© 2016 816
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
*
Роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе» (1962), чьим историческим прототипом стала кавалерист-девица Надежда Дурова, героиня войны 1812 года, несомненно, украсила фильмографию актрисы Ларисы Голубкиной.
Перед съёмками, по просьбе Эльдара Рязанова, Голубкина носила только мужские костюмы и отрабатывала командный голос. «Через два месяца она была абсолютный «парень»! К тому же у Голубкиной была мальчиковая фигура», – вспоминает режиссёр. По словам актрисы, на съёмочной площадке между ней и Юрием Яковлевым разыгрывались баталии. Например, когда Лариса никак не могла решиться спрыгнуть с балкона второго этажа (даже после прыжка самого режиссёра), Яковлев подошёл и шлёпнул её. «И она полетела. Визгу было! Зато после этого ещё восемь дублей прыгала не боясь!» – с улыбкой вспоминал актёр.
Лариса Ивановна в долгу не осталась, на неё сразу нашёлся гусарский мундир (в картине актёры одеты в музейные редкости), так как оказалось, что средний рост гусара был 160 см. Яковлеву же форму нашли не сразу – при 180 см роста! Вот у Голубкиной и был повод поиздеваться над коллегой.
Память о том прыжке у Голубкиной осталась на всю жизнь – в одном из дублей её ступня попала в щель между разошедшимися страховочными матами, и теперь, по словам актрисы, она испытывает неудобство при ходьбе на каблуках.
*
Легенда о предводительнице партизанского движения во время войны 1812 года Василисе Кожиной осталась в истории России. Правда, сейчас историки сомневаются, была ли жена старосты такой боевой, как принято считать.
Однако исполнившей её роль в картине «Василиса» (2014) Светлане Ходченковой выбирать не приходилось. И режиссёр Антон Сиверс, и актриса понимали, что без владения холодным оружием героине не обойтись. «У нас была замечательная каскадёрская группа на площадке, – говорит Светлана. – Но я, видимо, не наигралась в экстрим в институте, так что все трюки хотела выполнять самостоятельно. И на саблях сражаться, и на лошади скакать». К слову, оружие в кадре, за исключением опасных трюковых сцен, настоящее. Дизайнер проекта Александр Стройло уточняет, что пистолеты, ружья, сабли – это точные копии оружия тех времен.
*
«У войны не женское лицо»? Нет, женское. На фронтах во все времена были женщины – санитарки, снайперы, лётчицы. Они сражались плечом к плечу со своими сыновьями, братьями и мужьями, терпя лишения и не жалуясь.
Первая мировая война. В 24-м резервном батальоне воюет Мария Бочкарёва. Для того чтобы попасть в батальон, в который её не принимали, она не побоялась отправить телеграмму царю. Ответ был положительным, и Мария попала на фронт. Женщина показала себя настолько храбрым бойцом, что удостоилась Георгиевского креста и трёх медалей. В 1917 году Александр Керенский, министр-председатель Временного правительства, обратился к Марии Леонтьевне с просьбой об организации женского батальона смерти – для поднятия боевого духа на фронте. Батальон набирали из петербургских институток, аристократок, крестьянок – всего 2000 человек. К ним примкнула и жена Керенского. Такова история, изучением фактов которой занялись Игорь Угольников, автор идеи сценария к фильму, продюсер, и режиссёр «Батальона» Дмитрий Месхиев.
Кастинг на роли был сложным. Угольников взял в картину без проб лишь троих: Марию Аронову, Марию Кожевникову и Марата Башарова. Актёрский ансамбль дополнили Ирина Рахманова, Валерия Шкирандо, Янина Малинчик и другие. Актрисы учились стрелять, маршировать, ползать по-пластунски с оружием. И в съёмках драк участвовать приходилось не понарошку. «Обычно такие эпизоды в кино снимают условно, – вспоминает Кожевникова, – но у Дмитрия Дмитриевича другой подход. Если он не слышал хлопка от пощёчины, сцена не засчитывалась. В один из дней мы дубль за дублем снимали драку, в результате к вечеру у меня так раздуло щеку, что казалось, будто это флюс. Мне ещё повезло – кто-то из нас нос сломал, а кому-то зуб выбили. Зато все отработали честно».
