СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема детства в творчестве Ф. М. Достоевского

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Кто вы, мальчики? Кто вы, деточки?»

(ПО РАССКАЗУ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»)

«Согласился бы ты принять свое счастье на неоправданной крови маленького замученного, а приняв, остаться навеки счастливым?»

(Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Тема детства, детского страдания, важна для всего творчества Ф.М.Достоевского.

Главная заветная идея писателя, которую он хотел донести до читателя в каждом своем романе, — это идея о возрождении доброты и милосердия в людях. Писатель как будто видел рай Божий и созерцал в нем людей, чистых сердцем, готовых пожертвовать собою ради счастья ближнего. С этих-то духовных высот писатель мысленно глядит на скорбный мир, раздираемый самолюбием и враждой, и в стремительном порыве любви и слова призывает к состраданию, милосердию, умению даже в падшем, злом человеке увидеть искренность и детскость.

Достоевский был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом: «Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чемy-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами. А потому мы их должны уважать и подходить к ним с уважением к их лику ангельскому, <.> к их невинности и <.> к трогательной их беззащитности». Маленький ребенок для Достоевского, особенно смеющийся и веселящийся, — это «лучик из рая», он словно приоткрывает тайну будущего, когда человек станет так же чист и простодушен, как дитя. Эта же тайна «обжигает» все существо героя рассказа, и поэтому он будет стремиться к людям, чтобы помочь восстановить им в себе замутненную доброту и утраченную искренность, а это значит восстановить в себе ребенка.

Сам Достоевский с особой симпатией и большим интересом относился к детям, не только в знакомых ему семействах, но и к совершенно посторонним. «Да и как не любить детей? — писал Достоевский. — Если уж перестанем детей любить, то кого же после того мы сможем полюбить и что станется тогда с нами самими?»

Среди «униженных и оскорбленных» героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Тема детского страдания мучила писателя, особенно мысль о том, что детские слезы ребеночка могут быть результатом неправедной, злой жизни людей.

«Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на елке»- это два рассказа из «Дневника писателя». По свидетельству А.Г.Достоевской, жены писателя, «Мальчик у Христа на елке» принадлежал к числу тех художественных произведений, которые в конце жизни писатель больше всего ценил. Это произведение принято относить к жанру святочных рассказов. Как известно, святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения, действие святочных рассказов происходит как раз в эти праздничные январские дни.

В дневниковом святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке» нашли отражение горестные раздумья и переживания писателя над жизнью тех, о коих Господь сказал: «Пускайте детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19, 14). Мы же, взрослые, подталкиваем сие «наследие от Господа», сию «награду от Него» (Пс. 126, 3) к пропасти.

Сюжет этого рассказа вымышлен, но «мне все мерещится, — писал Достоевский, — что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз».

Рассказ начинается с экспозиции, из которой мы узнаем историю мальчика, некоторые подробности его жизни. Почувствовав холод и бесприютность, мальчик вышел на улицу. Совершенно один, одетый в тоненький халатик, маленький мальчик оказывается в огромном холодном городе Петербурге. Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, отъединенность всех друг от друга, поэтому чувство одиночества и ощущение суеты вокруг не покидает того, кто оказывается в этом огромном городе – настроение, царившее в Петербурге Достоевского.

Результатом всеобщей разъединенности является равнодушие к детскому страданию. «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика».

В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую елку и детский бал в Петербургском клубе художников.

Об этой елке газета «Голос» сообщала: «26 декабря, в пятницу, в петербургском собрании художников назначен большой детский праздник «елка» с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горами, электрическим освещением. Елки петербургского собрания художников много уже лет славятся своим прекрасным устройством. По всей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий. Не худо заблаговременно запастись входными билетами».

Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе. Это описание елки, увиденной мальчиком лишь через большое стекло.

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, потому что его уют, его тепло создают особое переживание близости людей, собравшихся вокруг светящейся елки. Принес ли этот праздник радость нашему герою? Что здесь входит в противоречие с праздничным объявлением в газете? Праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием, от чего маленькому герою стало одиноко и страшно.

«Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше. <.> Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручку дует». Писателю особенно важно здесь достучаться до сердца читателя. Достоевский как будто хочет сказать, что мальчику холодно не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности, душевной мертвости.

Далее автор описывает восхищение мальчика увиденными куколками, «маленькими, разодетыми в красные и зеленые платьица», которые были «совсем как живые». «Живые куколки» противопоставлены мертвым душой людям. Автор также использует прием противопоставления, когда описывает сказочную елку у Христа. На елке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви и участия, он обретает то, чего у него не было на земле, — семью, дом, где его любят.

У малоизвестного немецкого поэта первой половины XIX века Фридриха Рюккерта есть стихотворение под названием «Елка ребенка на чужбине», которое по сюжету напоминает рассказ Достоевского.

Ф.М.Достоевский. «— Кто вы, мальчики? Кто вы, деточки? — спрашивал он, смеясь и любя их.

- Это «Христова елка», — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки.

- И узнал он, что мальчики эти и девочки все были такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестнице к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей. А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут, каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь хорошо.

А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика, разыскали и его маму. Та умерла еще прежде его; оба свиделись у Господа Бога в небе».

Фридрих Рюккерт. «Ребенок-Христос указал рукой на небо — там стояла елка, сверкающая звездами на бесчисленных ветвях. Как сверкали свечи, такие далекие и в то же время такие близкие! Ах, что при этом испытывало сердце одинокого ребенка, увидавшего свою елку!

Дитя почувствовало себя как во сне; тогда с елки спустились ангелочки и увлекли его с собой наверх к свету.

И ныне чужое дитя, вернувшееся на свою родину, находится у Христа на елке. И то что было уготовлено ему на земле, оно там легко позабудет».

Стихотворение Рюккерта призывает надеяться на вечную загробную жизнь, где бедные и угнетенные смогут обрести вечное блаженство и легко позабыть свою горькую жизнь на земле.

Достоевский не может позволить забыть о детских страданиях не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают покой и счастье.

Это позволяет прийти к следующему размышлению: скорбные факты из детской жизни, собранные писателем в его художественных произведениях, звучат упреком. В мире, где нет места состраданию и любви, мучаются и плачут дети, а это, как считал Достоевский, признак неблагополучия в мире, несправедливого устройства жизни. Лишь вера в Христа Распятого и Воскресшего, в Его святое Евангелие, может возвратить ребенку утраченный рай, усладить ему горечь жизни.

Назарова Е. В.

Категория: Литература
08.01.2019 17:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!