СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность понятия «универсальные логические действия» младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение от­рицания, утверждение и опроверже­ние как построение рассуждения с ис­пользованием различных логических схем - индуктивной или дедуктив­ной). На  сегодняшний  день  Стандарт  определяет,  что  для  успешного  обучения  в  начальной  школе  должны  быть  сформированы  познавательные  универсальные  учебные  действия,  в  частности  логические  универсальные  действия.

Дадим краткую характеристику  психологического содержания операций, составляющих универсальные логические действия.

Опознание конкретно-чувственных объектов с выделением различных признаков в предмете, которые кодируются с использованием предлагаемой или самостоятельно создаваемыми символами (буквенно-цифровыми, графическими). Опознание основывается на развернутой ориентировке в признаках объекта с их последующим выделением, ранжированием и оценкой с точки зрения существенности/несущественности. Опознание предполагает осуществление следующей последовательности операций:

-   кодирование (декодирование) объекта;

-   выделение признаков объектов и кодирование их

  а) в произвольной, самостоятельно созданной символике,

 б) в заданной символике, социально принятых знаковых системах;

-   описание объектов по совокупности признаков с фиксацией их в символике; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков;

-   кодирование (декодирование)   операций с признаками (отрицание признака, наличие изменения признака, последовательность операций). Цель отрицания признака в том, чтобы ученики поняли, что если объект имеет определенные свойства, он не может иметь противоположные. Изменение признака позволяет сформировать умение выделять признаки, причем изменение признаков может привести как к сохранению объекта, так и к появлению другого объекта.

Установление отношений между объектами и множествами объектов включает такие операции как

1) установление отношений эквивалентности между объектами, множествами объектов по одному или нескольким признакам. Эквивалентность устанавливается между качественными признаками (форма, цвет), а в отношении количественных устанавливаются отношения  «равно», «неравно», «больше», «меньше»;

2)установление отношений эквивалентности между числами;

3) уравнивание объектов или множества объектов;

4)понимание и использование  аксиом величин;

5) выделение пространственных отношений между объектами,

 6) ориентировка в системе координат и установление  положения объекта в ней;

7)выстраивание цепей отношений между объектами и

 8) установление отношений  порядка между числами.

Номенклатура логических действий включает:

· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

· синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

· выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

·  подведение под понятие, выведение следствий;

· установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

· построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

· доказательство;

·  выдвижение гипотез и их обоснование.

        Формируя универсальные логические действия, стоит опираться на вышеизложенную номенклатуру, чтобы задействовать все составляющие и сделать эту работу комплексной и наиболее продуктивной. Логические  универсальные  действия  являются  средством  обобщения  и  систематизации  знаний,  а  также  составляют  основу  выведения  новых  знаний  из  имеющихся.  Изначально  логические  приемы  мышления  необходимо  усвоить  как  специальный  предмет.  Затем  логические  приемы  мышления  выступают  как  средства  познания,  которые  обеспечивают  успешное  усвоение  учебных  предметов,  знаний,  умений  и  компетенций .

О  важности  развития  логического  мышления  школьников  писали  такие  известные  математики,  как  А.Н.  Колмогоров,  Я.С.  Дубнов,  А.Я.  Ханчин,  Б.В.  Гнеденко,  Л.А.  Калужнин  и  др. Анализ  современных  учебников  по  математике  для  начальной  школы  И.И.  Аргинской,  Н.Б.  Истоминой,  М.И.  Моро,  Л.Г.  Петерсон  и  др.  —  показал,  что  большинство  из  них  содержат  задания,  предполагающие,  что  у  ребенка  сформированы  логические  операции.  Помимо  этого,  многие  задания  представлены  в  виде  текстовых,  что  усложняет  младшему  школьнику  их  выполнение,  т.  к.  преобладающее  мышление  у  данной  категории  детей  остается  наглядно-образным.

 

 

В качестве сложного составного логического действия можно рассматривать общий прием решения задач.

