СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьюторство в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Тьюторство в начальной школе в рамках реализации ФГОС».

Введение ФГОС НОО сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения; критериев технологичности; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

С внедрением ФГОС меняется деятельность учителей начальных классов.

Главной целью учителя на уроке стала организация деятельности обучающихся:

  • По поиску и обработке информации;
  • Обобщению способов действия;
  • Постановке учебной задачи;
  • Включение учащихся в информационно-образовательную среду.

Принятие новых стандартов начального общего образования и введение их с 1 сентября 2011 года в учебный процесс образовательных учреждений требует перестройки профессиональной подготовки будущих учителей и процесса повышения квалификации уже работающего педагога.

В связи с этим возникла необходимость овладения педагогами всеми компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов, организации тьюторского сопровождения в начальной школе.

В современной школе тьюторство можно представить как ключевую педагогическую технологию индивидуализации образования.

«Тьютор» - означает «домашний учитель, репетитор(школьный), наставник, опекун.

«Тьюторство» как одна из форм наставничества возникло в первых британских университетах – в Оксфордском (12 в.), Кембриджском (13 в.). В 1115 году Оксфордский университет сделал первый выпуск тьюторов.

Пребывание в университете не считалось формальным приобретением знаний. Основным процессом получения университетского образования был процесс самообразования, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения самообразования.

Что касается нашей системы образования, то с 17 века и до недавнего времени в её основе лежало учение Яна Амоса Каменского – «научить всех и всему, используя индивидуальный подход», суть которого сводилась к следующему. Предположим в нашем классе имеются три абстрактных ученика. Используя индивидуальный подход каждого из этих учеников мы должны привести к определённым унифицированным знаниям.

Европейское образование строится не на индивидуальном подходе, а на индивидуализации образования. Что здесь главное? Предположим, что мы имеем тех же самых учеников, но по данной технологии мы каждого ученика приводим к знаниям, актуальным для данного конкретного ученика.

Таким образом, индивидуальный подход в образовании и индивидуализация образования – это две разные технологии.

Необходимость перехода школ на технологии, ориентированные на индивидуализацию обучения, и !самореализацию! обучающихся определено Правительством РФ в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Хотим мы того или нет, мы вынуждены перейти от авторитарной школы с индивидуальным подходом, когда каждого ученика мы должны привести к одинаковым, унифицированным знаниям, к индивидуализации образования, когда каждого ученика мы должны будем привести к знаниям, актуальным именно для него.

Тьюторство рассматривается как ключевая педагогическая технология индивидуализации образования.

В настоящее время еще не разработана нормативно-правовая база введения тьюторства в массовые школы, в штатном расписании нет такой должности – тьютор. Однако учитель, классный руководитель, психолог, социальный педагог – каждый на своем уровне – может осуществлять тьюторское сопровождение обучающихся.

На уровне начальной школы, первое, что может сделать учитель, - это добиться того, чтобы ребёнок захотел быть рядом с вами.

Профессор, доктор педагогических наук Ковалева Татьяна Михайловна, одна из инициаторов тьюторского движения в России, предлагает пять шагов тьюторского сопровождения в начальной школе.

1 шаг – выявление и фиксация познавательного интереса (при этом можно использовать анкетирование, собеседование, наблюдение. Следует помнить: каким бы не сообразным ни был бы этот интерес, нельзя им пренебрегать, чтобы не оттолкнуть ребёнка.)

2 шаг – карта познавательного интереса. (Если учитель «работает» ответами, то тьютор – вопросами. Например, ребёнку интересно: «Как спит жираф?». Учитель ему просто ответит: «Стоя», а тьютор спросит: «Где мы можем получить информацию о том, как спит жираф?» и, создавая вместе с учеником карту познавательного интереса посоветует ему обратиться в библиотеку, сходить в зоопарк, поискать сведения об этом в Интернете).

3 шаг – сбор материала (портфолио). (На этом этапе выявляются так называемые дети – «подорожники», которые отстают от других, и дети – «менялы», у которых нет постоянного интереса, он у них каждый день меняется. Суть тьюторского сопровождения – «подорожников» подтянуть к темпу остальных учащихся класса, «менял» суметь убедить остановиться на одном определённом интересе).

4 шаг – подготовка к презентации (здесь можно подключить и родителей. Сама презентация может быть в компьютерном варианте или бумажном, т.е. это может быть плакат. Газета. Альбом и т.д.).

5 шаг – рефлексивный анализ. (Это тоже важный этап, на котором учитель садится рядом с ребенком и обсуждает презентацию: что получилось удачно, а что не удалось. Выявляются возможные причины неудачи: мало собрано материала, неинтересно представлена информация или, может быть, его тема неинтересна другим детям.

Можно сказать, что обеспечение сопровождения означает:

  1. Обеспечение адаптации ребёнка к учебной деятельности в совместной с родителями, детьми и предметниками событийности.
  2. Организация ситуаций, направленных на освоение коллективно-распределенной деятельности в классе.
  3. Обсуждение с предметниками и фиксирование в картах развития ребёнка сложных для ребенка ситуаций освоения предмета или социального навыка.
  4. Консультация родителей относительно психологической ситуации развития ребёнка и в случае неблагоприятного прогноза направление ребёнка и родителей к узким специалистам.
  5. Сопровождение детей в освоении социальных норм.
  6. Организация ситуации самооценки деятельности детей в социальной жизни класса.
  7. Направление ребёнка по наиболее эффективному для него пути формирования способностей.
  8. Оказание помощи ребёнку в освоении новых способностей.
  9. Организация участия ребёнка в олимпиадах, конференциях и других внеурочных учебных формах.
  10. Организация исследовательской деятельности ребёнка и помощь ему в случае затруднения.
  11. Обустраивание развивающего пространства для ребёнка.

Таким образом, основная задача тьютора в начальной школе – привести каждого ребёнка от стихийных познавательных интересов к познавательным интересам в устойчивой форме.

Инструментом деятельности тьютора является карта развития конкретного ребёнка.

Тьютор — сопровождающий процесс индивидуализации. Учитель — передающий знания, умения, навыки и использующий индивидуальный подход. Конечно, сразу каждый учитель не станет тьютором, но он должен иметь тьюторскую культуру, обладать технологией тьюторского сопровождения.

В заключении можно сделать вывод, что если в сегодняшней системе образования учитель продвигает предмет, то в образовании будущего — тьютор сопровождает интерес ребёнка в предмете.

Я понимаю, что тьюторство — это технология, без которой в образовании не обойтись. Поэтому изучила концепцию данной технологии и осваиваю её.

22.08.2017 05:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!