СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Пейзаж. Изображение пространства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект

Группа 3, 3год обучения

Педагог Роспопова О.А.

Тема: Пейзаж. Изображение пространства.

  1. Дидактическое обоснование.

Цель: учить выполнять пейзаж, способствовать развитию эстетических качеств личности обучающихся.

Задачи:

Образовательная – обобщить имеющиеся основные понятия и знания по жанрам ИЗО. Познакомить и закрепить понятие перспективы (линейной и воздушной) в работе над пейзажем. Научить находить правильное композиционное решение при заполнении пространства. Совершенствовать технику работы изобразительными материалами для достижения «плановости» рисунка.

Развивающая - развивать зрительную память, образное воображение, композиционное мышление, художественный вкус, моторику рук.

Воспитательная - воспитывать эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, поощрять доброе отношение друг к другу, продолжать формировать навыки в передаче настроения в рисунке.

Ожидаемые результаты:

. Предметные – обучающиеся научатся изображать пейзаж; передавать пространство, используя знания законов линейной и воздушной перспективы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников, называть их авторов.

Метапредметные (УУД): регулятивные – научатся проявлять познавательную инициативу.

Коммуникативные – научатся работать в группе при выполнении задания, вести сотрудничество с педагогом и коллективом, слушать собеседника, излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе;

Познавательные - проявлять познавательную инициативу, уметь структурировать знания - осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, сравнивать информацию, полученную из разных источников. Создавать алгоритм действий и выполнять их. Анализировать работу по заданным критериям, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Личностные - смогут проводить самоанализ выполненной работы, принимать решения и нести ответственность за качество своей деятельности, будут понимать практическую значимость получаемых знаний по изучению новых понятий и изучению творчества художников

2. Методическое оснащение.

Материально-техническая база:

Инструменты и материалы:

  1. лист бумаги для акварели, формат-А-3;
  2. краски акварельные, гуашевые ;
  3. карандаши, кисти,
  4. банка с водой,
  5. тряпочка.

Дидактическое обеспечение:

Зрительный ряд

- репродукции картин художников с изображением пейзажа;

Музыкальный ряд:

- П.И. Чайковский, «Времена года»;

Раздаточный материал:

- композиционные схемы;

- памятки по правилам передачи линейной и воздушной перспективы;

- карточки для проверки знаний;

-«волшебные мешочки» для проведения физкультминутки.

ТСО:

- компьютер;

- телевизор.

Методы:

  • словесный (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);
  • наглядный (демонстрация, электронная презентация);
  • практические (практическая работа, демонстрация готовых работ);
  • информационно – сообщающий.
  • репродуктивный (создание рисунка)
  • частично-поисковый, исследовательский метод (смешение красок на палитре, получение новых оттенков, цветовой гаммы)

3. Формы организации познавательной деятельности:

- индивидуальные, коллективные.

4. Тип занятия: комбинированное с элементами интеграции.

5. Объект труда: изображение пейзажа.

6. Межпредметные связи:

  • литература – стихотворения о природе;
  • природоведение – понятие о горизонте;
  • музыка - произведение П. Чайковского;
  • биология – строение деревьев.
  • ОБЖ – техника безопасности при работе с красками, карандашом.

7. Предварительная работа: Задания на дом для детей. Наблюдение в природе законов линейной и воздушной перспективы.

Этапы занятия:

1.Организационный момент – 1 минута.

2.«Учимся у великих мастеров»-4 минут.

3. Повторение, закрепление знаний полученных на прошлых занятиях Игра «Шифровальщик»- 3 минуты.

4.Обобщение, закрепление знаний о пейзаже -10 минут.

5. Физкультминутка-2 минуты

6.Практическая работа –18 минут

7.Подведение итогов занятия –5 минут

8.Рефлексия – 2 минута.

Ход занятия:

1.Орг.момент: проверка посещаемости, готовности к занятию.

2.«Учимся у великих мастеров» узнать пейзажи выдающихся отечественных художников, называть их авторов.

3. Повторение, закрепление знаний полученных на прошлых занятиях.

