СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология «перевернутый класс» как средство повышения методологической культуры учащихся при обучении иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.В. ГУРКОВА, (г. Горки, Беларусь)

ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Модернизация содержания образования на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Такое понимание образования неизбежно ведет к трансформации традиционных форм и моделей преподавания. Главную роль среди них сегодня играет e-learning — система электронного обучения при помощи информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

С точки зрения такого подхода в основе образования личности лежит не педагогический, а образовательный процесс (обретение и осмысление необходимой учащимся информации всеми средствами, из любого источника, лишь одним из которых может выступать учитель, преподаватель или воспитатель).

С середины 2000-х годов в США началось активное внедрение различных моделей «смешанного обучения», которые предполагают сочетание традиционной классно-урочной системы с использованием интернет - сервисов.

Возможности использования Интернет-ресурсов позволяют решать целый ряд дидактических задач:

  • формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;
  • совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся;
  • формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка;
  • изучать возможности Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, умения налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах;

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

Современные педагогические технологии, метод «перевернутый класс», Интернет-ресурсы обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Почему же так важно вводить новые методы в обучения в школе?

Во время традиционных уроков ученики часто пытаются усвоить то, что они слышат в момент речи учителя. У них нет возможности остановиться, чтобы обдумать сказанное, и, таким образом, они могут упустить и прослушать важные моменты, потому что стараются запомнить и записать слова преподавателя.

Использование видео и других предварительно записанных информационных носителей позволяют ученикам прослушать объяснения и один, и два, и три раза, столько, сколько ему нужно, чтобы понять материал, а также он может обратиться к учебнику и дополнительным ресурсам. В этом случае ученик чувствует большую ответственность за выполнение этого задания, от этого будет зависеть его успешность на уроке.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических правил.

«Перевернутый класс» – это такая педагогическая модель, в которой типичная подача материала и организация домашних заданий представлены наоборот. Видеоматериал рассматривается как ключевой компонент в перевернутом подходе. Доступность просмотра видео с предварительно записанными материалами, подкастами или презентациями, позволяет сделать его неотъемлемой частью концепции перевернутого обучения.

Обучающиеся часто невнимательны в классе и не все успевают записать или списать с доски, дома нет никого рядом, кто смог бы помочь. Появляется тревожное состояние школьников на уроке, нежелание отвечать домашнее задание и т.п. Учитель предлагает объяснение нового грамматического материала в форме учебного видео, давая подробную инструкцию по работе с ним. Учащиеся просматривают видеоролик дома, выполняют упражнения и задания, которые включены для закрепления материала, далее выполняют домашнюю работу по образцу.

Короткие обучающие видеоролики позволяют ученикам продвигаться по теме в удобном для них темпе, перематывая запись для повторного просмотра важных моментов и пропуская те части, материал которых им уже знаком, или они его усвоили. Это способствует тому, что ученики приходят в класс подготовленными к выполнению практических заданий, направленных на закрепление и развитие тех теоретических положений, которые ученики изучили дома.

Потребность в успешной работе на уроке создает дополнительные условия для развития учащихся, и способствует формированию их учебной мотивации.

Перед уроком учащиеся смотрят дома видеоролики (как правило, длительностью от 5 до 15 мин), к которым может прилагаться небольшое задание (составить план, задать вопросы к материалу, решить пример, составить конспект и пр.). Ученик имеет возможность изучить и осмыслить материал в удобном для него темпе, пересмотреть ту часть материала, которая ему непонятна.

Если у ученика возникают вопросы, он может оставить их прямо на сайте, где размещен видеоурок в форме комментария или связаться с учителем или другими учениками через социальные сети. При этом учитель также может частично контролировать и при необходимости консультировать своих учеников.

На уроке учитель и ученики совместно закрепляют изученный материал путем выполнения практических заданий. Учитель делит класс на группы, которые работают в индивидуальном темпе.

Можно использовать метод станций, при котором каждый ученик должен за урок (или несколько уроков) пройти ряд станций-заданий. Каждое задание направлено на закрепление части материала темы, либо на формирование какой-либо компетенции.

Благодаря тому, что дети работают по большей части самостоятельно, учитель может уделить внимание каждой группе или провести индивидуальные консультации с каждым учащимся, которому требуется дополнительная помощь в освоении материала.

Дома учащиеся завершают работу над заданиями, которые начали в классе, пересматривают изученный материал и приступают к прослушиванию новых видео уроков. После изучения темы проводится контрольная работа, в которой ученики демонстрируют приобретенные знания, умения применения их на практике.

Таким образом, суть методики перевернутого обучения заключается в следующем:

1.Подготовка (подбор или создание) учителем виртуальной образовательной среды: видео-уроков, презентаций, иных материалов и заданий к ним, а также выбор электронного сервиса для обратной связи с учениками.

2.Организация учебного процесса. Определение учителем ключевых компетенций по теме, форм работы с учениками на уроке. Учитель учитывает способности и уровень своих учеников, готовит разные задания для нескольких микро групп. В то же время ученики в процессе совместной работы с учителем решают дополнительные задачи: углубления, закрепления и повторения пройденного материала.

3. Итоговая оценка знаний учащихся. Учитель может выбрать совместно с учениками несколько форм выполнения итоговой работы, например, в виде теста или проекта.

Не существует единой модели «перевернутого обучения» – термин широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на просмотре предварительно записанных занятий с последующим их обсуждением непосредственно в классе. В одной общей модели ученики могут просматривать несколько видео роликов (по 5-7 минут каждый). Онлайн-опросы или задания, включенные в презентацию, могут прерываться для проверки усвоения пройденного учениками материала. Прямая реакция на опросы и возможность повторного просмотра видеоматериала помогут прояснить непонятные моменты.

Применение модели «перевернутый класс» позволяет учителю:

  • организовывать обучение в соответствии с современными требованиями;
  • совершенствовать навыки применения информационно-коммуникационных технологий и инноваций в области преподавания английского языка;
  • повышать собственный уровень научно-методической подготовки;

Школа должна подготовить учеников к овладению иностранным языком в автономном режиме. Автономное овладение предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью:

  • самостоятельно инициировать её;
  • ставить адекватные цели и задачи;
  • находить необходимые средства;
  • оценивать результаты;
13.02.2019 22:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!