юннат: Птичек в гости пригласили! 3-й юннат: Прилетели птички – бойкие синички. Угощение клевали, И тихонько напевали: Большая синица: Динь-дилень, динь-дилень, Лазоревка: Что за праздник! Что за день!
Длинохвостная синица: Что за чудо – мастера! Было им совсем не лень
Московка: В праздник наш – Синичкин день, Смастерить кормушки Птичкам для пирушки!
Гаичка: Не забывайте о нас, ребята, зимой. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время.
Гренадерка: А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес.
5. Корм для зимующих птиц
Педагог: Сейчас уже мало кто помнит, что 12 ноября называли «Синичкин день». С этого дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».
В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала.
1-й юннат-инструктор: Кто не знает, что синицы любят сало? Но это — зимой, когда невозможно добыть любимую еду — насекомых. В теплое время умные дачники заманивают этих птиц на участки. Синички — отличные помощники в неравной борьбе за урожай с «вредными» жуками и гусеницами. А вот зимой, в отсутствие насекомых, синички едят все — не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.
2-й юннат-инструктор: Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.
Педагог: Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерноядные птицы. Семена репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе – сентябре. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.
Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки
несоленого сала подвешивают на ниточках.
6. Заключение «Праздничный подарок»
Педагог: Я думаю, ребята, вы поняли, что птицам зимой необходима наша помощь. По народному календарю именно сегодня в синичкин день вывешивают кормушки.
1-й юннат-инструктор: Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
2-й юннат-инструктор: Зимой интересно наблюдать за птицами. Ведь в это время года они часто испытывают голод и прилетают за помощью к человеку, приближаются к нашему жилищу. Веселые стайки кочующих синичек можно увидеть практически в любом населенном пункте. Они остаются с нами даже в самые морозные зимы, хотя вообще-то синицы — лесные жители. Но они уже привыкли к человеку и даже могут прилететь к нам на балкон, сесть у окошка или в школьный двор в «птичью столовую».
Педагог: Давайте сейчас оденемся, возьмём кормушки, которые мы смастерили, насыплем в них семечки подсолнуха, крупу, семена растений, крошки белого хлеба и в нашем школьном дворе создадим «птичью столовую».
Это будет настоящий праздничный подарок не только синичкам, но и всем птичкам, которые остались зимовать в нашем крае.
(Дети одеваются и вместе с педагогом и юннатами - инструкторами в школьном дворе развешивают кормушки).
7. Рефлексия
Педагог: Ребята, продолжите фразу:
«Сегодняшнее занятие заставляет задуматься о….»
8. Домашнее задание
Педагог: Сделайте дневник наблюдений за зимующими птицами.
Проведите наблюдения в следующем порядке:
Свои наблюдения за зимующими птицами записывайте ежедневно в дневник наблюдений. м
© 2019, Меркулова Вера Александровна 163