Игра «Шифровальщик»: Вниманию детей представлены 4 репродукции с картин художников, обучающиеся по композиционным схемам должны узнать картину

4.Обобщение знаний по теме «Изображение пространства» (пейзаж)

В начале необходимо повторить какие жанры изобразительного искусства вы знаете, и умеете ли вы их определять. Для это выполним задание:

Ребята, определите, жанры изобразительного искусства. (показ слайдов)

Правильно! А что художник изображает чаще всего в пейзаже?

-Окружающую природу, старается передать красоту своей Родины.

-Скажите, а что такое пейзаж?

- Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или преображённая человеком природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей, архитектурных построек, городов, морских видов и т. п. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание.

Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения.

В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить:

  • сельский (деревенский),
  • городской,
  • архитектурный,
  • индустриальный,
  • морской пейзаж или марина,
  • парковый,

При работе над пейзажем, чтобы передать пространство, нужно всегда помнить законы перспективы.

Перспектива – это средство отобразить глубину рисунка, передать пространство на плоскости изображения.

Перспектива делится на линейную и воздушную.

Линейная перспектива – это кажущиеся размерные изменения в пространстве по контурам предметов, которые можно изобразить линией. Основное правило – линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего.

Существует понятие плановости, должно быть хотя бы 3 плана:

  • передний(ближний),
  • средний
  • дальний задний) план.

Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний, если они одинаковые по высоте в реальности

Воздушная перспектива – это кажущиеся световые изменения в пространстве, которые передают тоном и цветом. Все ближние предметы воспринимаются чётко, а дальние неопределённо. Чем дальше находится предмет, тем кажется светлее, чем ближе, тем темнее так и изображаем

- Все удалённые предметы покрываются воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой, беловатый.

- Для передачи пространства ближние предметы нужно изображать яркими, а удалённые - бледными. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые одноцветными; то есть для передачи пространства все ближние предметы нужно изображать разными по цвету красками, а удалённые – одинаковыми

Пример: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку

То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода". Эта точка всегда лежит на линии горизонта

Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

А, что же происходит с предметами по мере их удаления?

Они уменьшаются, меняется цвет…

Давайте назовем основные правила линейной и воздушной перспективы:

  • Прямые, параллельные линии, на рисунке сходятся в одной точке.
  • Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере.
  • Чем дальше находятся друг от друга предметы, тем ближе они будут располагаться на рисунке.
  • По мере удаления предметов цвет теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет.
  • Ближний план – теплый и контрастный, средний – тона мягче, дальний – светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.

5. Физкультминутка Волшебные мешочки. В мешочках буквы, составляющие фамилию художника-пейзажиста. Ребенок должен наощупь узнать букву. Из всех букв команда должна составить фамилию художника.

6. Практическая работа.

Вам, наверное, уже не терпится закончить свою?!

Завершить изображение пейзажа

При работе мы должны использовать знания о линейной и о воздушной перспективе.

Наши задачи:

-. учитывать правила линейной перспективы,

-. цветом показать плановость в воздушной перспективе;

- выделить прорисовкой деталей переднего плана пейзажа.

Итог занятия:

Хорошо. А теперь мы с вами сделаем мини-выставку наших картин! И проанализируем их. (просмотр работ, анализ)

- Вот наша экскурсия в мир пейзажа закончилась. Я надеюсь, вам понравилась наше сегодняшнее занятие!

Не забываем все полученные знания сегодня, они нам пригодятся на следующих занятиях, где мы будем рисовать и продолжать изучать творчество художников.

Рефлексия:

Педагог:

- Чему научились на занятии?

- Какие трудности возникали во время работы?

- Что больше всего вам понравилось?

- Как вы думаете, наша цель достигнута ? Всем ли удалось правильно показать перспективу, передать пространство?

Кто считает, что с заданием справился и все, что задумал получилось, приклейте на угол своей работы смайлик

Домашнее задание:

Совсем немного времени осталось до Нового года, и следуя традиции поздравлять дорогих людей с праздником, дома подумайте над эскизом оформления изделия в технике «Декупаж».

Уборка своих рабочих мест.

Категория: ИЗО
13.11.2020 21:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП