СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № _____

Дисциплина: ОУД 01. Русский язык.

Тема урока: «Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.»

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис. Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли. Синтаксис в системе языка, основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.

Синтаксис - особый раздел языковой науки.

Строение синтаксических единиц, их значение и взаимодействие изучает раздел грамматики под названием «синтаксис». Это слово греческого происхождения, обозначающее «составление» или «построение». Таким образом, раздел изучает, как именно слов построить основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение. Если этот раздел грамматики усвоен на должном уровне, речь будет стройной, логичной и разнообразной. Неразрывно с синтаксисом связана пунктуация. Это система правил, регулирующая постановку знаков препинания. Они помогают разделить текст на предложения, а также логически оформить сами синтаксические единицы.

Основные единицы

Основные единицы синтаксиса – это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.

Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.

Словосочетание

Предложение

Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой.

Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью.

Простое

Сложное

Одна грамматическая основа

Две грамматические основы

Смотреть фильм, письменный стол, цветок на подоконнике, прыгнуть вниз.

Зимой лес необычайно красив.

Ему было очень весело.

Я пришла, чтобы ответить на Ваши вопросы.

Природа оживает: кое-где уже зеленеет травка.

Подчинительная связь

Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная. Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная – от которой необходимо задавать вопрос, зависимая – к которой он ставится.

Разберем примеры: знать (что?) правило. В данном словосочетании "знать" будет являться главным словом, "правило" – зависимым.

Я не знаю, что произойдёт завтра. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой - "я знаю" - задаем вопрос к придаточной (чего?) "что произойдёт завтра".

Способы подчинения

Реализуется подчинительная связь несколькими способами.

1.Согласование: при изменении всей синтаксической единицы словоформы, входящие в нее, также изменяются. Большая корзина; большой корзины, о большой корзине. Зависимыми словами в таком случае могут быть причастия, прилагательные, порядковые числительные и местоимения-прилагательные.

2.Управление: зависимое слово остается неизменным, тогда как главное может менять грамматическую форму. Написал сочинение – написала сочинение – написали сочинение. Зависимые слова: существительные, глаголы, прилагательные и количественные числительные.

3.Примыкание: связь только по смыслу. Шли улыбаясь, очень красивый, уехал работать. Здесь в качестве зависимых будут все неизменяемые части речи.

Сочинительная связь

В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части.

Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и

составляющие части сложного предложения: "На улице скоро стихло, но в доме нарастало

беспокойство".

Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или

при помощи сочинительных союзов. Сравним: "Он шел, плакал, никого не замечал. – Он

шел и плакал". В первом случае используется только интонация, во втором – союз и

(сочинительный соединительный).

Словосочетание. Типы словосочетаний

Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание – самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.

  1. Сначала определяется грамматическая основа. Она не является словосочетанием.

Дождик моросит.

  1. Далее задаем вопросы от подлежащего: дождик (какой?) мелкий.
  2. После этого от сказуемого: моросит (где?) на улице.

По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (письменный стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла улыбаясь, говорить вежливо) и наречные (очень шумно, направо от магазина, где-нибудь в аудитории).

В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.

Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава – полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. "Две студентки" по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.

5.Закрепление материала

1. Придумать по пять словосочетаний разных типов и конструкций.

  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
  2. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: Придумать по пять словосочетаний.

Категория: Русский язык
22.02.2022 10:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!