СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формировать экологические знания о лесе;
закрепить знания о грибах: съедобные и несъедобные грибы, познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов, условия для произрастания и места.
закрепить знания о животном и растительном мире родного края;
формировать умение обосновывать свой ответ;
развивать зрительное, слуховое внимание и память, логическое мышление;
вызвать желание бережно относиться к природе, выполнять правила поведения в лесу.
Ход занятия |
I. Организационный момент. – Ребята, сегодня мы отправляемся в интересное и увлекательное путешествие. Это будет прогулка с остановками. А куда мы с Вами отправимся, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение: II. Актуализация знаний. О человек! Природа-мать ни рек и ни морей От глаз твоих не прячет, Ни росных трав, ни голубых озёр… Цени его, доверие Природы! Не обмани его! И в тёмный лес входи, Как в храм под мраморные своды. - Как вы думаете, почему занятие мы начали этим стихотворением? - Что такое природа? - Какая бывает природа? - Что и кто относится к живой природе? III. Сообщение темы и целей занятия. - Итак, тема нашего занятия «В мире живой природы». - Да, мы будем путешествовать по миру живой природы. - Путешествие проведём в форме игры-викторины. Зачитывают стихотворение. На широком просторе предрассветной порой Встали алые зори над родимой землёй. Вот речка, вот поле, а вот до небес Поднялся как город таинственный лес. И в нём, посмотри-ка, бульвары, кварталы, Там жители тропки свои протоптали. Немало ещё небывалых чудес Таит этот город по имени Лес. IV. Основной этап. Перед путешествием я хочу напомнить вам главное правило: лес – это дом для растений и животных, а человек в нем – гость. Гость должен быть внимательным, чутким, не мешать хозяевам. Давайте, поздороваемся с лесом и скажем: Здравствуй, лес! Дремучий лес! Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою, Ночью тёмной грозовою? Что ты шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Всё открой, не утаи! Ты же видишь, мы свои! - А что такое лес? Д: Много деревьев, дом для животных и растений. - Правильно. Лес – это часть поверхности земного шара, покрытая древесными растениями. Какие деревья вы видите? Д: Лиственные - А как называется лес, в котором растут такие деревья? Д: Лиственный Посмотрите на экран, как называются эти деревья? Д: Сосны, ели - А как называется этот лес? Д: Хвойный лес. - Ребята, а как будет называться лес, если в нем растут и лиственные деревья и хвойные? Д: Смешанный лес. - А какие деревья растут в смешанном лесу? Нужно отгадать загадки! В белом сарафане встали на поляне, Летели синицы, сели на косицы. (Береза) Что же за девица: не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, а в иголках целый год. (Ель) Весной зеленела, летом загорала, Осенью надела красные кораллы. (Рябина) Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница) – Молодцы, все загадки отгадали! Хорошо знаете деревья, которые растут в лесу. Теперь можем продолжать наше путешествие дальше! IV. Практическая работа (1). -Ребята, посмотрите,сколько много здесь листочков! Они все перепутались! Ребята, это ветер разгулялся и сорвал листочки. Они просят нас вернуть их на деревья. Поможем листочкам? V. Физминутка: «За грибами» Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, Рыжики срывали. Лисичка бежала, Лисички собирала. Скакали зайчатки, Искали опятки. Медведь проходил, Мухомор раздавил. VI. Знакомство с грибами. Кто сидит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы – Нет под шапкой головы. Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»? БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая. В глухом бору стоять привык На толстой крепкой ножке я. Найти попробуйте меня. ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета. Подберезовик хорош. На опавший лист похож. ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая. В красной шляпке, словно гном, Я под осиной выбрал дом. ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая. Лисички рассыпались Желтою стайкой, Как будто погнались За солнечным зайкой. ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями». Опята букетом Стоят на пеньке. Найдется им место В твоем кузовке. МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку. Возле леса на опушке, украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор. Шляпка красная, в горошек, Воротник на тонкой ножке. Этот гриб красив на вид, Но опасен, ядовит. БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная. Я не привыкла нравиться, Кто съест меня — отравится. VII. Знакомство с животными. Почему людям нравится бывать в лесу? Д: Потому что там красиво, чистый воздух, птицы поют и т д. - Да, ребята, лес- чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок. Кстати о загадках, я вспомнила ещё несколько загадок. Интересно, сможете ли вы их отгадать? Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверёк такой? Острозубый, тёмноглазый, По деревьям любит лазить. (Белка) Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса) Хозяин лесной, просыпается весной. А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь) Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы — Уши больше головы. (Заяц) Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк) Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик) - Вы правильно все отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Д: Про диких - А почему их называют дикими? Д: Потому что они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом - Конечно, потому что они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом, как и у людей. VIII. Практическая работа (2). Игра называется “Кто, где живёт”. IX. Физминутка В лес гулять мы пришли, Вброд ручей перешли, Небывалой высоты У ручья растут цветы, Посмотри по сторонам, Что же лес подарит нам? Наклонись, сорви малинку И клади её в корзину Крепкий беленький грибок Мы положим в кузовок. X.Правила поведения в лесу. (На экране изображения непотушенного костра, пожара в лесу). - Посмотрите,пожалуйста, на экран. Что вы видите? Д: Горит костер. Деревья горят. - А что же случилось? Д: Люди не потушили костер и лес загорелся. - Что теперь будет с этими растениями? Д: Они сгорят, погибнут. (На экране изображение горящего леса и животных, покидающих лес). - А что же происходит с животными? Д: Они уходят. Они боятся пожара. - Да, животным приходится уходить из своего дома, чтобы уцелеть, чтобы не погибнуть в пожаре. Те, которые успевают уйти, спасаются, остальные погибают. От высокой температуры и дыма большинство животных и птиц становятся беспомощными (детеныши, больные особи). Пожар уничтожает гнезда, жилища, корм. Видите, какие непоправимые последствия могут возникнуть от, казалось бы, простого костра. А для человека лесной пожар страшен? Д: Да. Ведь, если прийти в сгоревший лес, на что смотреть? Здесь не будет животных, ни птиц, ни растений. - Правильно. Но для людей опасен и дым лесных пожаров. Из-за его воздействия происходит обострение многих болезней. От задымления страдают жители городов и поселков. (На экране изображение загрязненного леса). - Что вы видите? Д: Люди оставили после себя мусор, не убрали за собой. (На экране изображение чистого леса). - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, а какой лес вам нравится больше? Д: Чистый. - А почему? Д: Потому что в грязном лесу неприятно находиться. - Скажите, пожалуйста, а почему в лесу нельзя мусорить? Д: В лесу нельзя мусорить, потому что лес, это дом для животных и растений. Если мы будем мусорить, то растения погибнут, животные могут пораниться острыми банками, стеклом. - А что еще нельзя делать в лесу, чтобы не навредить лесу и его обитателям? Д: Ветки ломать, животных и насекомых обижать, пугать, кричать. - Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы все узнали, как себя вести в лесу? Д: Рассказать всем. XI. Подведение итогов. О человек! Природа-мать ни рек и ни морей От глаз твоих не прячет, Ни росных трав, ни голубых озёр… Цени его, доверие Природы! Не обмани его! И в тёмный лес входи, Как в храм под мраморные своды. - Вот и подошло наше путешествие к концу! Ребята, что особенно интересно вам было на занятии? А о чем бы вы хотели рассказать сегодня дома? Рефлексия. Закончите предложения: Сегодня я узнал ……………. Было интересно ……………. Я удивился ………………………. Теперь я умею …………………… Больше всего понравилось………………………. |
Слайд № 1. Дети слушают стихотворение, совещаются между собой и показывают готовность сделать вывод. (Ответы детей) Слайды № 1-9 Дети отгадывают загадки. Слайд 10 (Работа ы группах) (Каждая строчка сопровождается движениями). Слайды 11-18 Сообщение подготовленных учащихся. Слайды 19-24 (Работа ы группах) Слайды 25 – 26 Слайд 27 Слайд 28 |
технические средства обучения |
Интерактивная доска, компьютер, магнитный плакат «Лес», карточки. |
|
дидактические материалы |
Презентации «В мире живой природы». |
|
методическая литература |
Литература:
|
|
интернет-ресурсы |
|
© 2017, Аникина Ирина Александровна 528