СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Праздник
«Жаворонки весну кличут!»
Занятие разработано для детей, обучающихся по дополнительной программе в области музыкального искусства «Фольклорный ансамбль».
Целевая аудитория: учащихся 1 года обучения, возраст детей 8 – 10 лет.
Учебное занятие предполагает использование системно - деятельностного подхода в создании условий для систематизации и обобщения знаний учащихся об основных жанрах словесного и песенного фольклора.
2. Цель:
Определить уровень знаний детей по теме – «Весна в русском народном творчестве».
Задачи урока:
Оборудование: занятие проходит в кабинете, оборудованном как русская изба, используется баян для аккомпанемента русских народных песен. Доска для кроссворда, парты – для письменного задания (проведения тестирования).
Методы и формы: Занятие построено последовательно: от простого к сложному. Во время занятия проходит проверка знаний жанров и терминов словесного фольклора. Проходит индивидуальная и групповая работа с учащимися. Используются такие методические приёмы как словесный, наглядный, практический, игровой. Форма проверки знаний – опрос в форме теста (письменный) и разгадывание кроссворда.
3. ХОД ПРАЗДНИКА - ЗАНЯТИЯ.
ученик: Долго длится зимняя пора, пронеслись весёлые праздники.
Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей.
Все тепла ждут, солнышка, прихода весны.
Весна– Красна, проснись ото сна!
А ты, Зима, ступай за моря.
Надоела ты нам, наскучила,
Наши рученьки приморозила.
Ведущий: В марте хозяйки пекли из муки маленькие шарики, затем, каждый
день выбрасывали по - одному шарику на улицу, уговаривая Мороз
попробовать угощение угощение со словами:
Мороз, красный нос, вот тебе хлеб, вот овёс.
А теперь убирайся подобру. – поздорову!
Этот обряд называли в народе:
4. «Бай – качи»
1.Бай качи, качи, качи! Глянь - баранки, калачи!
2. Глянь - баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи!
3. С пылу, с жару, из печи - все румяны, горячи!
4. Налетели тут грачи – похватали калачи!
5. Нам осталися бараночки…
ученик: Не пришла ли пора передать власть от Зимы Весне-Красне.
Она уже не за горами. Поможем Весне в срок придти на Землю!
Встанем в кружок, заведём хоровод:
Ведущий: Давайте, ребята, поможем Зиме уйти до следующего года, споём для
неё русскую народную песню «Мы Весну встречаем»
5. «Мы Весну встречаем»
1.Мы весну встречаем, зиму провожаем!-2р.
Ой, ладушки-лады, зиму провожаем!-2р.
2.Слышен звон капели, грачи прилетели!-2р.
Ой, ладушки-лады, грачи прилетели!-2р.
3.Солнце, солнце, пригревай,
Весну красную встречай! -2р.
Ой, ладушки-лады, Весну красную встречай!-2р.
4. Мы весну встречаем, зиму провожаем!-2р.
Ой, ладушки-лады, зиму провожаем!-2р.
6. Ведущий: А кто мне скажет, что такое закличка?
7 – 8 (закличка – это магическое заклинание. Закличками вызывали
9 –10. дождь, солнышко, обращались к радуге. Закликали и другие явления:
месяц, вихрь, гром, а ещё зазывали весну).
Ведущий: - А какие заклички вы знаете?
(Дети поднимают руки, и желающие исполняют заклички)
ВЕСЕННИЕ ЗАКЛИЧКИ
1. КАТЯ Приди к нам, весна, со радостью! Со великою к нам со милостью! Со рожью зернистою, Со пшеничкой золотистою, С овсом кучерявым С ячменем усатым, Со просом, со гречею, С калиной-малиною, С грушами, с яблочками, Во синё море, во синё море Укатиться, укатиться. 3. ПОЛИНА Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С радостью, радостью, С великою милостью: Уроди лен высокий, Рожь, овес хороший. |
Со всякой садовинкой, С цветами лазоревыми, С травушкой-муравушкой. 2. САША Жавороночек на приталинке Распевает, распевает, Он зовет себе, он зовет себе Весну красную, весну красную. Не лежать снежкам во чистом поле Растопиться, растопиться. 4. АЛЯ 3. Ой, кулики, жаворонушки, Прилетайте к нам у во донушки Летел кулик из-за моря, Принес кулик девять замков. «Кулик, кулик, Замыкай зиму, Отпирай весну, Тепло летечко!». |
11. Жаворонок-дуда.
Нам Зима надоела, всю соломушку проела,
И сенцо, и сальцо, золотое кольцо.
Принеси ты нам и соху, и борону.
И зелёную траву!
12.
Ведущий: Дети, мы с вами на прошлом занятии делали из бумаги птичек весенних
жаворонков. (Смотрим кадры изготовления оригами)
Давайте с ними поиграем:
13. Проводится игра "Грачи летят".
