СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Табу как средство воспитания в культуре марийского народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Табу ( ойоро)  как средство воспитания в марийской  культуре

Цель:

  1. Познакомить учащихся с табу-запретами марийского народа, как средство воспитания в народной среде.
  2. Формирование духовно- нравственных качеств личности.
  3. Воспитание любви к окружающему миру и бережное отношение к нему.

Оборудование: карточки с понятиями «табу» и «ойоро», карточки с табу –запретами

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

 

  1. Вступление.

 

1 слайд

Салам лийже, йоча-влак!

Добрый день, дорогие ребята!

   Ребята, оглянитесь вокруг: на улице, в транспорте, в лесу, дома и просто в школе, в классе своем. И везде сталкиваемся с проблемами. Проблемами экологического, нравственно-этического, санитарно-гигиенического характера: небрежное отношение к природе, неуважение старших, друг друга, падение нравственных ценностей, распространение алкоголизма, табакокурения и наркомании, резкое возрастание неизлечимых болезней.

 - Что же может спасти природу и каждого из нас? (ответы)

Есть еще одно средство в народной педагогике – это табу-запреты или ойоро.

Запись в тетради темы урока.

  1. Изучение новой темы.

2 слайд

            Табу или ойоро, что же это такое? В «Словаре иностранных слов» под редакцией А.Н.Комаровой, это полинезийское слово переводится как религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и.п., нарушение которого неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил. (понятия «табу» записать в тетрадь) эти неписаные законы почитания и обожествления окружающего мира привели к бережному отношению к нему. Были выработаны определенные правила, главный смысл которых запрет, предостерегающей от опасности.

   Ойоро – это от слов ок йоро,  частица ок без к. табу обычно сопровождается предупреждением: если посмеешь вступить запрещенную зону, если возьмешь запрещенный предмет или произносишь неприличное к месту слово, тотчас появляются  таинственные силы, скрытые в предметах, словах и покарают тебя свойственным им способом.

 У марийского народа в реальной действительности до нашего     времени широко используется система табу.

  1. слайд

4. Табу состоит из двух частей: предупреждения и возможного наказания за его нарушение

4 слайд

1 .Табу можно разделить на несколько групп

  1. Экономический .  Связан с  хлебом.

- Нельзя пинать хлеб- бог накажет. Нельзя кидать хлеб- бог накажет.

- Нельзя  оставлять  кусок  хлеба-  силы оставляешь.

-Нельзя стол оставлять без хлеба -  достатка в доме не будет.

-Нельзя отказывать тому, кто попросил хлеба,- даже если в доме последний кусок: тогда в доме всегда будет еда.

 

А вы какие пословицы о хлебе знаете?

 

Хлеб-главный продукт питания, без него не обходится ни один обед в жизни человека. Вот перед вами буханка хлеба. Мы часто покупаем и никогда не задумываемся о том ,сколько труда вложено, чтобы эта буханка появилась на столе. Марийцы по - особому относились к хлебу.

На столе всегда должен лежать каравай хлеба и соль- это показатель достатка. Стол не должен быть пустым. Дальше, как пекли хлеб, когда замешивали тесто, говорили самые добрые слова. Чтобы человек,  покушав хлеб, стал добрее. Провожая в дальнюю дорогу,  хлеб клали на стол, целый каравай.

-Как вы думаете  это сейчас сохранилось?

 

5 слайд

 

  1. Запреты, связанные  священными рощами или святыми рощами

- Что такое священные рощи? (молитвенные места)

- Что делают в священной роще?

В святых рощах нельзя рубить деревья, косить траву, собирать ягоды, пасти скот - руки-ноги отсохнут.

-Нельзя отказываться от верований предков – ангел-хранитель отвернётся от тебя.

Священные рощи до сих пор есть и взяты под охрану.  В Марий Эл около    рощ. Например: в Башкирии, где живут некрещеные марийцы,

до сих пор всё это сохранилось и ни один человек не сломает ни одну веточку в этой роще.

 

6 слайд

  1. Экологические запреты.

-Нельзя плевать в родник, в колодец -  на языке выскочит  болячка.

-Нельзя осквернять чистую воду  в колодце, в речке , в озере- иначе с тобой ,с членами семьи или в твоём хозяйстве  может случиться что-либо страшное и непоправимое.

Марийцы очень почитали  воду. Случай из жизни. Нельзя в незнакомом месте купаться, не  подарив подарок воде, не подарив  подарок роднику  -  брать воды.

