СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по химии 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Дата: 19.01.2018г

Класс: 9

Предмет: химия

Учитель: Жеребятьева Марина Юрьевна

Тема: Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Изучить физические и химические свойства серной кислоты. Рассмотреть области применения серной кислоты.

Планируемый результат обучения

Предметные: Знать общие и специфические свойства серной кислоты. Уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения; проводить реакции, характеризующие свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты, составлять уравнения этих реакций.

Личностные: Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий

Метапредметные: Развитие речи; формирование умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, формирование навыков химического эксперимента при строгом соблюдении правил техники безопасности; развитие у учащихся самостоятельности; внимательности; умение организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

Познавательные УУД: Уметь найти и выделить необходимую информацию, уметь сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать

Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами (владеть способами взаимодействия с окружающими, владеть разными видами речевой деятельности). Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью

Личностные УУД: Владение самоанализом, самоконтролем и коррекцией достигнутых результатов

Ресурсы: презентация, индивидуальные карточки, концентрированная и разбавленная серная кислота, спиртовка, спички, сахарная пудра, вода, стеклянная палочка, фенолфталеин, лакмус, метилоранж, алюминиевый и цинковый порошок.

  1. Структура урока усвоения новых знаний

Этапы урока.

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1. Мобилизующий этап

Проверяет готовность рабочих мест, создает положительный настрой учащихся на урок, приветствует их.

Учащиеся проверяют готовность к уроку, правильность расположения учебников и школьных принадлежностей, приветствуют учителя.

  1. Формирование эмоционального настроя на урок (Л).
  2. Взаимодействие с учителем (К).

3.Следование в поведении моральным этическим требованиям (Р).

3Актуализация знаний.

Проводит фронтальный опрос.

- Скажите, пожалуйста, с каким элементом и какой группы мы начали знакомство на предыдущих уроках? (Сера, IV группа)

- С какими соединения серы мы уже познакомились? (Cероводород, оксид серы (IV), сернистая кислота, оксид серы (VI)), вспомнить их свойства. Каким способом их можно получить?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, которые подводят их к теме урока.

1. Актуализация знаний о соединениях серы и их свойств.(П)

2.Формирование умения определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.(Р)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выявляет, какой класс соединений остался без внимания, направляет обучающихся к правильному ответу. Предлагает вспомнить химические свойства веществ.

Основываясь на знания, полученных ранее определяют тему урока.

1.целеполагание; установление причинно-следственной связи, выводы, обобщения.(П)

2 умение ставить задачу, оценивать правильность выполнения действий(Р).

3 готовность и способность к саморазвитию, самоопределение(Л).

4.Первичное усвоение новых знаний.

Предлагает вспомнить формулу серной кислоты, и записать способы ее получения и применения. ( Презентация)

Проговаривают и записывают формулу серной кислоты, отвечают на поставленные вопросы, фронтальная работа.

1.Проявляют познавательную самостоятельность и активность (П).

2.Осознание ответственности за общее дело (Л).

5. Физминутка

Гимнастика для глаз.

Выполняют гимнастику.

5. Первичная проверка понимания

Проводит демонстрационный Опыт №1. Предлагает вспомнить технику безопасности при работе с химическими реактивами и оборудованием.

Организует работу в парах.

Демонстрирует Опыт №3. Рассказывая про окислительные свойства серной кислоты. (Приложение 2)

Опыт №2(Приложение 2)Учащие испытывают различные индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж в серной кислоте. В пробирку прильем соответственно индикаторы и отметим окраску раствора в каждой пробирке.

Опыт №4. Работа в парах 1. В пробирку поместить порошок цинка или алюминия и добавить 2 мл концентрированной серной кислоты. Учащиеся смотрят опыты, делают выводы и записывают в тетрадь свойства серной кислоты

1.Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в парах (Л).

2. умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности и приходить к общему решению(Л).

3.планирование,прогнозирование результатов работы.(Р)

6. Первичное закрепление

Раздает карточки с уравнением реакции (индивидуальная работа). Приложение 3.

Выполняют работу с карточками. Закрепляя полученные знания

1.Умение выражать свои мысли (К).

2.Умение применять новые знания (П).

3.Умение решать проблемы (Р).

