СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты выступлений педагога - психолога на родительских собраниях "Стили воспитания в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание «Стили воспитания в семье»

Цель: психологическое просвещение родителей в вопросах о возможных стилях воспитания ребенка в семье, о последствиях крайностей воспитания, об основных принципах построения процесса воспитания.

  1. Теоретическая информация о стилях воспитания.

Отношения в семье можно представить в виде формулы:

СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).

Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.

Существует множество классификаций стилей воспитания в семье, я остановлюсь на наиболее распространенной, согласно которой существует пять стилей воспитания ребенка в семье.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — в семье с таким стилем воспитания все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.

При таком воспитании дети постоянно ощущают чувство вины или страха перед наказанием. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между детьми и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — при подобном стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Дети с раннего возраста включаются в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — в семьях с подобной воспитательной стратегией ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Процесс воспитания здесь пущен на самотек.

Опекающий стиль (в терминологии других авторов — гиперопека) — подобный стиль воспитания выражается в стремлении постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Хаотический стиль (в терминологии других авторов — непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Каждый ребенок, как, в принципе, и взрослый нуждается в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. При хаотическом стиле воспитания такой стабильности ребенок не получает. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость.

Вопрос к родителям: какой из стилей воспитания, на ваш взгляд, является желательным и почему, а какие нежелательными?

  1. Практическое задание: «Определите стиль воспитания»
  1. Родители ругают ребенка, уверяя, что они знают, о чем он думает и чего хочет, утверждают, что не допустят проявления у него дурных качеств (лень, азарт, неряшливость и т. д.), хотя реально ничего такого у ребенка не наблюдалось.
  2. Родители понимают, что ребенок способен вырасти сам по себе. Существует радио, телевидение, детские учреждения, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за его судьбу.
  3. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить своему детищу и лучшее решение любых проблем, беря все трудности на себя и лишая его права выбора.
  4. Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчеты и проступки ребенка. Любые его желания оказываются в центре внимания и удовлетворяются.

  1. Анкетирование родителей – «Преобладающий стиль воспитания в вашей семье»

Текст анкеты:

1. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

В. Абсолютно с этим согласен.

2. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел другой ребенок?

А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

3. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

4. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

В. Расстроюсь.

5. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Стараюсь.

Б. Безусловно.

В. Надеюсь.

Обработка результатов:

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

Авторитетный

А

А

А

А

А

Авторитарный

Б

Б

Б

Б

Б

Либеральный

В

В

В

В

В

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

  1. Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.

Предлагаю участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

Ситуация 1.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это, и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?”

- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы:

  1. В чем состоит педагогический просчёт матери?
  2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
  3. Как вы поступили в таком случае?

Ситуация 2.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

- Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

- Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы:

  1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
  2. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
  3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.

Ситуация 3.

В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

Вопросы:

  1. Как дальше может развиться ситуация?
  2. Кто должен уступить место?
  3. Как вы учите вести своих детей в транспорте?

5. Завершение родительского собрания – чтение стихотворения Себастьяна Бранта «О дурном родительском примере»

Себастьян Брант О ДУРНОМ

РОДИТЕЛЬСКОМ

ПРИМЕРЕ

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Теперь вести себя прилично

Не в моде стало, и обычно

И женский пол, себя позоря,

Стал срамословить в разговоре.

Мужья - пример для жён своих,

А дети учатся у них.

Когда родители умны

И добродетельно скромны,

То благонравны и сыны.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Список использованной литературы и Интернет – ресурсов:

  1. Битянова М. Стили родительского поведения (опросник Степанова С.) // Школьный психолог, 2000, №5.
  2. Губкина Т. Родительский клуб // Школьный психолог, 2000, №25.

  1. Рябкова В.Н. Родительское собрание по теме: "Нравственные отношения в семье и в детском саду" – Интернет - сайт «Фестиваль педагогических идей» - режим прямого доступа (http://festival.1september.ru/articles/312240/)
  2. Брант С. Корабль дураков. Избранные сатиры – режим прямого доступа (http://klio.tsu.ru/Narrenschiff1.htm)
Категория: Психологу
07.03.2023 12:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!