Сценарий к году литературы

Сценарий литературного праздника "От страницы к странице" (слайд 1)

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Учитель Омельченко Любовь Геннадьевна.

Цели:

  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Формирование интереса к литературе;
  • Воспитание нравственных качеств личности, чувство патриотизма и гордости за свою родину.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята, уважаемые учителя, на литературном празднике, посвященном русской литературе.

Ведущий 2. Русскую литературу отличает живое тепло чувств и глубина человеческой мысли. Мировое значение нашей литературы начинается с Пушкина – “солнца русской поэзии”. Продолжили традиции Пушкина Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Булгаков и много еще величайших имен, прославивших Россию.

Ученик читает стихотворение:

Не наяву и не во сне, Без страха и без робости Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе. На карту не нанесена, Но знаем ты и я, Что есть она, что есть она, Страна Литиратурия Вы здесь услышите сейчас О том, что так волнует вас. Подарит вам в часы досуга, Неповторимый счастья миг. Свидание с книгой – добрым другом, Ведь не прожить никак без книг.

(Выходит ученик в костюме огромной книги)

Книга. Ох-ох-ох! Как мне плохо. У меня все болит. Ой ручки, ой ножки. Я устала, я так устала. Ведущий 1. Кто ты? Книга. Я книга, я самая большая книга русской литературы. Меня затрепали, меня роняли, на мне рисовали. За-му-чи-ли. Ведущий 2. Ой, как жалко! А мы хотели на праздник тебя позвать. Книга. На какой праздник? Ведущий 1. На литературный вечер. Книга. Ой, нет-нет-нет. Я вся измучилась. Мне в отпуск пора. Ведущий 2. Мы приглашаем тебя как гостью. Ребята покажут, как они знают и как любят русскую литературу. Книга. Ну, тогда, я, пожалуй, останусь. Ведущий 1. Всего несколько страниц мы перелистаем, пройдут перед вами и сказка, и басня, и рассказ, и стихотворение, и песня, и комедия, и драма. Ведущий 2. Каждая страничка позволит вам открыть для себя что-то новое, поразмышлять, прикоснуться к удивительной тайне русского слова.

Ведущий 1. Сказка… Это слово знакомо нам с детства. В нем тепло материнских рук, прелесть улыбки и ласковое слово. Ведущий 2. Словно мягким пушистым платком окутывает нас волшебный мир сказки. Ведущий 1. Сказки бывают разные: народные и литературные, волшебные и бытовые, серьезные и докучные

. Ведущий 2. Вернёмся в мир детства.

Страница “Сказка”

(играет музыка вступления “В гостях у сказки”, выходят ученики в костюмах А.С.Пушкина и Арины Родионовны) (слайд 2,3)

Пушкин: Няня, расскажи сказку! Няня: Экой ты, Александр Сергеевич! П: Ну нянюшка…

Ну расскажи, прошу…

Н: Ну уж, слушай. (Пушкин в это время что-то быстро пишет пером, слайд5).

Как на том окияне-море глубоком стоит остров зелен;

как на том острову стоит дуб зеленый,

от того дуба зеленого висит цепь золотая,

по той цепи золотой ходит черный кот.

Как черный кот во правую сторону идет –

веселые песни заводит,

как во левую сторону идет –

старые сказки сказывает.

П: Няня, а послушай, как по-моему получается.

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит, Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит.

Н: Красиво по-новому соединил!

Пушкин: Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок ! Хочешь, я тебе свою сказку расскажу… «Сказка о попе и его работнике Балде». (Слайд6.)

А покажут нам сказку ученики 5б класса

Выходят ученики 5 класса».

Пушкин и няня усаживаются в стороне на стулья и наблюдают. После инсценирования сказки

Няня: О, какая красивая сказка!

Пушкин: Пойдем, нянюшка, я тебе прочту еще одну сказку.

УХОДЯТ за кулисы Выходят из-за кулис ведущие, вспоминая крылатые выражения из басен Крылова. (слайд 7,)

Ведущий 1. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. Ведущий 2. А ларчик просто открывался.

Ведущий 1. От радости в зобу дыханье сперло…

Ведущий 2. эти крылатые выражения пришли к нам из басен Крылова.

Ведущий 1. Давайте откроем следующую страницу нашей книги.

На слайде БАСНя

Страница “Басня” (слайд 8)

Ведущий 1. Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Ведущий 2. Крылов написал 205 басен. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По определению Гоголя, басни Крылова – “книга мудрости самого народа”. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Ученик читает стихотворение:

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Все знал и видел ум певца пытливый, Всего сильней желая одного, Чтоб жили жизнью вольной и счастливой Народ его и родина его.