7. Информация о домашнем задании

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. Предлагает составить генетический ряд соединений с серой(цепочку превращения) или упражнение из учебника упр.6 Подготовиться к практической работе.

Записывают домашнее задание

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Предлагает выполнить самооценку.

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, выполняют самооценку уровня усвоения знаний.

  1. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).
  2. Понимать личную ответственность результаты деятельности (Л)

Самооценка уровня усвоения знаний(Р).

Приложения1

  1. Получение серной кислоты

Алхимики получали серную кислоту разложением купоросов. В настоящее время ее получают контактным способом. Сырье: 1 сера-S +O2 +O2 +H2O 2 железный колчедан- -- SO2 -- SO3-- H2SO4 3 сероводород - H2S

Например, сырьем для производства серной кислоты служит железный колчедан – пирит FeS2, который после отделения от пустой породы подвергают обжигу. Газ, выходящий из обжиговой печи, содержит значительное количество оксида серы (lV). Его подвергают тщательной очистке от пыли (Она содержит примеси мышьяка, которые отравляют катализатор) и влаги, пропуская через фильтры и промывную башню.

Очищенный газ нагревается в теплообменнике до 4500 С и поступает в контактный аппарат, где происходит его окисление до серного ангидрида (SO3). Внутри контактного аппарата на специальных решетках находится катализатор – оксид ванадия (V) V2O5, содержащий промоторы. Образовавшийся SO3 поглощают концентрированной серной кислотой (так как при растворении в воде выделяется большое количество теплоты и образовавшиеся пары затрудняют дальнейшее растворение). Образуется олеум – раствор серного ангидрида в серной кислоте (см. презентацию, на экране проецируется процесс получения серной кислоты).

Получение сернистого газа

1 стадия S + O2= SО22S+3О2=2 SO2+2H2O

FeS2+ О2=8 SO2 +2Fe2О3 2 стадия Получение серного ангидрида

2SO2 + O2 = 2SO3 3 стадия Получение серной кислоты

H2O + SO3 = H2SO4 С сернокислотным производством связаны большие экологические проблемы, например, образование кислотных дождей. Термин «кислотные дожди» ввел английский химик А.Смит более 100 лет назад. Причиной возникновения кислотных дождей являются массовые промышленные выбросы оксида серы (lV) и оксидов азота в атмосферу. Взаимодействуя с атмосферной влагой, SO2 создает кислую среду. Растворимость его в воде достаточно велика и составляет 40 объемов на один объем воды

Приложение 2

Опыт №1. В пробирку поместить кусочек медной проволоки и добавить концентрированную серную кислоту (чтобы покрыла проволоку), нагреть пробирку.

Вывод: концентрированная серная кислоты взаимодействует с мелью. При этом выделяется сернистый газ SO2.

Запишем уравнение реакции:

Cu + 2 H2SO4 = CuSO4 + SO2 + H2O

Опыт №2.В химический стакан емкостью 100-150 мл насыпаем примерно 20г сахарной пудры. Стакан ставим на асбестовую сетку. В пробирку наливаем 7-8 мл. концентрированной серной кислоты, слегка нагревает на спиртовке, вливаем кислоту в стакан с сахарной пудрой и быстро размешиваем смесь стеклянной палочкой через несколько секунд происходит энергетическое обугливание и вспучивание сахарной массы. Учащиеся делают вывод о том, что серная кислота обладает сильными водоотнимающими свойствами.

1. В пробирку поместить порошок цинка и добавить 2 мл концентрированной серной кислоты.

Вывод: При взаимодействии цинка с концентрированной серной кислотой выделяется не водород Н2. А соединения серы или сама сера (SO2, H2S, S).

Запишем уравнение реакции:

4 Zn + 5 H2SO4 (конц.) = 4 ZnSO4 + H2S + 2 H2O

Вывод: концентрированная серная кислота реагирует как с металлами до водорода, так и после. НО! Концентрированная серная кислота при комнатной температуре пассивирует железо и алюминий. Поэтому кислоту можно перевозить в стальных цистернах.

В результате реакций образуются сульфаты металла, вода и продукт восстановления серы (S, SO2, H2S).

Приложение 3

  1. MgO + H2SO4 =
  2. Ca(OH)2 + H2SO4 =
  3. K2CO3 + H2SO4 =
  4. Ba(NO3)2 + H2SO4
Категория: Химия
01.10.2018 20:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!