СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Такая женская война

Нажмите, чтобы узнать подробности

*

Роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе» (1962), чьим историческим прототипом стала кавалерист-девица Надежда Дурова, героиня войны 1812 года, несомненно, украсила фильмографию актрисы Ларисы Голубкиной.

Перед съёмками, по просьбе Эльдара Рязанова, Голубкина носила только муж­ские костюмы и отрабатывала командный голос. «Через два месяца она была аб­солютный «парень»! К тому же у Голубкиной была мальчиковая фигура», – вспоми­нает режиссёр. По словам актрисы, на съёмочной площадке между ней и Юрием Яковлевым разыгрывались баталии. Например, когда Лариса никак не могла ре­шиться спрыгнуть с балкона второго этажа (даже после прыжка самого режиссё­ра), Яковлев подошёл и шлёпнул её. «И она полетела. Визгу было! Зато после этого ещё восемь дублей прыгала не боясь!» – с улыбкой вспоминал актёр.

Лариса Ивановна в долгу не осталась, на неё сразу нашёлся гусарский мундир (в картине актёры одеты в музейные редкости), так как оказалось, что средний рост гусара был 160 см. Яковлеву же форму нашли не сразу – при 180 см роста! Вот у Голубкиной и был повод поиздеваться над коллегой.

Память о том прыжке у Голубкиной осталась на всю жизнь – в одном из дублей её ступня попала в щель между разошедшимися страховочными матами, и теперь, по словам актрисы, она испытывает неудобство при ходьбе на каблуках.

*

Легенда о предводительнице партизанского движения во время войны 1812 года Васили­се Кожиной осталась в истории России. Прав­да, сейчас историки сомневаются, была ли жена старосты такой боевой, как принято считать.

Однако исполнившей её роль в картине «Васи­лиса» (2014) Светлане Ходченковой выбирать не приходилось. И режиссёр Антон Сиверс, и актриса понимали, что без владения холодным оружием ге­роине не обойтись. «У нас была замечательная каскадёрская группа на площадке, – говорит Светлана. – Но я, видимо, не наигралась в экстрим в инсти­туте, так что все трюки хотела выполнять самосто­ятельно. И на саблях сражаться, и на лошади ска­кать». К слову, оружие в кадре, за исключением опасных трюковых сцен, настоящее. Дизайнер про­екта Александр Стройло уточняет, что пистолеты, ружья, сабли – это точные копии оружия тех времен.

*

«У войны не женское лицо»? Нет, женское. На фронтах во все времена были женщины – санитарки, снайперы, лётчицы. Они сражались плечом к плечу со своими сыновьями, братьями и мужьями, терпя лишения и не жалуясь.

Первая мировая война. В 24-м резерв­ном батальоне воюет Мария Бочкарёва. Для того чтобы попасть в батальон, в который её не принимали, она не по­боялась отправить телеграмму царю. От­вет был положительным, и Мария попа­ла на фронт. Женщина показала себя настолько храбрым бойцом, что удосто­илась Георгиевского креста и трёх меда­лей. В 1917 году Александр Керенский, министр-председатель Временного пра­вительства, обратился к Марии Леонтьев­не с просьбой об организации женского батальона смерти – для поднятия боево­го духа на фронте. Батальон набирали из петербургских институток, аристократок, крестьянок – всего 2000 человек. К ним примкнула и жена Керенского. Такова история, изучением фактов которой заня­лись Игорь Угольников, автор идеи сцена­рия к фильму, продюсер, и режиссёр «Ба­тальона» Дмитрий Месхиев.

Кастинг на роли был сложным. Уголь­ников взял в картину без проб лишь тро­их: Марию Аронову, Марию Кожевникову и Марата Башарова. Актёрский ансамбль дополнили Ирина Рахманова, Валерия Шкирандо, Янина Малинчик и другие. Ак­трисы учились стрелять, маршировать, ползать по-пластунски с оружием. И в съёмках драк участвовать приходилось не понарошку. «Обычно такие эпизоды в кино снимают условно, – вспоминает Кожевникова, – но у Дмитрия Дмитрие­вича другой подход. Если он не слышал хлопка от пощёчины, сцена не засчитывалась. В один из дней мы дубль за ду­блем снимали драку, в результате к вече­ру у меня так раздуло щеку, что казалось, будто это флюс. Мне ещё повезло – кто-то из нас нос сломал, а кому-то зуб выби­ли. Зато все отработали честно».