Ведущий 1. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. На сцене ученики 7 класса а с басней “Квартет ”.(слайд9)

(учащиеся показывают инсценировку басни)

Страница “Драма и комедия” (слайд 10)

Ведущий 1. Скажи, пожалуйста, ты знаешь, что такое драма? Ведущий 2. Ну да. Драма – это род литературы, драматические произведения написаны для постановки на сцене. Ведущий 1. А кто был великий русский драматург, тоже знаешь? Ведущий 2. Знаю. Александр Николаевич Островский. Автор сорока семи пьес. Создатель русского национального театра. Ведущий 1. И все? Ведущий 2. Да.

Ведущий 1. А что мы знаем о нем самом? Как представляем его судьбу? Он не дрался на дуэли, подобно Лермонтову, не отбывал каторгу, как Достоевский, не сражался на четвертом бастионе Севастополя, как Толстой. Жизнь прожил домоседом и всего лишь два раза сменил квартиру. Он не оставил воспоминаний, не вел дневников, неохотно писал письма. Так и остался Островский одним из самых закрытых, если не сказать самых загадочных лиц русской литературной истории.

Ведущий 2. За Островского всю жизнь говорили его герои: 728 действующих лиц его пьес – купцы, чиновники, богатые вдовы, студенты, девушки-бесприданницы, свахи, приказчики, помещики, актеры, цари, воины, градоначальники – несть им числа.

Ведущий 1. Сцену из комедии “Свои люди – сочтемся” сыграют ученики 10А класса.

(инсценировка отрывка)(слайд11)

Липочка: Сейчас, сейчас, маменька! Последний кружок! Вас на то и бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны. Раз, два, три…(плохо и не в такт танцует вальс)

Маменька: Каково детище-то ненагдядное! Прошу подумать, как она мать-то честит! Ах ты болтушка бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей?! Да неужто я затем тебя на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?

Л: Не вы учили – посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям? Как же!

М: Уймись, эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, житья скажу нет от дочери, Самсонушко! Л: Да, вам житья нет! Воображаю. – А мне есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не Капидон? Что вы нашли в этом легковерного? М: А то и легковерного, что зубоскал. Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль! Л: Да, много вы знаете! В ихнем кругу всегда так делают. Он ведь не купчишка какой-нибудь. Душка, милашка! М: Да, хорош душка! Скажите, пожалуйста! Жалко, что не отдали тебя за шута горохового. Л: Не хотите вы моего счастия. Вам с тятенькой только кляузы строить да тиранить. М: Разве мне тебя не жаль, ты думаешь! Да что делать-то! Потерпи малость, уж коли много лет ждала. Ведь нельзя же тебе вдруг жениха найти: скоро-то только кошки мышей ловят.

Л: Что мне до ваших кошек! Мне мужа надобно! Что это такое! Все подруги с мужьями давно, а я словно сиротка какая! Отыскался один и тому отказали. Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите, а то найду гусара, тайком с ним обвенчаемся и убежим.

М: Что ты, беспутная? Кто вбил в тебя такие скверности. Ах ты, собачий огрызок! Видно, придется отца позвать. Л: Как же позволю я над собой командовать! Вот еще новости! М: Молчи, бесстыжие твои глаза, молчи! Словечко пикнешь, язык ниже пяток пришью. Вот послал господь утешение! Мальчишка ты, шельмец, и на уме-то у тебя вовсе не женское!

Л: Все я скверна, а сами-то вы каковы после этого! Что вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени, извести своими капризами? (плачет) Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю! (плачет)

М: (стоит и смотрит на нее) Ну, полно, полно!

(Липочка плачет навзрыд очень громко)

Ну, полно, перестань! Ну, я виновата, перестань только, я виновата!

(Липочка плачет)

Липочка, ну перестань! Ну, не сердись на меня, бабу глупую неученую (обнимает дочь) Ну, прости ты меня, сережки куплю.

Л: На что мне сережки ваши, у меня и так полно. А вы купите браслет с изумрудами. М: Куплю, куплю, только ты плакать перестань! Л: (уже успокоившись) Тогда и перестану, как замуж выйду.

Страничка “Авторская песня” (слайд 12)

Ведущий 1. Не правда ли современные нравы? Ведущий 2. Да уж, а ведь написано это было более ста лет назад. Ведущий 1. А что интересовало людей в 20 веке? Ведущий 2. Да то же, что и всегда: любовь и верность, дружба и честь, долг и служение родине, выбор собственного жизненного пути, наконец. Ведущий 1. Неужели, и в 20 веке не решили люди этих проблем? Ведущий 2. Ты знаешь, был такой поэт, бард, композитор, человек – Булат Окуджава Ведущий 1. А что это такое бард?

Ведущий 2. Бард-это исполнитель собственных песен. (слайд13) Ведущий 2. Стихи и песни в его творчестве гармонически сосуществуют. Некоторые песни Окуджавы уже при жизни автора воспринимались как своеобразные гимны интеллигенции – особенно «Молитва Франсуа Вийона», «Давайте восклицать», «Возьмемся за руки, друзья». Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радио– постановках.

