СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Судьбы учителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роман Льва Овалова «Двадцатые годы» – солидное произведение, настоящее эпическое полотно почти в 800 страниц, повествующее о жизни орловской деревни в переломный период её существования – с 1918 по 1923 год. Основные события разворачиваются в Малоархангельском уезде, но действие перемещается и в Орёл, и в Москву.

Овалову удалось создать произведение, которое не потеряло своей исторической ценности (несмотря на всю его художественность) – автор хорошо знал то, о чём писал, и тех, о ком писал, поскольку прожил в наших краях пять плодотворнейших лет своей жизни. В книге – десятки географических названий, которые оставлены писателем без изменений: Орёл, Малоархангельск, Змиёвка, Верховье, села Успенское, Корсунское, Дросково, Покровское, Критово, Луковец, многочисленные деревни, хутора и выселки.

Фамилии героев романа, как сам Овалов сообщил в одном из интервью, вымышленные. Но у всех есть реальные прототипы, а некоторые герои «Двадцатых годов» носят свои собственные имена.

Школа по имени «Светлана»

Один из интереснейших примеров касается семьи Шеиных. Цитирую отрывок из романа Льва Овалова «Двадцатые годы».

В деревне Козловка (тогда – Малоархангельского уезда, а ныне – деревня в Покровском районе) «учительствовали две сестры – Ольга Павловна и Варвара Павловна, фамилия одной – Шеина, другой – Франк. Варвара Павловна замужем за бароном Франком, и все в округе зовут сестёр баронессами. Франк, выйдя в отставку, был он военным инженером, поселился в деревне, жена и свояченица, хоть и происходили из дворянской семьи, в молодости встречались с Фигнер и Засулич, сами едва не стали народоволками и служение народу считали первейшей обязанностью всякого образованного человека. Поэтому имение было приобретено ради идеи: сестры решили выстроить школу и посвятить себя просвещению крестьян.

Постройка школы совпала по времени с Русско-японской войной. Брат Ольги и Варвары, морской офицер (капитан I ранга Сергей Павлович Шеин), командовал крейсером «Светлана», потопленным японцами в Цусимском бою. Он тоже был настолько предан идее долга, что так, стоя на капитанском мостике, и пошёл ко дну вместе со своим крейсером. Сестры назвали школу в честь брата «Светланой».

Школа располагалась в удобном и красивом месте, на краю деревни, и совсем рядом с помещичьим домом, перед которым были разбиты клумбы с цветами.

За десять лет учительствования сестёр-народниц в Козловке стали грамотными не только жившие здесь дети, но и многие из их взрослых родителей. Ольга Павловна и Варвара Павловна выписывали все новинки литературы и многие российские и губернские газеты. Сёстрам удалось привить местным жителям культуру быта, о которой слыхом не слыхивали до их приезда сюда.

Вот такой вывод сделал Лев Овалов, познакомившись с жителями этой деревни: «Козловка выделялась среди окрестных селений, почти все её жители были грамотны, книги и мыло водились в каждой избе, а возле многих изб росли вишни и яблони…»

Пока сёстры отдавали почти всё время делу образования, бывший инженер, барон Алексей Франк, муж Варвары Павловны, разбил на земле имения большой плодовый сад, который за короткое время стал приносить доход. Как только созревали многочисленные сорта яблок в «баронском саду», со всех сторон в Козловку съезжались покупатели.

«Совесть не позволяет оставить»

После революции почти всю землю у сестёр изъяли, оставив трудовой надел, отобрали и помещичий дом. Ольга Павловна Шеина, её сестра Варвара Павловна Франк с мужем, Алексеем Павловичем, переселились в одну комнатку при школе, которую они сами построили и в которой, несмотря на притеснения, продолжали учить деревенских ребятишек. И не просто учили, а заботились об улучшении, как бы сейчас сказали, материальной базы школы, добились приобретения новых парт для учеников.

Мать Льва Овалова, Софья Николаевна, преподававшая иностранные языки в Успенской школе, несколько раз обращалась за нужными книгами к сёстрам-учительницам, и они ни разу ей не отказали. А часть книг бесплатно передали для учеников.

К сожалению, идиллия первых месяцев советской власти закончилась в 1919 году. Вот что случилось после изгнания деникинцев из Козловки: «Вечером в деревню пришла какая-то воинская часть, на ночёвку солдаты расположились и в избах, и в школе, и в помещичьем доме. Порядка ради заглянули в подвал, забрали яблоки, похвалили: «Правильно поступаете, обучаете народ». Расспрашивали Алексея Павловича (Франка, мужа одной из сестёр), почему школа называется «Светлана», рассматривали книги: «Молодец, папаш, сколько перечитал». Утром собрались выступать, но кто-то в деревне назвал Алексея Павловича бароном – привыкли ведь, всегда звали бароном, а тут кто-то: «Барон!» – «Настоящий барон?!» Вернулись обратно в дом: «Папаш, ты барон?» – «Барон». «Что ж ты молчишь? В таком разе, извини, должны мы тебя взять. Мы баронов истребляем по всей планете. Собирайся, папаш, совесть не позволяет тебя оставить». Алексей Павлович надел бекешу: «Что поделаешь, Варенька…» Солдаты спешили, вывели за околицу и расстреляли, утром кто-то пошёл искать корову, а он тут же, за деревней, в логу…»

Выселить немедленно

Ольга Павловна и Варвара Павловна обучали деревенских ребятишек после этого трагического события ещё шесть лет. И все эти годы советская власть считала их представителями враждебного, эксплуататорского класса, который эту власть недостоин выбирать. Сёстры Шеины были лишены избирательного права. Но этого показалось мало.

21 ноября 1925 года в Орле состоялось 54-е заседание президиума Орловского ГИК (губисполкома, в те годы это был высший орган исполнительной власти в губернии), на котором присутствовало 23 человека. Вёл заседание председатель президиума Орловского губисполкома Шелухин. Из стоявших в повестке дня двух вопросов главным, несомненно, было утверждение списков бывших помещиков, подлежащих выселению, по Ливенскому и Малоархангельскому уездам.

Дело в том, что 20 марта того же года вышло постановление ЦИКа и Совнаркома СССР «О лишении бывших помещиков права на землепользование и проживание в принадлежавших им до Октябрьской революции хозяйствах», и теперь на местах необходимо было его выполнить.

Вот выписка из протокола № 54 заседания президиума Орловского губисполкома (по Малоархангельскому уезду) от 21 ноября 1925 года: «На основании постановления ЦИК и Совнаркома СССР от 20 марта сего года выселить из занимаемых ими усадеб следующих бывших помещиков:

№ 5. Франк Варвару Павловну и Шеину Ольгу Павловну.

…выселить немедленно порядком, указанном в инструкции о выселении помещиков…»

Сестёр Шеиных, двадцать лет своей жизни отдавших делу просвещения жителей Малоархангельского уезда, сделавших жизнь сельчан намного культурнее, посчитали эксплуататорами, враждебно настроенными к советской власти, и в числе 25 других помещиков выселили из их бывшего имения и вообще из Малоархангельского уезда.

В 1925 году Ольге Павловне исполнилось 62, Варваре Павловне – 64. С момента героической гибели их старшего брата Сергея Шеина минуло 20 лет, с даты расстрела младшего брата, священномученика, архиепископа Сергия (Василия Шеина), пролетело три года. Заботиться о сёстрах было некому. И где они провели последние дни своей жизни пока неизвестно.

А «Светлана» сгорела во время Великой Отечественной войны. Послевоенная школа в деревне Козловка была построена уже на другом месте.

Источник: http://www.vestnik57.ru/page/kak-vlast-dvuh-uchitelnic-otblagodarila

Категория: Всем учителям
07.08.2016 16:16


© 2016 422

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!