ученик: Я буду говорить, а вы слушайте меня внимательно, поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: "Летят, летят". Да только, чур, не ошибаться: лететь нужно только с теми, кто на самом деле летать может. Кто ошибется, тот выбывает из игры. (Дети становятся в круг, а ведущий ходит внутри круга и произносит свои слова)
1. Грачи летят, на всю Русь трубят:
"Чу - чу- чу - мы несем весну!"
"Гу-гу-гу - не догнать никому!"
"Летят, летят!" - отвечают дети и машут руками.
2. Пчелы летят, гудят, бурчат:
"Жу-жу-жу - медову несем сыту"
"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.
3. Поросята летят, полосаты визжат:
"Хрю-хрю-хрю - надело нам в хлеву!
……………………………………………………….
4. Синицы летят, на всю Русь кричат:
"Дзю -дзю-дзю - не поймать никому!"
"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.
5. Комары летят, кричат, пищат:
"Ду-ду-ду - не уйти никому!"
"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.
6. Медведи летят, толстопяты рычат:
"Ру-ру-ру - надоело нам в лесу!"
……………………………………………………….
Ведущий: А теперь давайте с солнышком поиграем!
14. Солнышко, появись!
(играем закличку Солнышку 3 раза)
Солнышко, появись! Красное, обрядись!
Поскорей, не робей, нас ребят обогрей!
Поскорей, не робей, нас ребят обогрей!
ученик: Зима недаром злится: прошла её пора!
Весна в окно стучится и гонит со двора!
И всё засуетилось, всё гонит зиму вон.
И жаворонки в небе уж подняли трезвон!
ученик Гори, гори ярче – лето будет жарче,
А зима теплее, а весна милее!
ученик: Пусть несут в колоду пчёлы больше мёду!
Пусть в полях пшеница лучше уродится.
Ведущий: Замечательные стихи!
- Ребята, а кто мне скажет, что такое загадка? (Загадка – это малый
жанр фольклора, представляющий собой «зашифрованное» образное
описание предмета, явления или ситуации. Состоит из двух
компонентов : загадки и отгадки).
16. А сейчас попытайтесь отгадать мои загадки:
Сама птичка мала, а за морем была! (Ласточка)
Ведущий: Хорошо, молодцы ребята, разминка с загадками прошла на «Отлично»,
теперь разгадайте мой кроссворд «Загадка в загадке».
17. Перед вами кроссворд, но не простой. В нём зашифровано ключевое слово. Разгадав кроссворд, вы узнаете это слово. Начинаем:
Презентация: Кроссворд «Загадка в загадке».
с |
н |
е |
г |
|||||
п |
о |
ч |
к |
и |
||||
в |
е |
с |
н |
а |
||||
т |
у |
ч |
а |
|||||
п |
л |
у |
г |
|||||
д |
о |
ж |
д |
ь |
||||
л |
а |
с |
т |
о |
ч |
к |
а |
|
р |
а |
д |
у |
г |
а |
Все слова читать и считать по горизонтали.
Самое длинное слово по вертикали – «зашифрованное».
- Разгадав кроссворд, мы с вами узнали, что - же за слово здесь было спрятано?
(дети хором отвечают: СОСУЛЬКА!)
Что же это? (Сосульки)
Ведущий: А сейчас время играть пришло! Правила игры вы знаете, но я всё - же
напомню (озвучивание правил игры)
18. Подвижная игра «ГОРЕЛКИ»
«Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят!
Диги-дон, диги-дон, выбегай из круга вон!
(Играть можно, пока не устанете!)
18. Подвижная игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Ведущий: Молодцы ребята, а сейчас мы с вами с познакомимся с весенними
приметам:
19. Презентация «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ»
1.Март не весна, а … а) конец зимы б) переход к лету; в) предвесенье.
2. В марте облака плывут быстро и высоко - … а) к хорошей погоде
б) к ветру; в) к дождю.
3. Сухой март – плодородие, а дождливый - а) к засухе; б) неурожаю;
в) к морозам.
4. Частые туманы в марте предвещают … а) жаркое лето; б) жаркую осень;
в) дождливое лето.
5. В марте первое яйцо - … а) у воронихи; б) у черепахи; в) у кукушки.
6. В конце марта – начале апреля … а) прилетают ласточки;
б) прилетают вороны; в) прилетают скворцы.
7. Апрельские ручьи … а) землю будят; б) дороги размывают; в) как река.
8. В апреле ясные ночи кончаются а) дождями; б) заморозками; в) снегом.
9. Синие облака в апреле - а) к теплу и дождю;б) к холоду; в) к снегу.
10. Апрельский скворец - … а) зимы гонец; б) весны гонец; в) лета гонец.
11. Из берёзы течёт много сока - … а) к радости; б) к дождливому лету;
в) к жаркой погоде.
12. Март с водой, апрель с травой, а май а) с холодами;б) с цветами;в) с жарой.
13. Май холодный -а) год хлебородный;б) к жаркому лету; в) будет год голодный.
