СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические аспекты формирования патриотических чувств младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сущностные характеристики формирования патриотических чувств в процессе воспитания младших школьников

Для того, чтобы выявить особенности формирования патриотических чувств детей младшего школьного возраста, необходимо раскрыть понятие «патриотическое воспитание».

Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности.

Ряд советских исследователей таких как: А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.Ф.Харламов, И.С.Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т.Лихачев, Л.А.Попов, Л.Г.Григорович, И.П.Подласый, и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории патриотического воспитания, содержания, методов патриотического воспитания.

Суть патриотического воспитания состоит в переводе нравственных норм и правил в знания, взгляды, убеждения, чувства, идеалы, навыки и привычки поведения личности, что в дальнейшем выразится в сформированности нравственных качеств личности. В педагогической литературе проблемой формирования нравственных качеств личности исследовалось в трудах многих деятелей, в частности, О.В.Сухомлинского и В.И.Матвиенко.

По мнению многих ученых, таких как Н.В.Микляева, Т.И.Петракова, И.В.Метлик, одним из сильнейших нравственных чувств является патриотизм. Проблема патриотизма рассматривалась в трудах ряда исследователей: А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Н.А.Бердяева, и др.

К.Д. Ушинский, формируя принцип народности в воспитании, особо выделял необходимость воспитания у детей любви к Родине, человеколюбия, трудолюбия, ответственности.

Под патриотизмом понимают любовь к своей Родине, своему дому, деревне, городу или области, ко всей стране. Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Отчизне, готовность служить ее интересам, выполнять конституционные обязанности по защите Родины. Патриотизм неразрывно связан с воспитанием таких чувств, как честь, чувство долга, ответственности человека в обществе. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям. Все героические события в судьбе России должны активно пропагандироваться независимо от того, при каком государственном строе они произошли, будь то феодализм, капитализм или социализм.

В.Г.Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством.

В словаре В.И.Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник».

В приведенных определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к Родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение. Однако следует более детально уяснить содержание патриотизма. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; проявления гражданских чувств; заботу об интересах Родины; гордость за ее исторические и культурные достижения.

На системе сформировавшихся на протяжении многих веков черт патриотизма и его мировоззренческих характеристик – ценностей, идеалов, смыслов, символов, традиции, инновации и др., основывается интеграция патриотизма в систему образования.

Для того, чтобы осуществлять работу по формированию патриотизма, необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложного процесса. Патриотические чувства возникают тогда, когда человек в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами личной жизни, и, в этом случае, нравственная форма «отдай все силу на благо Родине» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим.

Это требование, носящее характер убеждения, побуждает человека к определенному отношению, к действию.

В процессе развития нравственного переживания побеждает лучшая сторона личности человека. Человек внутренне принимает нравственные требования и отвергает все, что, мешает ему следовать им. Он испытывает нравственное удовлетворение от того, что ему удалось подавить в себе эгоизм, себялюбие, что он стал выше, сильнее, значительнее как личность.

Первичный элемент патриотической деятельности – поступок, поскольку в нем воплощаются цели, мотивы и ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, действие, последствия поступка и личную оценку. Поведение, обнаруживающее ценности человека – это его поступки, совершаемые в ситуации, где есть выбор. Для того чтобы добраться, в конечном счете, до «нравственного знаменателя личности», необходимо предварительно отсеять массу действий, совершенных ею в ситуациях, где либо вовсе нет выбора, либо выбор очень невелик. Проделать такую операцию, наблюдая реальное поведение человека, – весьма сложная задача. Поэтому исследователи идут другим путем – они ставят испытуемого в ситуацию выбора, создавая условия преднамеренно. Совокупность поступков человека, имеющих патриотическое значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением.

Патриотизм, как нравственное чувство вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни, уклада, народных и семейных традиций и закрепляется в системе ценностей личности, в фиксированных установках ее поведения. В патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста особую значимость приобретает семья, rак писал Ф.Бэкон.

Вопросы патриотического воспитания вообще, и воспитания патриотических чувств – в частности, исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: Белинского В.Г., Водовозова В.И., Каптерева П.Ф., Ломоносова М.В., Ушинского К.Д. Все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре.

Энциклопедический словарь трактует «патриотизм» как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [1, с. 127]. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Более современное понятие «патриотизма» связывает сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем, организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями [3, с. 201].

Более четко определено моральное содержание этого понятия в Философском словаре.

«Патриотизм греч. Patris – Отечество; нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины» [2, с. 528].

Таким образом, патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Из этого определения мы сделали вывод, что патриотическое воспитание требует воздействия на 3 составляющие психики ребенка: когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства младших школьников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью. Именно на этом компоненте патриотического воспитания остановимся более подробно.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.

Цель воспитания патриотических чувств – цель сложная, многогранная, достигаемая путѐм решения задач, которые выделила В.С. Шилова. Она разделила их на стратегические, тактические, оперативные.

К стратегическим задачам патриотического воспитания относится:

1. Уважение к своей Родине, к малой Родине. Воспитание любви, доверия.

2. Развитие интереса и знакомство с русскими традициями, промыслами и обучение им.

3. Уважение ко всем народностям многонациональной России. Быть толерантным, терпимым по отношению к другим национальностям и просто к другим людям.

К тактическим задачам патриотического воспитания относится:

1. Ответственное отношение к своей учебе.

2. Интерес к изучению истории своей страны, своей «малой Родины».

3. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства принадлежности к родному дому, семье, школе, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

4. Воспитание уважительного отношения к человеку и к его труду.

5. Воспитание уважительного отношения к государственной символике: гербу, флагу, гимну, традициям государства, общественным и национальным праздникам.

6. Воспитание у детей любви к природе и всему живому, желание беречь и защищать ее.

7. Развитие чувства ответственности и гордости за свою страну.

К оперативным задачам относится:

1. Укрепление в сознании школьника чувства принадлежности к многонациональному российскому государству; народу России как древнейшей исторической общности людей, развивающейся на определенной территории.

2. Укрепление чувства общенациональной гордости.

В педагогической концепции «Патриотического воспитания учащихся» отмечается, что одной из задач российской национальной системы образования и воспитания является задача пробуждения и формирования патриотических чувств и ценностей в каждом обучающемся: 1. Проявление любви к своим родителям, предкам, родному краю;

2. Любовь к родному языку, культуре, народу, знание и уважение к его историческому прошлому страны, национальным традициям, обычаям;

3. Осознание своей национальной идентичности, признание единства с представителями своего народа;

4. Забота о своем добром имени, своих друзей и родственниках, охрана своего человеческого и национального достоинства и чести;

5. Активная деятельность с целью изучения и развития родной культуры, искусства, науки, демократии, социальных процессов;

6. Борьба за укрепление духовности и благополучия всех представителей национальных меньшинств России; преданная любовь к России, готовность защищать родную землю от врагов, способность к героическим поступкам и деяниям во имя свободы и независимости России;

7. Чувство неприятия зла, лжи, негатива в любой форме, способность отвергать антироссийские, недоказанные версии, идеи, вредные и враждебные своему народу и Родине.

27.06.2023 10:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!