-Нельзя разорять птичьи гнёзда - твоя семья распадётся.

-Если сорвёшь ветку цветущей яблони- руки отсохнут

 

Когда выходили из леса кланялись и благодарили.

История с берёзовыми вениками. Никогда не оставлять голой берёзу, срубив все ветки

7слайд

 

4)Нравственные запреты  (ЧИТАЮТ  ОБУЧАЮЩИЕСЯ)

На этих нравственных запретах воспитывали детей:

-Нельзя другим желать зла- оно вернётся к тебе.

-Нельзя грубить родителям – не будет  тебе счастья в жизни.

-Нельзя грубить людям старше себя – может случится  несчастье.

-Нельзя избивать старых- руки будут трясти.

- Нельзя смеяться над старостью - сам тоже состаришься , может ещё хуже.

Воспоминание   человек, который посетил Дом престарелых:

«Я побывал в одном из Домов для престарелых в российской глубинке.

Обстановку  описывать не стану- всё чисто и более-менее благоустроено.Интересно другое- люди и их истории. А ёщё  заслуживают внимание цифры. Они показывают состояние нравственного здоровья  общества, в котором мы живём. В этом Доме для престарелых и инвалидов  живут 28 человек,  и только 8 из них абсолютно одиноки.»

 

8 слайд

  1. Запреты, связанные с борьбой за самосохранение и техникой безопасности.

-Нельзя есть с ножа - к злодеянию.

-Нельзя новорожденного оставлять  одного - дьявол  заменит  своим ребёнком.

-Нельзя нож передавать острой стороной-  желаешь зла.

Нельзя дразнить собаку - собачей жизнью будешь жить.

9 слайд

 

Среди двух сотен табу есть и такое: «Не поблагодаришь за доброе дело – жди беды. Одно «спасибо» спасает от сорока напастей».

- Как  вы понимаете это выражение, объясните.

 

2) У марийцев – всё живое имеет душу. Марийцы почитали лес как божество. Марийский народ поклонялся  природе. Он любил  и почитал  её, но и боялся, считал её явлением божьим

 

   Тема: Табу ( ойоро)  как средство воспитания в марийской  культуре

Цель:

  1. Познакомить учащихся с табу-запретами марийского народа, как средство воспитания в народной среде.
  2. Формирование духовно- нравственных качеств личности.
  3. Воспитание любви к окружающему миру и бережное отношение к нему.

Оборудование: карточки с понятиями «табу» и «ойоро», карточки с табу –запретами

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

 

  1. Вступление.

 

1 слайд

Салам лийже, йоча-влак!

Добрый день, дорогие ребята!

   Ребята, оглянитесь вокруг: на улице, в транспорте, в лесу, дома и просто в школе, в классе своем. И везде сталкиваемся с проблемами. Проблемами экологического, нравственно-этического, санитарно-гигиенического характера: небрежное отношение к природе, неуважение старших, друг друга, падение нравственных ценностей, распространение алкоголизма, табакокурения и наркомании, резкое возрастание неизлечимых болезней.

 - Что же может спасти природу и каждого из нас? (ответы)

Есть еще одно средство в народной педагогике – это табу-запреты или ойоро.

Запись в тетради темы урока.

  1. Изучение новой темы.

2 слайд

            Табу или ойоро, что же это такое? В «Словаре иностранных слов» под редакцией А.Н.Комаровой, это полинезийское слово переводится как религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и.п., нарушение которого неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил. (понятия «табу» записать в тетрадь) эти неписаные законы почитания и обожествления окружающего мира привели к бережному отношению к нему. Были выработаны определенные правила, главный смысл которых запрет, предостерегающей от опасности.

   Ойоро – это от слов ок йоро,  частица ок без к. табу обычно сопровождается предупреждением: если посмеешь вступить запрещенную зону, если возьмешь запрещенный предмет или произносишь неприличное к месту слово, тотчас появляются  таинственные силы, скрытые в предметах, словах и покарают тебя свойственным им способом.

 У марийского народа в реальной действительности до нашего     времени широко используется система табу.

  1. слайд

4. Табу состоит из двух частей: предупреждения и возможного наказания за его нарушение

4 слайд

1 .Табу можно разделить на несколько групп

  1. Экономический .  Связан с  хлебом.