14. Когда цветёт черёмуха - …а) всегда живёт холод;б) всегда тёплая погода;
в) всегда светит солнышко.
15. Рано затает - …а) долго не растает;б) быстро растает;в) к долгой весне.
Ведущий: А теперь частушки петь будем!
20. ЧАСТУШКИ
1.Хоть и в городе живём, Сушки, пряники жуём, Но частушек много знаем И сейчас для вас споём! 2.Чепуха, чепуха, Это просто враки! Куры съели петуха – Говорят – собаки! 3.Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете! 4.Между небом и землёй Поросёнок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился! |
5. Запрягу я кошку в дрожки, А котёнка – в тарантас. И поеду по деревне Всем ребятам напоказ! 6.Поглядите-ка, ребята Что на крыше делается: Воробей в рожок играет, За соломку держится! 7.Как по речке, по Волжанке Соловей плывёт на палке. Сел на доску тонкую – Развёл гармошку звонкую! 8. |
9. 10. 11.Ох, довольно мы напелись, Дайте смену новую! И спасибо музыканту За игру весёлую! ВСЁ! |
Ведущий: а мы ещё можем спеть прибаутку «Ехали по реке»
21. «Ехали по реке козлики в челноке».
1.Ехали по реке козлики в челноке.
Берегом зайки в красной тарантайке.
2.Ехали барсуки-важные старики.
Ехали в бричке рыжие лисички.
3.Ехали по по горам, ехали по долам
К Мухе – горюхе, к Мухе-цокотухе.
.Муха гостей ждала, пряников напекла,
Чаю сварила, всех гостей поила.
КУШАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА!
Приложение
Шаловливые сосульки
1. Шаловливые сосульки - дети поют стоя.
Сели на карниз - садятся на стульчики.
2. Шаловливые сосульки - поют сидя, голова прямо.
Посмотрели вниз - наклоняют голову.
3. Посмотрели, чем заняться? - пожимают плечиками.
Стали каплями кидаться - взмахивают кистями рук
одновременно на сильную долю такта.
4. Целый день идет трезвон - взмахивают кистями рук по очереди.
Кап-кап! Дон-дон!
Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!
Каап - каап! Доон - доон! Дооооон!
13. Подвижная игра "Грачи летят".
Спиричева Аня: Я буду говорить, а вы слушайте меня внимательно, поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: "Летят, летят". Да только, чур, не ошибаться: лететь нужно только с теми, кто на самом деле летать может. Кто ошибется, тот выбывает из игры. (Дети становятся в круг, а ведущий ходит внутри круга и произносит свои слова)
1. Грачи летят, на всю Русь трубят:
"Чу - чу- чу - мы несем весну!"
"Гу-гу-гу - не догнать никому!"
"Летят, летят!" - отвечают дети и машут руками.
2. Пчелы летят, гудят, бурчат:
"Жу-жу-жу - медову несем сыту"
"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.
3. Поросята летят, полосаты визжат:
"Хрю-хрю-хрю - надело нам в хлеву!
……………………………………………………….
4. Синицы летят, на всю Русь кричат:
"Дзю -дзю-дзю - не поймать никому!"
"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.
5. Комары летят, кричат, пищат:
"Ду-ду-ду - не уйти никому!"
"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.
6. Медведи летят, толстопяты рычат:
"Ру-ру-ру - надоело нам в лесу!"
……………………………………………………….
18. Подвижная игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
дети стоят в круге, берутся за руки и и качают ими внизу.
Ай, люли, ай, люли, наши руки мы сплели.
Ай, люли, ай, люли, наши руки мы сплели.
дети поднимают руки вверх, не разъединяя их
Мы их подняли повыше. получилась красота.
Получились не простые – золотые ворота.
дети идут по кругу, останавливаются.
Поднимают руки вверх, образуя воротца.
Возле норки крота стала горка крута.
Проходите кто хотите в золотые ворота!
остальные участники игры, взявшись за руки, бегут цепочкой через круг под музыку. С окончанием звучания музыки «ворлта2 закрываются, дети опускают руки-воротца.
ЧАСТУШКИ
1.В школу шла я по дороге Чуть передвигая ноги Вот ступенька, вот порог, Тут и кончился урок! 2.Утомился наш дружок, От урока просто взмок. Почему он так устал: Весь урок звонок он ждал. 3. Утром маме наша Мила Две конфеты подарила. Подарить едва успела- Тут же их сама и съела. 4. С горки ехала Иришка Самой быстрою была. Ира даже свои лыжи По пути обогнала. |
1.Хоть оценки и не очень, Петя очень знаменит. Потому что, между прочим Он ушами шевелит. 2.В понедельник ясной зорьке Все катаются на горке. Явства всякие жуют, Громко песенки поют. 3.Я сидела на печи- Сторожила калачи. А за печкой мышки Сторожили пышки. Даша. 1.Вызвали к доске Серёжку, Но молчит Серёжка, Потому что весь урок |
© 2017, Исупова Софья Ивановна 1467