На съёмках актрисы жертвовали не только носами, но и волосами. В одном из первых кадров парикмахеры остригают героинь наголо, причём не современными, а немецкими машинками начала прошлого века. Правда, с современными лезвиями. Стригли, конечно, дублёрш, но Мария Аронова и Мария Кожевникова рискнули пройти через эту экзекуцию сами. «Я с ужасом ждала, когда мой гримёр меня побреет, – с улыбкой вспоминает М. Аронова, – думала, что у меня сразу возникнет ощущение образа. Но увы. Природа меня наградила «пышной» шевелюрой из трёх перьев, так что в моей прическе мало что изменилось. А детям моя стрижка даже понравилась».
*
В приключенческом фильме «Шпион» (2012) режиссёра Алексея Андрианова актриса Виктория Толстоганова сыграла советскую разведчицу Ираиду Петракович, влюбившуюся в немецкого разведчика. Правда, говорит Виктория, к чести её героини, она не знала, что любит вражеского шпиона.
«В фильме моя героиня, сотрудница советской разведки Петракович, – женщина, сведённая с ума тяжким грузом воспоминаний о том, что она сделала. Она принимает главного героя Егора Дорина (Даниил Козловский) за предателя. Ошибочную информацию даёт Петракович её возлюбленный. О том, что этот возлюбленный является немецким шпионом Вассером, она не догадывается, – говорит актриса. – В трактовке нашего фильма Петракович – патриотка СССР с коммунистическими идеалами. Другое дело, что при всей её правильности у неё болезненная страсть к жестокости».
По словам Виктории, ролью в «Шпионе» она заинтересовалась после того, как режиссёр фильма Алексей Андрианов сообщил ей, что, по его мнению, Ираида – психически больной человек. Актриса признаётся, что играть безумие интереснее, чем страсть, вот только она не знала, каким образом дать зрителю понять, что и у адекватных разведчиц бывают свои «пунктики». «Сохранить душевное здоровье на такой работе, как у моей героини, довольно сложно. И вот мы задумались: как отразить её безумие в фильме? И придумали, на мой взгляд, удачный кинематографический ход», – делится В. Толстоганова. Ираида в каждом кадре предстаёт в новом образе – в новом платье, с другой причёской или в парике, словно она то и дело примеряет театральные маски. Всё это, по задумке режиссёра, делалось ею для того, чтобы совсем не потерять рассудок. «Ираида не столько шпионка, сколько играет в неё и сходит с ума на почве этой игры, – говорит Виктория. – В фильме это одновременно и смешно, и страшно, даже трагично».
В фильмографии актрисы много ролей в картинах, действие которых происходит в предвоенные и военные годы. Как говорит Виктория, с актёрской точки зрения это сложная и спорная эпоха. На её фоне характер человека проявляется особенно ярко, а играть таких людей – высший актёрский пилотаж. «А вот жить в те времена было страшно, – добавляет актриса. – Что до меня, почувствовать эпоху во время съёмок мне помогло посещение катакомб. Они меня шокировали. Настоящие катакомбы в центре Москвы! Мы снимали там сцены плена Егора Дорина. Это был какой-то фантастический реализм!»
*
«Битва за Севастополь» – это реальная история любви снайпера Людмилы Павличенко, которая разворачивается на фоне обороны города. Людмила – невероятно талантливый снайпер, за время войны она уничтожила 309 солдат и офицеров противника, из которых 36 снайперов. Иосиф Виссарионович рекомендовал её в качестве посла в Америку, и его никто не посмел ослушаться. Павличенко явилась первым советским гражданином в Белом доме, где произнесла речь, пытаясь убедить американское правительство открыть Второй фронт. Ни непрекращающиеся бои, ни страх за судьбу Родины не смогли сломить волю героини. Единственное, чего она боится, – потерять возлюблённого, которого у неё может отнять война.
Идея представить героическую оборону Севастополя, которая явилась переломным моментом в Великой Отечественной войне, а также судьбу легендарного снайпера Людмилы Павличенко была одобрена Министерством культуры – ведомство выделило на съёмки около миллиона долларов. Работа шла в два этапа: первую часть фильма снимали в Крыму, вторую – в Киеве и Одессе.
Режиссёр Сергей Мокрицкий уже не новичок в полнометражном кино – это его третья большая работа. «Мы счастливы, что эти поистине героические съёмки завершились, несмотря на очень сложную политическую и экономическую ситуацию. Я верю, мы сделаем честную картину, достойную памяти наших ветеранов», – говорила продюсер картины Наталья Мокрицкая.
© 2016 816