- Нельзя пинать хлеб- бог накажет. Нельзя кидать хлеб- бог накажет.

- Нельзя  оставлять  кусок  хлеба-  силы оставляешь.

-Нельзя стол оставлять без хлеба -  достатка в доме не будет.

-Нельзя отказывать тому, кто попросил хлеба,- даже если в доме последний кусок: тогда в доме всегда будет еда.

 

А вы какие пословицы о хлебе знаете?

 

Хлеб-главный продукт питания, без него не обходится ни один обед в жизни человека. Вот перед вами буханка хлеба. Мы часто покупаем и никогда не задумываемся о том ,сколько труда вложено, чтобы эта буханка появилась на столе. Марийцы по - особому относились к хлебу.

На столе всегда должен лежать каравай хлеба и соль- это показатель достатка. Стол не должен быть пустым. Дальше, как пекли хлеб, когда замешивали тесто, говорили самые добрые слова. Чтобы человек,  покушав хлеб, стал добрее. Провожая в дальнюю дорогу,  хлеб клали на стол, целый каравай.

-Как вы думаете  это сейчас сохранилось?

 

5 слайд

 

  1. Запреты, связанные  священными рощами или святыми рощами

- Что такое священные рощи? (молитвенные места)

- Что делают в священной роще?

В святых рощах нельзя рубить деревья, косить траву, собирать ягоды, пасти скот - руки-ноги отсохнут.

-Нельзя отказываться от верований предков – ангел-хранитель отвернётся от тебя.

Священные рощи до сих пор есть и взяты под охрану.  В Марий Эл около    рощ. Например: в Башкирии, где живут некрещеные марийцы,

до сих пор всё это сохранилось и ни один человек не сломает ни одну веточку в этой роще.

 

6 слайд

  1. Экологические запреты.

-Нельзя плевать в родник, в колодец -  на языке выскочит  болячка.

-Нельзя осквернять чистую воду  в колодце, в речке , в озере- иначе с тобой ,с членами семьи или в твоём хозяйстве  может случиться что-либо страшное и непоправимое.

Марийцы очень почитали  воду. Случай из жизни. Нельзя в незнакомом месте купаться, не  подарив подарок воде, не подарив  подарок роднику  -  брать воды.

-Нельзя разорять птичьи гнёзда - твоя семья распадётся.

-Если сорвёшь ветку цветущей яблони- руки отсохнут

 

Когда выходили из леса кланялись и благодарили.

История с берёзовыми вениками. Никогда не оставлять голой берёзу, срубив все ветки

7слайд

 

4)Нравственные запреты  (ЧИТАЮТ  ОБУЧАЮЩИЕСЯ)

На этих нравственных запретах воспитывали детей:

-Нельзя другим желать зла- оно вернётся к тебе.

-Нельзя грубить родителям – не будет  тебе счастья в жизни.

-Нельзя грубить людям старше себя – может случится  несчастье.

-Нельзя избивать старых- руки будут трясти.

- Нельзя смеяться над старостью - сам тоже состаришься , может ещё хуже.

Воспоминание   человек, который посетил Дом престарелых:

«Я побывал в одном из Домов для престарелых в российской глубинке.

Обстановку  описывать не стану- всё чисто и более-менее благоустроено.Интересно другое- люди и их истории. А ёщё  заслуживают внимание цифры. Они показывают состояние нравственного здоровья  общества, в котором мы живём. В этом Доме для престарелых и инвалидов  живут 28 человек,  и только 8 из них абсолютно одиноки.»

 

8 слайд

  1. Запреты, связанные с борьбой за самосохранение и техникой безопасности.

-Нельзя есть с ножа - к злодеянию.

-Нельзя новорожденного оставлять  одного - дьявол  заменит  своим ребёнком.

-Нельзя нож передавать острой стороной-  желаешь зла.

Нельзя дразнить собаку - собачей жизнью будешь жить.

9 слайд

 

Среди двух сотен табу есть и такое: «Не поблагодаришь за доброе дело – жди беды. Одно «спасибо» спасает от сорока напастей».

- Как  вы понимаете это выражение, объясните.

 

2) У марийцев – всё живое имеет душу. Марийцы почитали лес как божество. Марийский народ поклонялся  природе. Он любил  и почитал  её, но и боялся, считал её явлением божьим

 

                                                                                                                                   

                                                                                                                                 

 

05.02.2015 19:36


Рекомендуем курсы ПК и ПП