На съёмках актрисы жертвовали не только носами, но и волосами. В одном из первых кадров парикмахеры острига­ют героинь наголо, причём не современ­ными, а немецкими машинками начала прошлого века. Правда, с современны­ми лезвиями. Стригли, конечно, дублёрш, но Мария Аронова и Мария Кожевникова рискнули пройти через эту экзекуцию сами. «Я с ужасом ждала, когда мой гри­мёр меня побреет, – с улыбкой вспоми­нает М. Аронова, – думала, что у меня сра­зу возникнет ощущение образа. Но увы. Природа меня наградила «пышной» шеве­люрой из трёх перьев, так что в моей при­ческе мало что изменилось. А детям моя стрижка даже понравилась».

*

В приключенческом фильме «Шпион» (2012) режиссёра Алексея Андрианова актриса Виктория Толстоганова сыграла советскую разведчицу Ираиду Петракович, влюбившуюся в немецкого разведчика. Правда, говорит Виктория, к чести её героини, она не знала, что любит вражеского шпиона.

«В фильме моя героиня, сотрудница советской разведки Петракович, – жен­щина, сведённая с ума тяжким грузом воспоминаний о том, что она сдела­ла. Она принимает главного героя Его­ра Дорина (Даниил Козловский) за пре­дателя. Ошибочную информацию даёт Петракович её возлюбленный. О том, что этот возлюбленный являет­ся немецким шпионом Вассером, она не догадывается, – говорит актриса. – В трактовке нашего фильма Петрако­вич – патриотка СССР с коммунистиче­скими идеалами. Другое дело, что при всей её правильности у неё болезнен­ная страсть к жестокости».

По словам Виктории, ролью в «Шпи­оне» она заинтересовалась после того, как режиссёр фильма Алексей Андри­анов сообщил ей, что, по его мнению, Ираида – психически больной человек. Актриса признаётся, что играть безу­мие интереснее, чем страсть, вот толь­ко она не знала, каким образом дать зрителю понять, что и у адекватных раз­ведчиц бывают свои «пунктики». «Сохра­нить душевное здоровье на такой рабо­те, как у моей героини, довольно слож­но. И вот мы задумались: как отразить её безумие в фильме? И придумали, на мой взгляд, удачный кинематогра­фический ход», – делится В. Толстоганова. Ираида в каждом кадре предстаёт в но­вом образе – в новом платье, с другой причёской или в парике, словно она то и дело примеряет театральные маски. Всё это, по задумке режиссёра, делалось ею для того, чтобы совсем не потерять рассудок. «Ираида не столько шпионка, сколько играет в неё и сходит с ума на почве этой игры, – говорит Вик­тория. – В фильме это одновременно и смешно, и страшно, даже трагично».

В фильмографии актрисы много ро­лей в картинах, действие которых про­исходит в предвоенные и военные годы. Как говорит Виктория, с актёрской точ­ки зрения это сложная и спорная эпо­ха. На её фоне характер человека про­является особенно ярко, а играть таких людей – высший актёрский пилотаж. «А вот жить в те времена было страш­но, – добавляет актриса. – Что до меня, почувствовать эпоху во время съёмок мне помогло посещение катакомб. Они меня шокировали. Настоящие катаком­бы в центре Москвы! Мы снимали там сцены плена Егора Дорина. Это был какой-то фантастический реализм!»

*

«Битва за Севастополь» – это реальная история люб­ви снайпера Людмилы Павличенко, кото­рая разворачивается на фоне обороны города. Людмила – невероятно талантли­вый снайпер, за время войны она уничто­жила 309 солдат и офицеров противника, из которых 36 снайперов. Иосиф Виссари­онович рекомендовал её в качестве посла в Америку, и его никто не посмел ослу­шаться. Павличенко явилась первым со­ветским гражданином в Белом доме, где произнесла речь, пытаясь убедить аме­риканское правительство открыть Вто­рой фронт. Ни непрекращающиеся бои, ни страх за судьбу Родины не смогли сло­мить волю героини. Единственное, чего она боится, – потерять возлюблённого, которого у неё может отнять война.

Идея представить героическую обо­рону Севастополя, которая явилась переломным моментом в Великой Оте­чественной войне, а также судьбу леген­дарного снайпера Людмилы Павличенко была одобрена Министерством куль­туры – ведомство выделило на съёмки около миллиона долларов. Работа шла в два этапа: первую часть фильма снимали в Крыму, вторую – в Киеве и Одессе.

Режиссёр Сергей Мокрицкий уже не новичок в полнометражном кино – это его третья большая работа. «Мы счастли­вы, что эти поистине героические съём­ки завершились, несмотря на очень слож­ную политическую и экономическую ситуацию. Я верю, мы сделаем честную картину, достойную памяти наших вете­ранов», – говорила продюсер картины На­талья Мокрицкая.

Категория: Всем учителям
02.03.2016 23:52


© 2016 816

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!