Большое значение при обучении математике имеет формирование общего приема решения задач. Анализ практики показывает, что основное внимание уделяется ознакомлению со специальными способами решения отдельных типов задач. Это часто приводит к тому, что учащиеся не приобретают умения самостоятельно анализировать и решать различные типы задач. Поэтому проблема овладения общим приемом решения задач продолжает оставаться актуальной и должна разрабатываться в методике обучения математике.

Общий прием решения задач включает: знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.

Существуют различные подходы при анализе процесса (хода) решения задачи. Его рассматривают с логико-математической (выделяют логические операции, входящие в этот процесс), психологической (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает) и педагогической (приемы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи) точек зрения.

При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приема:

  1. Анализ текста задачи.
  2. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.
  3. Установление отношений между данными и вопросом.
  4. Составление плана решения задачи.
  5. Осуществление плана решения.
  6. Проверка и оценка решения задачи.

В ходе изучения любого учебного предмета, в частности, математики, происходит формирование у учащихся познавательных действий двух видов: специфических и общелогических. Специфическими действиями  при изучении математики являются: умения вычислять, составлять и решать уравнения, переводить на язык математики условия текстовых задач, находить их решения и т. д. Общелогическими действиями  выступают анализ (умение анализировать заданный объект, выявлять его признаки), сравнение  объектов по их признакам; классификация, основанная на  закономерностях варьирования признаков в совокупности однородных объектов; выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение. Если логические универсальные действия уже сформированы  у учащихся, это находит отражение в высокой эффективности  обучения, сознательном и прочном усвоении ими специфического материала. Логические универсальные действия являются средством обобщения и систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний из уже имеющихся.  Первоначально логические приемы мышления должны быть усвоены как специальный предмет усвоения. Далее  логические приемы мышления выступают как познавательные средства, обеспечивающие успешное усвоение любых учебных предметов, знаний, умений и компетенций.

Практика показывает, что если простые логические действия в опреде­ленной мере формируются у каждого человека стихийно (хотя очевидно, что специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированности этих действий), то составные логические операции, имеющие более сложный и комплексный характер, у большин­ства людей сами по себе не формируют­ся, их развитие требует специальной целенаправленной методической рабо­ты.

Необходимым условием полноценного формирования интеллектуальной культуры современного человека и ее базовым компонентом является логическая грамотность (Л.И.Никольская). Под логической грамотностью понимается свободное владение комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис его развития.

Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность – в процессе изучения математики. Именно в математике логические формы и отношения проявляются в явной форме как предмет усвоения учащимися. Логические действия, выступая инструментальным базисом математики, позволяет также упорядочить и систематизировать имеющиеся математические знания, вывести  и конструировать  новые знания.

Итак, именно математика позволяет целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывает возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах.

          Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные логические действия, четко выстроены в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

      Основа таких качеств, как развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности закладывается в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет не только успешность обучения личности в течение всей последующей жизни, но и ее развитие, становление. Поэтому необходимо  формировать универсальные логические действия на уроках математики уже в начальной школе .

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности  младших школьников, которые учитывают потребности детей в познании окружающего мира и научные данные центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 - 11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание,  планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно - образное и предметно - действенное мышление.

        Также математика является полигоном для освоения логических универсальных учебных действий, которые являются частью познавательных универсальных учебных действий.

         Формирование УЛД напрямую зависит от того, каким образом выстроен образовательный процесс и организована учебная деятельность в классе.  Для того, чтобы наиболее продуктивно формировать УЛД на уроках математики необходимо следовать следующим методическим рекомендациям:

- целенаправленное использование заданий на развитие универсальных логических действий, то есть используемые задания должны развивать именно универсальные логические действия, а не другие способности;

- разнообразие заданий и их формулировок: необходимо избегать однотипности для формирования интереса и стимулирования активности детей;

- использование комплексных и многовариантных заданий, что обеспечивает активную мыслительную деятельность учащихся и тем самым осуществляет формирование УЛД;

- преемственность дошкольного и начального образования.

Важно помнить, что младший школьный возраст является активным пропедевтическим этапом развития универсальных логических действий, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы. Поэтому возможности формирования и развития универсальных логических действий в этот период особенно велики.

01.01.2015 14:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!