Ведущий1 И сегодня в нашем зале прозвучит его песня в исполнении ребят 11 кл.

(слайд14)

Ведущий2.Владимир Ланцберг-современный бард, уже завоевал успех у молодёжи. Сейчас прозвучит его песня в исполнении ребят 11 кл. «Алые паруса»

Перелистывается страница

Страница «Романс»(слайд15)

Ведущий 1. Ты любишь романсы?

Ведущий 2. Да. Романс - это удивительное явление. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

Ведущий 2. На сцену приглашается ученица 9с класса Пожидаева Екатерина. Она исполнит романс на слова С.Есенина «Заметался пожар голубой…»

Ведущий1 А что такое лирика. А лирические песни

Ведущий2 Лирикаэто выражение в искусстве чувств и переживаний человека. Лирические песни — вершина русского народного музыкального творчества. В этих песнях наиболее полно выражаются душевные переживания.

С лирической песней «Нежность» на слова Добронравова и музыку Александры Пахмутовой выступят ученицы 11 б кл.

Ведущий 1 Лирическая песня в исполнении ученицы 11 а кл.»Старый клён».

.

Страничка «Поэзия»(Слайд16)

Ведущий 1. XX век - век поэзии, который дал миру огромную плеяду крупнейших поэтов.

Ведущий 2. А также такие произведения, которые до сих пор популярны и востребованы.

Стихотворение Леонида Мартынова прочтёт Смирнова Ева ( ученица 5б кл)

Ведущий 1. Следующая страничка знакомит нас с писателями и поэтами - выходцами сибирской глубинки, получивших известность не только у нас в стране, но и за рубежом.

Ведущий2 К сожалению, дети знают иногда только 3 имени сибирских писателей, т.к. они включены в школьную программу: Вампилов, валентин Распутин и Виктор Астафьев.

Ведущий1 Но ведь есть не менее известные Марк Сергеев, Иосиф Уткин, Молчанов-Сибирский, А. Румянцев, С. Иоффе, Н. Матханова,Нинель Созинова, Нина Грехова, Вера Некрасова и др. Знать историю своего края и людей, приносящих им славу просто необходимо. (Слайд17)

Ведущий 2. На нашу сцену приглашаются учащиеся, которые прочтут стихи сибирских поэтов.

Ведущий 1 УЧЕНИК 5 б кл. СМОЛКИН ПАВЕЛ со стихотворением Веры Некрасовой «Птицы»

Ведущий 2 Стихотворение Нинэль Созиновой «В крестьянских избах» прочитает ученица 7а кл. Брит Ксения.

Ведущий 1 И ещё одно стих-е этой же поэтессы прочтёт ученица 10а кл. Тонких Дарья.

Ведущий2.Стих-е Веры Некрасовой прочтёт ученик 9 кл «Б» Чернов Денис.

Перелистывается страница

Ведущий1. Следующая страничка нашей книги будет посвящена блокаде Ленинграда.

(Слайды18-20)

Страничка «Блокада Ленинграда»

Ведущий1 27 января — особая дата в истории нашей страны. 72 года назад, 27 января 1944 года, была снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 долгих дней и ночей.

Блокада Ленинграда – это одна из трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. “Блокада” - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и смертью.

Ведущий 2 Весь мир узнал, что означают слова «Блокада», « Ладога», «Дорога жизни». Победа нашему народу досталась дорогой ценой. В день благодарной памяти и не проходящей скорби, нам хочется поклониться тем, кто выстоял, выжил и отстоял Великий город – символ нашего Отечества.

Слово учащимся 7Б класса

Заключение.

Ведущий 1. Ну вот, уважаемые друзья, завершился 2015 год – год литературы. подошел к концу и наш вечер. Мы надеемся, что каждый из вас теперь с удовольствием возьмет в руки книгу и перечитает тех авторов, странички которых мы только приоткрыли.

Давайте спросим у нашей книги, каково ее настроение сейчас?

Книга : (Подходит к микрофону) я очень рада, что побывала на вашем замечательном празднике Я думаю, что нашла здесь преданных и верных друзей, с которыми мы будем долго-долго дружить!

Ведущий 1. Посмотрите, наша Книга выздоровела и преобразилась. Давайте пообещаем ей, что мы больше никогда её не обидим. и продолжим путешествовать по удивительной стране Литературии вместе с замечательными героями сказок, рассказов, повестей и романов.

ВСЕ ВЫХОДЯТ НА СЦЕНУ

Ведущий 1. Книга – учитель, книга - наставник.

Ведущий 2.Книга – близкий товарищ и друг.

Няня. Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

Ведущий1. Книга – советчик, книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец.

Пушкин. Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты земли, наконец.

Книга. Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Ведущий 1. Книга – волшебник, умеющий небыль

В быль превращать и в основу основ.

Ведущий 2. Спасибо за внимание. До новых встреч.

Слайд21.

Категория: Литература
16.02.2016 16:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей